Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права
1.1 Понятие субъектов предпринимательского права
1.2 Признаки субъектов предпринимательского права
2.3 Виды субъектов предпринимательского права
Глава 2. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности
2.1 Правовое положение индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательского права
2.2 Правовое положение субъектов малого предпринимательства
2.3 Правовое положение кредитных организаций как субъектов предпринимательского права
2.4 Правовое положение страховщиков как субъектов предпринимательского права
Гражданин считается полностью дееспособным с 18-летнего возраста, следовательно, и самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью он может по достижению им этого возраста. Однако, законодательно установлено, что несовершеннолетние вправе приобрести статус индивидуального предпринимателя, зарегистрироваться в качестве такового с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей[42]. Закон не определяет возраст таких лиц. Представляется верным установить отметку в 16 лет, так как именно с этого возраста наступает налоговая, административная ответственность, уголовная ответственность за экономические преступления.
Однако из этого правила есть исключения. Так, несовершеннолетний может получить полную дееспособность и до достижения 18 лет в случае, если суд признает его эмансипированным[43]. Также, полностью дееспособным гражданин становится и в случае вступления его в брак до достижения 18 лет.
Немаловажный факт имеет и состояние здоровья граждан. Не могут заниматься предпринимательской деятельностью недееспособные и ограниченно дееспособные граждане. Первые самостоятельно не участвуют в совершении сделок, от их имени сделки совершают их опекуны. А вторые сами могут совершать только мелкие бытовые сделки. Однако в законе о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не указана такая причина отказа в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя как недееспособность и ограниченная дееспособность. Таким образом, полагается верным включить норму отказа в регистрации по этим причинам в названный закон.
Законодательно запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой[44]. Однако Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает такого основания в отказе от регистрации, как выполнение лицом обязанностей должностного лица в системе государственной службы. Именно поэтому так много нарушений в этой сфере среди государственных служащих. В качестве наказания за совмещение обязанностей государственного служащего с предпринимательской деятельностью, прежде всего, должны применяться меры дисциплинарного воздействия, вплоть до расторжения служебного контракта и освобождения гражданского служащего от занимаемой должности[45].
Индивидуальные предприниматели имеют общую дееспособность и, соответственно, могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. Следует отметить, что в соответствии с гражданским законодательством право заниматься лицензируемыми видами деятельности возникает с момента получения лицензии[46].
Однако, существуют виды деятельности, осуществлять которые имеют право только юридические лица, но никак не индивидуальные предприниматели. К таким видам деятельности, например, можно отнести банковскую деятельность, обязательный аудит, деятельность в качестве страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предусмотрены отдельные особенности получения законного статуса и осуществления деятельности физического лица - индивидуального предпринимателя:
- для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требуется стартовый капитал (в отличие от коммерческих организаций, формирующих уставный (складочный) капитал);
- меньшее количество документов представляется в регистрирующий орган (отсутствуют учредительные документы);
- предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в книге учета доходов и расходов, зарегистрированной в налоговом органе;
- на него не распространяются установленные Центральным банком для юридических лиц ограничения в расчетах наличными деньгами;
- для него облегчен (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения[47].
Можно сказать, что данные особенности относятся к неким преимуществам в деятельности индивидуального предпринимателя по сравнению с юридическими лицами. Но, следуют отметить, что риск индивидуального предпринимателя выше риска юридических лиц. Ведь его имущество не обособлено на балансе, как это имеет место в деятельности юридических лиц. Поэтому по требованиям кредиторов он отвечает всем своим имуществом, за исключением небольшого перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание[48]. Требования кредиторов к гражданину, не связанные с ведением им предпринимательской деятельности, могут быть предъявлены и после завершения процедур банкротства[49]. Юридическое лицо после завершения процедуры конкурсного производства исключается из Единого государственного реестра юридических лиц. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя с момента принятия решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) утрачивает юридическую силу[50]. Но в отличие от юридического лица, которое в результате банкротства как субъект права прекращает существование, физическое лицо живет и работает, а по истечении года со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) вправе вновь зарегистрироваться в качестве предпринимателя[51].
2.2 Правовое положение субъектов малого предпринимательства
Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[52] дает определение субъектам малого предпринимательства. Так, согласно этому закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
К субъектам малого предпринимательства относятся также и физические лица - индивидуальные предприниматели, в не зависимости от численности работников.
Субъекты малого предпринимательства имеют право на меры государственной поддержки, такие как[53]:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования государственных финансовых , материально-технических и информационных ресурсов;
- установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Однако, следует заметить, что некоторые льготы, прописанные в законе о малом предпринимательстве, не нашли свое отражение в специальных законах[54],[55].
Существует целая система правовой поддержки субъектов малого предпринимательства. В рамках этой системы проводятся следующие мероприятия и действия:
1) оказание комплексных юридических услуг субъектам малого предпринимательства (на льготных условиях), Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" и формирование системы клиентских карточек - свидетельств, выдаваемых субъектам малого предпринимательства с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства;
2) создание системы добровольной аккредитации деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предоставление правовых услуг субъектам малого предпринимательства.
3) разрешение возникающих конфликтов третейскими судами субъектов малого предпринимательства. Предусматривается создание специализированного третейского суда[56]
4) формирование обществ взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства перед третьими лицами.
К сожалению, всё вышеперечисленное действует далеко не во всех субъектах Российской Федерации.
Очень важным для субъектов малого предпринимательства является положение, по которому плановое мероприятие по контролю субъекта малого предпринимательства может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации[57]. Но это положение относится только к плановым проверкам, внеплановые проверки могут быть проведены в любое время с момента регистрации субъекта малого предпринимательства в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя[58].
Также, немаловажным является положение о льготах в отношении учета и отчетности, применяемых к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с законодательством[59], государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В виде государственной поддержки малого предпринимательства установлен упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности[60]. Данная норма закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Однако, следует отметить, что граждане – индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Таким образом, под сферу деятельности настоящего Закона не попадает такая категория субъектов малого предпринимательства, как индивидуальные предприниматели, обязанность ведения бухгалтерского учета на которых не распространяется.
2.3 Правовое положение кредитных организаций как субъектов предпринимательского права
Правовое положение и деятельность кредитных организаций определяется главным образом Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество[61]. Исходя из названного определения кредитной организации, можно выделить ее основные черты:
* цели создания кредитной организации - извлечение прибыли. Таким образом, кредитные организации относятся к коммерческим юридическим лицам[62].
* Кредитные организации могут создаваться в форме открытого или закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, а также общества с дополнительной ответственностью[63].
* В уставный капитал кредитной организации может быть внесено как государственное, муниципальное, так и частное имущество.
Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Средства бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом о банках и другими федеральными законами[64].