Файл: Учетная политика организации: цель, задачи,формирование, применение.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учетной политики организации
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Учетная политика для целей налогового учета
2. Формирование учетной политики и ее раскрытие в бухгалтерской отчетности
2.1 Документация учетной политики
2.2 Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерской отчетности
Принимать учетную политику компании на каждый текущий год не нужно, потому как для целей налога на прибыль применяется принцип последовательности применения норм и правил налогового учета. Утвержденная учетная политика применяется в организации с даты ее создания и до даты ликвидации. Если же политика принята на конкретный год, то данная политика даже без пролонгации применяется в последующие налоговые периоды.
Учетная политика по НДС может меняться один раз в год потому как по НДС изменение учетной политики возможно с 1 января года, следующего за годом, в котором она была утверждена. Но тем не менее, как и в случае с политикой по налогу на прибыль, с НДС должен действовать принцип последовательности учета. Поэтому, даже если политика принята на конкретный календарный год, это не исключает ее применения в последующие периоды без издания приказа о пролонгации.
Однако во избежание споров с проверяющими лучше каждый год издавать приказ о продлении срока действия учетной политики либо принимать ее не на конкретный год, а на неопределенный срок.
Изменение политики для целей налогообложения прибыли возможно лишь в трех случаях:
- во-первых, при изменении применяемых методов учета. При этом изменения будут действовать с начала следующего налогового периода;
- во-вторых, при изменении законодательства о налогах и сборах. Внесенные в учетную политику изменения начнут действовать не ранее, чем начнет действовать закон в измененной редакции;
- в-третьих, если компания начинает осуществлять новый вид деятельности.
В последних двух случаях изменения в политику могут вноситься в течение года.
По другим основаниям изменить политику в течение года не получится. Например, реорганизация не может служить основанием для изменения учетной политики.[7] Все изменения и дополнения, так же как и учетная политика, должны утверждаться (распоряжением) руководителя.
Учетную политику для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета удобнее оформлять отдельными документами, поскольку такой подход облегчит внесение изменений в учетную политику: при внесении изменений в налоговую учетную политику (а налоговое законодательство у нас меняется достаточно часто) не будет необходимости менять бухгалтерскую политику.
При подготовке политики необходимо помнить, что, избрав конкретный вариант такой политики, компания лишается возможности использовать другой механизм налогообложения.
При подготовке политики на 2009 г. следует иметь в виду, что в связи с изменением правил начисления амортизации компаниям, имеющим основные средства и нематериальные активы, необходимо выбрать один из двух методов начисления амортизации, который они станут применять: линейный или нелинейный, так как в 2009 г. уже нельзя комбинировать эти методы. Только один из них компания может применять в отношении всего имущества. Исключение составят здания, сооружения, передаточные устройства, нематериальные активы из восьмой - десятой амортизационных групп, срок полезного использования которых соответственно составляет более 20 лет. Менять метод начисления амортизации с нелинейного на линейный можно не чаще одного раза в пять лет. Обратный же переход не ограничен.
Срок на хранение учетной политики для целей налогообложения НК РФ не установлен. Хранить ее для целей налогообложения нужно три года, следующих за годом применения, поскольку в течение этого срока может быть проведена выездная проверка. За отсутствие учетной политики по истечении этого срока ответственность не установлена.[8]
Учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние налогового учета.
Вывод: Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что учетная политика организации это в своем роде уникальное средство, с помощью которого осуществляются процессы реальной либерализации системы бухгалтерского учета, осуществляется совершенствование нормативно-документальной системы регулирования бухгалтерской отчетности и учета, а так же с ее помощью разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, определенных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
2. Формирование учетной политики и ее раскрытие в бухгалтерской отчетности
2.1 Документация учетной политики
Учетная политика организации определяется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 03.11.2006).
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению от 31.10.2000 N 94н.
- Положение по бухгалтерскому учету от 06.10.2008 N 106н "Учетная политика организации" (ПБУ 1/08).
- Положение по бухгалтерскому учету от 06.10.2008 N 106н "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/08).
При формировании учетной политики утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Действующий План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (действует с последующими изменениями и дополнениями).
На основе этого Плана счетов рассматриваемая мной организация ООО «Ремит» утвердила рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.[9]
Перечень лиц, которые имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. При этом документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером либо уполномоченными ими на то лицами.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Самыми распространенными ошибками в первичных учетных документах являются следующие.
- на документе отсутствует подпись уполномоченного лица или она отличается от его же подписи на других документах;
- на документе отсутствует или смазана печать (если ее наличие обязательно);
- данные первичных документов не соответствуют данным в счетах-фактурах;
- документ содержит подчистки;
- в документе не указан номер и/или дата его составления.
Все организации должны указать в учетной политике все виды первичных документов, которые применяются организацией для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только те, по которым нет унифицированных форм.
Рассмотрим основные первичные документы на примере ООО «Ремит».
Документы по учету кадров:
- личная карточка работника (Форма Т-2);
- штатное расписание (Форма Т-3);
- приказ о предоставлении отпуска работнику (Форма Т-6);
- график отпусков (Форма Т-7);
- приказ о расторжении трудового договора с работником (Форма Т-8).
Документы по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:
- табель учета рабочего времени (Форма Т-13);
- платежная ведомость (Форма Т-53);
- лицевой счет (Форма Т-54);
- записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (Форма Т-60).
Кассовые документы:
- приходный кассовый ордер (Форма КО-1) - по ним производится прием в кассу организации наличных денежных средств;
- расходный кассовый ордер (Форма КО-2) - по ним осуществляется выдача из кассы наличных денежных средств;
- кассовая книга (Форма КО-4) - в ней фиксируются все кассовые операции, совершаемые в организации;
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (Форма КО-3);
- авансовый отчет (Форма АО-1).
Документы по учету работ, услуг:
- акт о приемке выполненных работ (Форма КС-2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (Форма КС-3);
Документы по учету результатов инвентаризации:
- инвентаризационная опись основных средств (Форма ИНВ-1);
- инвентаризационная опись ТМЦ (Форма ИНВ-3);
- сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (Форма ИНВ-19);
- приказ о проведении инвентаризации (Форма ИНВ-22).
В ООО «Ремит» устанавливаются следующие формы регистров:
- регистр учета поступлений денежных средств;
- регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг;
- регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг;
- регистр учета расхода денежных средств;
- регистр-расчет амортизации основных средств.
Понятие «первичный учетный документ» в Налоговом кодексе РФ специально не раскрыто. Поэтому исходя из нормы п. 1 ст. 11 НК РФ, устанавливающей, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ), используемые в налоговом учете первичные документы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним в бухгалтерском учете.
Порядок оформления первичных документов предусматривается нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти. Этим органам в соответствии с законодательством РФ предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
Поэтому применение типовых унифицированных форм первичной учетной документации или самостоятельно разработанных налогоплательщиком первичных документов, отвечающим требованиям закона о бухгалтерском учете, при фиксировании произведенных затрат позволит налогоплательщику учесть их в расходах, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль.
Однако не всегда типовая унифицированная форма первичного учетного документа, используемая в бухгалтерском учете, будет позволять учесть все необходимые данные для налогового учета. В этом случае в форму можно внести дополнительные строки и графы, для отражения недостающих показателей.
Отсутствие первичного документа в налоговом учете классифицируется как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения[10]. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения влечет взыскание штрафа.
2.2 Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерской отчетности
Каждая организация должна раскрывать принятые при составлении учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными же могут быть признаны такие способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не смогут достоверно оценить финансовое положения организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств.
Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету[11].
В том случае, если бухгалтерская отчетность публикуется не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, которая непосредственно относится к опубликованным данным.