Файл: Правовая охрана служебной и коммерческой тайны ( Нормативно-правовые основы коммерческой тайны и служебной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 1010

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Несовершенство законодательства в сфере защиты коммерческой тайны порождает бесконтрольный, по сути, незаконный экономический оборот конфиденциальной коммерческой информации. Зачастую встречаются факты продажи информации, находящейся в распоряжении налоговых органов, ФТС, Пенсионного фонда, паспортно-визовых столов, а также органов валютного контроля, которые призваны обеспечивать ее защиту от противоправного доступа. Таким образом, наносится значительный ущерб как бизнес-интересам компаний, так материальным и моральным интересам граждан. Кроме того, учитывая низкий уровень стимулирования инновационного хозяйствования в стране, а также проблемы, связанные с реформированием науки и образования, привлечением инвестиций в сферу создания объектов интеллектуальной собственности, вопросы защиты интеллектуальной собственности, включая коммерческую тайну, приобретают для России стратегический характер. Всё это в совокупности обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты коммерческой тайны.

Таким образом, в российской правовой науке до сих пор отсутствует комплексная характеристика механизма регулирования коммерческой и служебной тайны, которая позволила бы усовершенствовать как законодательное регулирование отношений по поводу коммерческой и служебной тайны, так и правоприменительную практику. Изменение концепции правового регулирования коммерческой и служебной тайны предполагает необходимость выработки научно-обоснованных рекомендаций по применению многочисленных новелл законодательства.

На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Правовые проблемы правовой охраны служебной и коммерческой тайны изучались следующими авторами: Ф.А. Абаев, Д.В. Анцупов, И.Л. Бачило, Д.Н. Беспалов, М.Н. Бочаров, С.Н. Братановский, С.В. Видов, А.Б. Воронина, И.Б. Гайдукова, Н.Б. Ельчанинов, С.Н. Загородников, Г.Г. Камалова, А.Э. Кривошапкина, Ю.В. Пономарева, К.Г. Попов, А.Н. Пушкарева и другие.

Цель работы - рассмотреть понятие служебной и коммерческой тайны, их правовое регулирование и охрану в гражданском праве Российской Федерации.

Задачи проведенного исследования:

- дать понятие коммерческой и служебной тайны;

- рассмотреть правовую регламентацию коммерческой и служебной тайны в законодательстве Российской Федерации;


- исследовать особенности правовых режимов коммерческой тайны;

- проанализировать охрану и защиту коммерческой и служебной тайны.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовой охраной служебной и коммерческой тайны.

Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с правовой охраной служебной и коммерческой тайны.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.

Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованных источников.

1. Нормативно-правовые основы коммерческой тайны и служебной тайны

1.1. Понятие коммерческой и служебной тайны

В русском языке под тайной принято понимать нечто скрытое, известное лишь некоторым лицам, т.е. некое знание, информацию, круг субъектов которой строго определен и по общему правилу не подлежит расширению. Самым близким синонимом слова «тайна» считается «секрет»[1].

В отличие от толковых словарей, законодательством Российской Федерации не выработана единая позиция по вопросу определения понятия тайны. Так, с одной стороны, тайной именуются в различных нормативных правовых актах сведения, неразглашение которых служит интересам государства (государственная тайна), общества, отдельных физических или юридических лиц (адвокатская, врачебная, налоговая, аудиторская тайна) – в данном случае юридическая трактовка фактически соответствует лексической. Одновременно, с другой стороны, законодатель рассматривает в качестве тайны не саму информацию, а режим ее конфиденциальности, устанавливаемый в целях сохранения сведений, имеющий существенное значение для ее обладателя – именно такой подход к пониманию сущности тайны был принят при правовой регламентации защиты коммерческой тайны[2].


Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3], классифицируется она по способу распространения и по видам доступа, подразделяясь на две категории: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. 

Чтобы информация рассматривалась как информация с ограниченным доступом, необходимо соблюдение следующих условий:

  • информация должна быть документированной, то есть зафиксированной на материальном носителе.
  • должен существовать нормативный акт или закон, в соответствии с которым происходит ограничение доступа.

Данные, относящиеся к информации ограниченного доступа, делятся на категории и регламентируются соответствующей буквой закона.

Систематизация тайн является одной из актуальных проблем изучения тайны как института права. Связано это с тем, что не существует стройной иерархической системы тайн, закрепленной законодательно. Основу для легального определения отдельных видов тайн в российском законодательстве составляет Конституция РФ[4]. В ней закрепляется право граждан, организаций и государства на тайну. На основе данных положений Конституции РФ отраслевым законодательством Российской Федерации выделяются соответствующие виды тайн: тайна частной жизни, профессиональная, коммерческая, служебная, государственная тайна[5].

Для определения содержания и признаков, характеризующих указанные виды тайн, проанализируем действующие нормативные правовые акты и научно-правовые источники. Законодатель в различных нормативных документах выделяет некоторые виды тайн, однако очевидно, что единое основание их разграничения отсутствует, в связи с чем одни и те же сведения могут подпадать под защиту различных видов тайн. Такой способ систематизации называется фасетным.

Коммерческая тайна является подвидом конфиденциальной информации (абз. 2 ст. 3 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ[6]).

Получается, что все сведения, относимые к коммерческой тайне, являются конфиденциальной информацией, но не вся конфиденциальная информация составляет именно коммерческую тайну.

Обладателю неких сведений предоставлено право самостоятельно определить, какие из них могут быть отнесены к коммерческой тайне. При этом такие сведения:

Должны подходить под критерии отнесения к такому виду тайны (абз. 2 ст. 3 закона № 98-ФЗ)[7].


Не должны быть упомянуты в перечне сведений, в отношении которых в принципе согласно требованиям закона не может быть установлен такой режим (ст. 5 закона № 98-ФЗ). Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35[8], по-прежнему формально не утратил юридической силы.

Согласно п. 3 указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 служебная тайна – это такие данные, доступ к которым ограничен по прямому указанию федерального закона государственными органами.

ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ определено, что коммерческой тайной называют режим конфиденциальности информации. Его разрешено применять только к определенным категориям сведений. Кроме того, законодательство содержит перечень данных, которые ни в коем случае не могут быть помещены под режим конфиденциальности (ст. 5 закона № 98-ФЗ)[9].

Разница между этими 2 понятиями заключается в следующем:

Понятие «служебная тайна» часто применяется к деятельности государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и рядовых сотрудников. Под ней подразумеваются данные, тайный характер которых обусловлен интересами службы.

Информация, относящаяся к коммерческой тайне, несет в себе коммерческую ценность, т. е. с ее помощью обладатель может получить коммерческую выгоду[10].

В праве и юридической доктрине нет однозначного мнения по поводу соотношения данных понятий и субъектного состава обладателей доступа к информации (например, является ли служебной тайной коммерчески ценная информация, доверенная работнику в связи с исполнением им должностных обязанностей, или к такой тайне применимо только определение «коммерческая»).

Служебная тайна включает в себя информацию, которую условно можно разделить на 2 группы:

Сведения, связанные с деятельностью должностных лиц. Например, данные предварительного расследования (тайна следствия), планируемые военные учения (военная тайна) и т. п.

Информация, полученная госслужащими в результате их деятельности. К примеру, информация, относящаяся к коммерческой тайне[11].

Всякая информация, имеющая ценность в силу ее недоступности широкому кругу лиц, считается тайной[12].


1.2. Правовая регламентация коммерческой и служебной тайны в законодательстве Российской Федерации

Анализ ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» – «Ограничение доступа к информации» показывает, что законодатель в нем указывает на существование следующих видов специальных режимов информации:

– режим государственной тайны;

– режим коммерческой тайны;

– режим служебной тайны;

– режим профессиональной тайны;

– режим персональных данных.

Федеральное законодательство в настоящее время выделяет государственную, служебную, профессиональную, коммерческую, банковскую тайны, а также тайну, относящуюся к персональным данным (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»[13], Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности»[14], Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[15], Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[16], Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[17], Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ), часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ[18]; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ[19] и др.).

Главным нормативным актом, регламентирующим правоотношения в области коммерческой тайны, выступает ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. Положения данного закона не распространяют свое действие на информацию, которая в соответствии с актуальным законодательством отнесена к государственной тайне (п. 3 ст. 1 закона «О коммерческой тайне»).

Спектр данных, которые не могут быть объявлены коммерческой тайной, регламентирован постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35[20].

Отдельные нормы могут также устанавливаться отраслевым законодательством. В т.ч. коммерческой тайне в границах трудовых правоотношений, помимо ст. 11 закона «О коммерческой тайне», посвящен ряд положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ)[21] от 30.12.2001 № 197-ФЗ: