Файл: "Товароведение как наука".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В середине XIX в. издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, в частности, работа А.Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», в которой были приведены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов.

В 1856 г. И.Вавилов издает «Справочный коммерческий словарь», в котором дает определение товароведения как науки и описание отдельных товаров.

Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография А.Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков». Следует отметить, что многие из описанных им способов подделок (фальсификаций) пищевых продуктов и средств их обнаружения не утратили своей актуальности и в наши дни.

В том же 1859 г. вышла в свет книга А.М.Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», в которой была рассмотрена товароведная характеристика пищевых продуктов. [8, с.544]

Вслед за этими изданиями в 1860 г. появляются классические работы М.Я.Киттары (1825--1880), представленные циклом книг под единым названием «Публичный курс товароведения» (выпуски 1--4). М.Я.Киттары был автором первых российских учебников по товароведению, где были изложены научные основы товароведения. Публичные лекции профессора Киттары в области товароведения пользовались большим успехом в 1851--1852 гг. в Казани, а с 1859 г. -- и в Москве.

Вследствие действий членов академических сообществ Российской федерации - профессоров и педагогов тренировочных учреждений, какие по собственной воле изучали продукты, реализуемые в районных базарах, был санкционирован социальный и правительственный надзор свойства основных типов продукта и возникла соперничество с их фальсификацией. Данным разъясняется, то что в 1-ый учебниках согласно товароведению существенное роль уделялось фальсификации продуктов и методам её выявления.

Научно-исследовательские работы по товароведению в XIX в. проводились на кафедрах технической химии российских университетов, а также в Московской практической академии, в которой с 1858 по 1880 гг. работал М.Я.Киттары, а потом - П.П.Петров и Я.Я.Никитинский.

Анализ литературы согласно химико- технологические процессы, тех. химии и товароведению, опубликованной в XIX в., демонстрирует, то что у истоков российского товароведения в главном существовали эксперты-технологи ученого. Их деятельность лакнули академическое течение в товароведении с доминированием хим и научно-технических проблем, что в продолжительные года предрешило формирование товароведения равно как урока никак не только лишь в XIX, однако и в XX взрывчатка.


Дальнейшее развитие научного товароведения во многом связано с учеными Московского коммерческого института: Ф. В. Церевитиновым, В. Р. Вильямсом, А. М. Бовчаром и др. В 1906--1908 гг. ими был издан учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов в двух томах. Позднее учебник был переработан, значительно расширен. После учебника М.Я.Киттары это был новый капитальный труд, в котором знания товароведения основывались на фундаментальных науках: естествознании, химии и физике. В предисловии авторы писали, что технология в курсе товароведения должна иметь вспомогательное значение и излагаться с позиций понимания происхождения качества товаров. [9, с.416]

Попытки создать учебники по товароведению имели место и в конце XIX начале XX в.

III этап – в 1930-е годы происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами - новый этап в развитии товароведения товароведно-формирующий.

В 1933г. вышла книга М.С.Бродского и Г.Р.Корек «Основы товароведения», в которой была предпринята попытка использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения.

Традиции основоположников товароведения были продолжены Я.Я.Никитинским (младшим), С.А.Ермиловым, Н.И.Козиным, А.А.Колесником и др., в научных трудах и учебниках которых получило дальнейшее развитие товароведение пищевых продуктов.

В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н.А.Архангельский, А.И.Андрусевич, Н.С.Алексеев, Н.В.Булгаков и др.

Под их руководством были проведены обширные научно-исследовательские работы в области товароведения пищевых продуктов и промышленных товаров, позволившие значительно расширить банк данных о потребительских свойствах товаров и о методах их исследований. В результате этого существенно пополнилась учебная информация, усилилось теоретическое обоснование товароведения. Учебники по товароведению многократно издавались с изменениями и дополнениями.

В конце 1950-х -- начале 1960-х годов выходят отдельными книгами учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по три-четыре издания. Отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов.


Учебники по товароведению промышленных товаров вышли в свет в восьми книгах в 1957--1962 гг.

Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно-практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Выпускались различные справочники, пособия, словари.

В начале 1990-х годов издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось из-за финансовых

Необходимо отметить значительный вклад в развитие товароведения и зарубежных ученых, в первую очередь немецких и польских, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. В 1967г. в СССР была переведена на русский язык и издана книга Г.Грундке «Основы общего товароведения».

Учебники по товароведению издавались во многих восточноевропейских странах, причем товароведение в этих странах развивалось в тесном сотрудничестве с советскими учеными-товароведами.

В 80-х годах XX в. наряду с аналитическими научными исследованиями в товароведении появляются работы, основанные на моделировании процессов, выявлении принципов и закономерностей, прогнозировании сроков хранения и конечных результатов. К таким исследованиям можно отнести работы профессоров А.А.Колесника, В.С.Колодязной, Б.А.Карташкина и М.А.Николаевой. Кроме того, ими были обнаружены биоритмы при хранении плодоовощной продукции.

Работами Н.И.Козина и Л.Н.Ловачева выявлены определенные закономерности, определяющие изменения качества пищевых жиров при хранении, а также принципы разработки новых видов жиросодержащих продуктов. В работах М.А.Габриэльянца представлены подходы к прогнозированию удлиненных сроков хранения мясных товаров с использованием перспективных методов. [4, с.238]

В последнее десятилетие в связи с приходом в товароведную науку ученых-технологов возникли новые направления научных исследований в области моделирования разработки обогащенных пищевых продуктов лечебно-профилактического назначения.

Развитие современного товароведения на прогностической ступени происходит путем интеграции с другими фундаментальными и прикладными науками (биохимией, физической химией, биофизикой, маркетингом, менеджментом качества и логистикой). Дальнейшее совершенствование этой интеграции позволит товароведению как науке подняться и на четвертую, аксиоматическую ступень, на которой станут возможными точные и долгосрочные прогнозы


Содержательные контуры товароведения как науки в промышленности, ее цели и задачи

Товароведение - это наука о характеристиках товара, определяющих их потребительские стоимости и факторы обеспечения этих характеристик. Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

Цель и задачи товароведения.

Задачи товароведения:

1. Управление ассортиментом товаров.

2. Оценка качества товаров (в том числе новых отечественных и импортных).

3. Установление принципов и методов товароведения обуславливающих его научные основы.

4. Систематизация товаров путём рационального применения методов классификации и кодирования.

Задача товароведения содержится в исследовании основополагающих черт продукта основополагающих его потребительную цена, и еще их перемена на всех шагах товародвижения.

Содержание выдержки и её взаимосвязь с иными науками.

Данная наука содержит 2 раздела:

1. Единая часть;

2. Приватное товароведение.

В общей части рассматриваются теоретические основы, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы т.д.

Схема анализа данного раздела:

1. Понятие о товарной группе или виде товаров.

2. Краткая характеристика потребительских свойств товара (надёжность, назначение).

3. Частная классификация ассортимента.

4. Факторы формирующие качество и факторы влияющие на сохранность, хранение и подготовку товара к реализации.

1. Математика, статистика, математическое моделирование и т.д.

2. Химия, биология, физика, микробиология и т.д.

3. Стандартизация, сертификация и т.д.

4. Коммерция, организация и технология коммерческой деятельности, маркетинг и т.д.

5. Организация производства, экономика предприятия, бухгалтерский учёт и т.д.

Основные принципы товароведения и их характеристики.

1. Первый принцип товароведения - безопасность. Это принцип который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).


2. Принцип эффективности - заключается в достижении наиболее оптимального результата при производстве, реализации и эксплуотации товаров; сохранении количества и качества товара на всех этапах.

3. Принцип совместимости - определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию не вызывающему нежелательных воздействий.

4. Взаимозаменяемость - это принцип, определяемый пригодностью одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.

5. Систематизация - это принцип, заключающийся в установлении определённой последовательности однородных, взаимосвязанных товаров. Данный принцип положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, кодирование товаров.

Рассмотрим цели и задачи товароведения.

Товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.

Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более, чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин -- химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

Товароведение - наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение - знания о товарах.

Данные познания нужны равно как технологам компаний-производителей, товароведам индустриальных, аграрных и трейдерских учреждений, специалистам, предпринимателям, экономистам, бухгалтерам, клеркам, таким образом и клиентам. Минувшие приобретают познания о товаре с поддержкой денег данных (маркировки, рекламы, заметок, книжек и т. п.), по этой причине весьма немаловажно, для того чтобы ресурсы глобальной данных в свойстве главного ключа применяли товароведные познания о товаре.