Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права
1.1 Понятие субъектов предпринимательского права
1.2 Признаки субъектов предпринимательского права
2.3 Виды субъектов предпринимательского права
Глава 2. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности
2.1 Правовое положение индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательского права
2.2 Правовое положение субъектов малого предпринимательства
2.3 Правовое положение кредитных организаций как субъектов предпринимательского права
2.4 Правовое положение страховщиков как субъектов предпринимательского права
Введение
Абсолютно каждая отрасль российского права характеризуется наличием своего собственного особенного субъекта. Не исключение и российское предпринимательское право. Субъекты предпринимательского права являются участниками общественных отношений, они в соответствии с законодательством способны быть носителями соответствующих прав и обязанностей.
Субъекты предпринимательского права (хозяйствующие субъекты) - участники предпринимательской деятельности, в пределах предоставленной им компетенции, являются носителями определенных хозяйственных прав и обязанностей. Они обладают определенным набором признаков, в зависимости от которых строится их классификация.
Цель курсовой работы – на основе анализа теоретических разработок российских ученых-цивилистов, положений действующего российского законодательства исследовать особую категорию права - субъектов предпринимательского права.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- дать понятие субъекта предпринимательского права;
- обозначить признаки субъектов предпринимательского права;
- рассмотреть основные критерии классификации субъектов предпринимательского права.
Объектом изучения являются виды субъектов предпринимательской деятельности.
Предмет изучения – теоретические и правовые основы правового регулирования субъектов предпринимательской деятельности.
Методологической базой курсовой работы являются следующие методы: исторический метод, логический метод, метод анализа, общенаучный диалектический метод познания, статистический метод, сравнительно - правовой метод.
Теоретической основой дипломной работы послужили научные исследования отечественных авторов, таких как И.В. Ершова, В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов, Г.Д. Отнюкова и другие.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права
1.1 Понятие субъектов предпринимательского права
Наиболее точное и емкое определение субъектов предпринимательского права дал в своем учебнике дал В.В. Лаптев. Он говорит, что субъектами предпринимательского права являются лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность[1]. Следует отметить, что данные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности[2].
Большинство авторов считает, что государство и муниципальные образования напрямую не участвуют в предпринимательской деятельности. Представляется, что такие авторы во многом правы, так как государство и муниципальные образования сами не производят товары, не выполняют работы (услуги) так, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Такая деятельность производится публично-правовыми образованиями посредством создаваемых ими унитарных предприятий. Однако, следует отметить, что государство, муниципальные образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются им, например в процессе приватизации, передают в аренду, передают участки недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции и иным образом используют его, получая доходы от такого использования. В настоящее время в учебной литературе имеет место такая точка зрения[3], что государство - Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя, таким образом, имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, хотя преобладающими в их деятельности являются хозяйственно-организующая деятельность и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей[4].
Однако, несмотря на такие высказывания, считаем верным, что государство и муниципальные образования само, от своего имени, предпринимательской деятельностью не занимается. Эта точка зрения может иметь подтверждение в следующем:
* в Конституции РФ говорится об управлении государственной и муниципальной собственностью, при этом не квалифицируя эту деятельность в качестве предпринимательской[5]. Однако в статье 34 Конституции предусмотрено право физического лица на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью;
* Гражданский кодекс РФ определил, что предпринимательской деятельностью могут заниматься физические и юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке[6]. Статьи 124 и 125 Гражданского кодекса гласит, что РФ, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях, действуя соответственно через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Гражданское законодательство не относит публично-правовые образования к субъектам предпринимательской деятельности;
* Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" обозначает в качестве хозяйствующих субъектов российские и иностранные коммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, но не публичные образования[7].
Функционирование государства и органов местного самоуправления по использованию принадлежащего им имуществом представляет собой в первую очередь форму регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация); поддержки предпринимательства (аренда государственного и муниципального имущества с применением понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от видов деятельности арендаторов-предпринимателей, льготные кредиты за счет средств бюджетов соответствующих уровней, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам предпринимателей, предоставление предпринимателям в установленных случаях субсидий и субвенций и иные виды поддержки); косвенного воздействия на ценообразование: в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей (государственные закупки зерна по заранее объявленным ценам, обеспечивающим возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и получение ими необходимой прибыли), в интересах покупателей в условиях дефицита (например, вследствие неурожая) сельскохозяйственных культур (интервенции зерна на рынок за счет государственных фондов); ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности (например, доступ на аукционной основе к недрам, иным ресурсам, принадлежащим государству) и иного регулирующего воздействия на рынок с использованием возможностей публичных образований как собственников[8].
Государство и муниципальные образования реализуют свою правосубъектность посредством органов государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. Причем, что следует отметить, субъектом правоотношения является публичное образование - РФ, субъект РФ, муниципальное образование. В.С. Мартемьяновым говорит, что в хозяйственном праве все субъекты действуют на основе имущественного обособления. Права и обязанности государства тесно связаны с его имущественной базой: на нее ложатся соответствующие обременения по программам, актам об имущественных обязательствах[9]. Необходимо также отметить, что за незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц ответственность в форме возмещения убытков перед предпринимателями несут Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование[10]. В этом случае все убытки возмещаются за счет принадлежащего им на праве собственности имущества (казны), в основном за счет средств бюджета.
Деятельность государства в сфере экономики можно назвать разносторонней. Можно выделить несколько воплощений Российской Федерации. Она одновременно является:
*. федеральным собственником и представителем интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов);
*. республикой, входящей в состав РФ, являющейся собственником своего имущества и, естественно, выражающей интересы республики.
Этот список не является исчерпывающим, сюда же можно включить и края, и области, и автономные округа, являющиеся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий. Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, определение предмета их совместного ведения регулируются Конституцией РФ[11].
Существуют следующие требования к охране публичных интересов, необходимых при государственном регулировании предпринимательской деятельности[12]:
1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
2. формирование государственного бюджета;
3. защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;
4. обеспечение занятости населения;
5. обеспечение безопасности и обороны страны;
6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.
Конституцией России установлено, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью[13].
В учебной и научной литературе все коммерческие организации принято называть предприятиями[14]. Однако, с принятием первой части Гражданского кодекса, к предприятиям, по мнению законодателя, стали относится только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Следуя логике законодателя, предприятие - это не субъект, а объект - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Представляется верным законодателю вернуться к сложившемуся в теории и на практике термину "предприятие" для обозначения коммерческих организаций, либо закрепить в ГК РФ иной, но единый термин для обозначения всех субъектов предпринимательской деятельности, например "хозяйствующий субъект"[15].
1.2 Признаки субъектов предпринимательского права
Субъектам предпринимательского права присущи определенные своеобразные признаки, которые отличают его от других участников гражданского оборота. К таким признакам можно отнести:
1. обладание правосубъектностью[16]. Субъекты предпринимательского права имеют право участвовать и участвуют и в гражданских, и в публичных правоотношениях. Они могут выступать участниками имущественного оборота и в то же время являются носителями публичных прав и обязанностей[17]. Гражданским законодательством установлено, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, а в установленных случаях от их имени выступают граждане и юридические лица[18]. В публичных правоотношениях - в сфере регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью - действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления.
В содержание правосубъектности входит субъективные права и обязанности, которые субъект приобретает при осуществлении определенных юридических фактов. Права и обязанности, составляющие содержание правосубъектности, являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать третьим лицам.
Также в содержание правосубъектности субъектов предпринимательского права входит имущественная ответственность за деятельность такого субъекта. Предприниматели и организации, ведущие предпринимательскую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом[19]. Это означает, что законодательно предусмотрена полная имущественная ответственность лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Отдельные юридические лица характеризуются специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности[20]. Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки, совершенные в противоречие со специальной правоспособностью, ничтожны. Исключительной правоспособностью обладают юридические лица, осуществляющие такие указанные в законе виды деятельности, которые являются единственно возможными для хозяйствующих субъектов, какие-либо другие виды деятельности для них запрещены. Исключительной правоспособностью обладают, например, страховщики, банки и другие кредитные организации, аудиторские организации, акционерные инвестиционные фонды, фондовые биржи.