Файл: Субъекты предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Абсолютно каждая отрасль российского права характеризуется наличием своего собственного особенного субъекта. Не исключение и российское предпринимательское право.  Субъекты предпринимательского права являются участниками общественных отношений, они в соответствии с законодательством способны быть носителями соответствующих прав и обязанностей.

Субъекты предпринимательского права (хозяйствующие субъекты) - участники предпринимательской деятельности, в пределах предоставленной им компетенции, являются носителями определенных хозяйственных прав и обязанностей. Они обладают определенным набором признаков, в зависимости от которых строится их классификация.

Цель курсовой работы – на основе анализа теоретических разработок российских ученых-цивилистов, положений действующего российского законодательства исследовать особую категорию права - субъектов предпринимательского права.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  • дать понятие субъекта предпринимательского права;
  • обозначить признаки субъектов предпринимательского права;
  • рассмотреть основные критерии классификации субъектов предпринимательского права.

Объектом изучения являются виды субъектов предпринимательской деятельности.

Предмет изучения – теоретические и правовые основы правового регулирования субъектов предпринимательской деятельности.

Методологической базой курсовой работы являются следующие методы: исторический метод, логический метод, метод анализа, общенаучный диалектический метод познания, статистический метод, сравнительно - правовой метод.

Теоретической основой дипломной работы послужили научные исследования отечественных авторов, таких как И.В. Ершова, В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов, Г.Д. Отнюкова и другие.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права


1.1 Понятие субъектов предпринимательского права

Наиболее точное и емкое определение субъектов предпринимательского права дал в своем учебнике дал В.В. Лаптев. Он говорит, что субъектами предпринимательского права являются лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые в лице органов власти регулируют и контролируют эту деятельность[1]. Следует отметить, что данные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности[2].

Большинство авторов считает, что государство и муниципальные образования напрямую не участвуют в предпринимательской деятельности. Представляется, что такие авторы во многом правы, так как государство и муниципальные образования сами не производят товары, не выполняют работы (услуги) так, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Такая деятельность производится публично-правовыми образованиями посредством создаваемых ими унитарных предприятий. Однако, следует отметить, что государство, муниципальные образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются им, например в процессе приватизации, передают в аренду, передают участки недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции и иным образом используют его, получая доходы от такого использования. В настоящее время в учебной литературе имеет место такая точка зрения[3], что государство - Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя, таким образом, имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, хотя преобладающими в их деятельности являются хозяйственно-организующая деятельность и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей[4].

Однако, несмотря на такие высказывания, считаем верным, что государство и муниципальные образования само, от своего имени, предпринимательской деятельностью не занимается. Эта точка зрения может иметь подтверждение в следующем:

* в Конституции РФ говорится об управлении государственной и муниципальной собственностью, при этом не квалифицируя эту деятельность в качестве предпринимательской[5]. Однако в статье 34 Конституции предусмотрено право физического лица на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью;


* Гражданский кодекс РФ определил, что предпринимательской деятельностью могут заниматься физические и юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке[6]. Статьи 124 и 125 Гражданского кодекса гласит, что РФ, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях, действуя соответственно через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Гражданское законодательство не относит публично-правовые образования к субъектам предпринимательской деятельности;

* Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" обозначает в качестве хозяйствующих субъектов российские и иностранные коммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, но не публичные образования[7].

Функционирование государства и органов местного самоуправления по использованию принадлежащего им имуществом представляет собой в первую очередь форму регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация); поддержки предпринимательства (аренда государственного и муниципального имущества с применением понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от видов деятельности арендаторов-предпринимателей, льготные кредиты за счет средств бюджетов соответствующих уровней, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам предпринимателей, предоставление предпринимателям в установленных случаях субсидий и субвенций и иные виды поддержки); косвенного воздействия на ценообразование: в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей (государственные закупки зерна по заранее объявленным ценам, обеспечивающим возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и получение ими необходимой прибыли), в интересах покупателей в условиях дефицита (например, вследствие неурожая) сельскохозяйственных культур (интервенции зерна на рынок за счет государственных фондов); ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности (например, доступ на аукционной основе к недрам, иным ресурсам, принадлежащим государству) и иного регулирующего воздействия на рынок с использованием возможностей публичных образований как собственников[8].

Государство и муниципальные образования реализуют свою правосубъектность посредством органов государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. Причем, что следует отметить, субъектом правоотношения является публичное образование - РФ, субъект РФ, муниципальное образование. В.С. Мартемьяновым говорит, что в хозяйственном праве все субъекты действуют на основе имущественного обособления. Права и обязанности государства тесно связаны с его имущественной базой: на нее ложатся соответствующие обременения по программам, актам об имущественных обязательствах[9]. Необходимо также отметить, что за незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц ответственность в форме возмещения убытков перед предпринимателями несут Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование[10]. В этом случае все убытки возмещаются за счет принадлежащего им на праве собственности имущества (казны), в основном за счет средств бюджета.


Деятельность государства в сфере экономики можно назвать разносторонней. Можно выделить несколько воплощений Российской Федерации. Она одновременно является:

*. федеральным собственником и представителем интересов всего общества (например, обеспечивая поступления в федеральный бюджет налогов и сборов);

*. республикой, входящей в состав РФ, являющейся собственником своего имущества и, естественно, выражающей интересы республики.

Этот список не является исчерпывающим, сюда же можно включить и края, и области, и автономные округа, являющиеся собственниками закрепленного за ними государственного имущества и выражающих интересы населения их территорий. Разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, определение предмета их совместного ведения регулируются Конституцией РФ[11].

Существуют следующие требования к охране публичных интересов, необходимых при государственном регулировании предпринимательской деятельности[12]:

1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

2. формирование государственного бюджета;

3. защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

4. обеспечение занятости населения;

5. обеспечение безопасности и обороны страны;

6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Конституцией России установлено, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью[13].

В учебной и научной литературе все коммерческие организации принято называть предприятиями[14]. Однако, с принятием первой части Гражданского кодекса, к предприятиям, по мнению законодателя, стали относится только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Следуя логике законодателя, предприятие - это не субъект, а объект - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Представляется верным законодателю вернуться к сложившемуся в теории и на практике термину "предприятие" для обозначения коммерческих организаций, либо закрепить в ГК РФ иной, но единый термин для обозначения всех субъектов предпринимательской деятельности, например "хозяйствующий субъект"[15].


1.2 Признаки субъектов предпринимательского права

Субъектам предпринимательского права присущи определенные своеобразные признаки, которые отличают его от других участников гражданского оборота. К таким признакам можно отнести:

1. обладание правосубъектностью[16]. Субъекты предпринимательского права имеют право участвовать и участвуют и в гражданских, и в публичных правоотношениях. Они могут выступать участниками имущественного оборота и в то же время являются носителями публичных прав и обязанностей[17]. Гражданским законодательством установлено, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях через свои органы, а в установленных случаях от их имени выступают граждане и юридические лица[18]. В публичных правоотношениях - в сфере регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью - действуют, в пределах их компетенции, государственные органы и органы местного самоуправления.

В содержание правосубъектности входит субъективные права и обязанности, которые субъект приобретает при осуществлении определенных юридических фактов. Права и обязанности, составляющие содержание правосубъектности, являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать третьим лицам.

Также в содержание правосубъектности субъектов предпринимательского права входит имущественная ответственность за деятельность такого субъекта. Предприниматели и организации, ведущие предпринимательскую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом[19]. Это означает, что законодательно предусмотрена полная имущественная ответственность лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. 

Отдельные юридические лица характеризуются специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности[20]. Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки, совершенные в противоречие со специальной правоспособностью, ничтожны. Исключительной правоспособностью обладают юридические лица, осуществляющие такие указанные в законе виды деятельности, которые являются единственно возможными для хозяйствующих субъектов, какие-либо другие виды деятельности для них запрещены. Исключительной правоспособностью обладают, например, страховщики, банки и другие кредитные организации, аудиторские организации, акционерные инвестиционные фонды, фондовые биржи.