Файл: "Языки гипертекстовой разметки".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведем пример записи алгоритма вычисления НОД двух чисел в построчной записи:

  1. ВводA, B
  2. ЕслиA = B, переход к шагу 8
  3. Если A>B, переход к шагу 6
  4. B = B – A
  5. Переход к шагу 2
  6. A = A – B
  7. Переход к шагу 2
  8. НОД = А
  9. Вывод НОД
  10. Конец

Построчная запись алгоритма сокращает количество неопределенностей. Кроме того, такая запись обеспечивает отработку навыков логически строгого изложения хода решения задачи и облегчает последующее изучение алгоритмических языков программирования. Основным недостатком такой записи является сложность ее восприятия для человека.

Наиболее популярным и наглядным способом представления алгоритмов является их графическое представление в виде блок-схем. Схемы представляют собой последовательность определенных блоков, которые предписывают выполнение некоторых функций. Блоки внутри себя содержат поясняющую информацию, которая и характеризует действия алгоритма.

Схема представляет собой некоторую абстракцию процесса решения задачи, отражая при этом наиболее значимые моменты. Схемы широко применяются с древних времен до настоящего времени - чертежи египетских пирамид, карты завоеванных земель, принципиальные электрические схемы и т.п.

На территории нашей страны действует единая система программной документации (ЕСПД), сформировавшаяся в 1981 г. Данная система описывает условные графические изображения, которые применяются в алгоритмах (ГОСТ 19.003-80 «Схемы алгоритмов и программ. Обозначения условные графические»), а также набор правил, которые следуют соблюдать при записи блок-схем (ГОСТ 19.002-80 «Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения»).

На сегодняшний день существует целое множество программных продуктов, облегчающих построение блок-схем. К ним относятся такие программы, как MicrosoftVisio, Dia, OpenOffice.orgDrawи т.п.

Основные блоки алгоритмов, используемые в блок-схемах, приведены на рисунках 3-8. Именно о данных конструкциях пойдет речь в следующей главе.

Рисунок 3 – Блок ввода/вывода

Рисунок 4 – Вычислительный блок (блок обработки данных)

Рисунок 5 – Блок принятия решения (проверки условия)

Рисунок 6 – Блок начала/конца программы

Рисунок 7 – Блок начала цикла


Рисунок 8 – Блок конца цикла

В рамках данной главы описана история развития языков программирования, приведена их классификация, а также рассмотрено понятие алгоритма.

1.4 Использование средств языка гипертекстовой разметки

Глобальная сеть Internet, обеспечивающая успешное решение таких проблем современного общества, как увеличение скорости передачи различного рода сообщений, возрастание объемов транслируемой информации, ускорение ее обработки и наглядность отображения, представляет собой безграничное информационное пространство, знание основных методов и правил взаимодействия в котором, являются неотъемлемым качеством любого специалиста с высшим образованием. Помимо осуществления функций источника, получателя и обработчика информации, сеть Internet характеризуется свойствами генератора разнообразных форм коммуникативной активности человека, что позволяет овладевать новыми технологиями и способами ведения диалога, переходя на более высокий уровень общения.

В рамках изучения дисциплины «Интернет-технологии» студентами, обучающимися по специальности «Таможенное дело», создаются web-ресурсы, оформленные в виде сайтов-визиток либо других элементов электронной информационно-образовательной среды.

Формирование web-ресурса любой целевой направленности состоит из последовательного прохождения таких этапов, как его планирование, проектирование, создание и наполнение содержанием, размещение в сети.

Прохождение этапа планирования подразумевает четкую постановку основополагающей цели и формулировку сопутствующих задач, выполнение которых обеспечит получение ожидаемого результата. В процессе планирования определяется предполагаемый контингент посетителей сайта, осуществляется количественная и качественная оценка информационных ресурсов, определяются основные элементы интерфейса и дизайна, устанавливаются примерные сроки выполнения работы.

Этап проектирования включает разработку структуры сайта, подготовку, анализ и систематизацию размещаемого материала, установление разумного соотношения текста и медиа-элементов. Существенное влияние на выбор одной из базовых структур сайта оказывает его предполагаемое назначение и тематическое содержание. Так, наиболее эффективной и действенной структурой сайта-визитки нам представляется структура плоская, предполагающая наличие главной страницы с гиперссылками на все остальные документы сайта, либо более сложная, комбинированная, имеющая плоскую структуру на верхнем уровне, каждая из страниц которой содержит ссылки на значительное количество вспомогательных документов, дополняющих и раскрывающих содержание сайта. К одному из обязательных и наиболее важных элементов проектируемого сайта относится панель навигации, размещаемая в легко доступном для посетителя месте (обычно в левой или верхней части главной страницы) и позволяющая осуществлять быстрое перемещение в заданном направлении.


Этап непосредственного создания сайта и наполнения его содержанием выполняется при помощи текстовых (Notepad, MS Word) либо специализированных HTML-редакторов, к которым относятся FrontPage (компания Microsoft), DreamVeawer (компания Macromedia), Netscape Navigator (компания Netscape). Все перечисленные HTML- редакторы автоматически генерируют код HTML и позволяют создавать web-страницы в графическом режиме на основе технологии WYSIWYG (What You See Is What You Get), что в переводе означает «что видишь, то и получишь»). При этом, по мнению значительного количества профессиональных программистов-разработчиков, HTML-редакторы нередко ограничены в своих возможностях и зачастую создают HTML- код, работающий не на всех аппаратных платформах и содержащий трудно выявляемые ошибки.

Использование в процессе создания web-сайта языка гипертекстовой разметки документов HTML (Hyper Text Markup Languare), позволяет увидеть пользователю, работающему на персональном компьютере любого типа, удобочитаемый документ, отформатированный в соответствии с предъявляемыми требованиями. Документ, выполненный с применением разметки HTML, не зависит от установленной операционной системы и отображается на оборудовании любой технической оснащенности без каких-либо структурных, синтаксических и стилистических искажений.

Язык HTML, соответствующий международному стандарту ISO 8879, описывает структуру создаваемого документа при помощи специального набора команд (тегов), определяющих четкое выделение таких логических частей документа, как заголовки, абзацы, списки различных уровней вложенности, таблицы, рисунки. Кроме того, предоставляется ряд возможностей для организации системы гипертекстовых ссылок, действующих внутри страницы, между другими страницами сайта, а также, при необходимости, с разнообразными web- страницами, размещенными в сети Интернет.

Для разработки достаточно простого сайта-визитки, состоящего из пяти-шести web-страниц, будет достаточно записи и редактирования HTML-кода в широко распространенном и общедоступном текстовом редакторе Блокнот (Notepad) с последующим просмотром полученных результатов в окне любого браузера.

В соответствии с желаниями и способностями студентов предлагается рассмотрение дополнительных возможностей, позволяющих сконструировать специальные формы (бланки), используемые для заказа каких-либо видов продукции и услуг, либо включить в документ электронную таблицу, содержащую прайс-лист. Дополнительно, в процессе накопления соответствующего опыта, могут быть добавлены такие компоненты сайта, как обратная связь, блоки новостей, система почтовых рассылок и т.п.


Этап размещения в сети предусматривает выбор сервера и копирование на него файлов, составляющих выполненный сайт.

Наряду с разработкой сайтов-визиток, студентами широко используются возможности HTML при создании таких web-ресурсов, как электронные словари и электронные справочники, каталоги, наглядные материалы к практическим занятиям и т.п. Так, в качестве примера можно привести созданный студентами web-сайт, представляющий собой энциклопедический таможенный справочник.

Структурно вышеуказанный сайт состоит из домашней страницы и тематических web-страниц, на которых в алфавитном порядке расположены специальные термины, наиболее часто используемые в таможенном деле. Каждый из терминов снабжен развернутыми определениями, для поиска которых в рамках запланированной внеаудиторной работы применялись как традиционные источники получения знаний (словари, энциклопедии, учебники, книги, журналы), так и разнообразные Интернет-ресурсы.

Главная страница призвана привлечь внимание пользователя к данному сайту, содержит основные сведения о его назначении и тематике, обеспечивает переход на другие страницы при помощи системы ссылок.

Каждая из web-страниц представляет информацию из области таможенного дела. Определенное слово или часть предложения, выполненные в виде гиперссылки, позволяют перейти на другую страницу и получить углубленное представление по выбранному термину либо информацию по термину-синониму. Кроме того, посредством гиперссылок устанавливается связь электронного ресурса с наиболее важными нормативными и законодательными таможенными документами, расположенными в свободном доступе в сети Интернет.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности «Таможенное дело» (уровень специалитета), утвержденного в 2015 г., каждый обучающийся должен быть обеспечен в течение всего периода своего обучения индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде учебного заведения [1].

Таким образом, электронные ресурсы, созданные студентами и затем размещенные на вузовском сервере, могут успешно дополнять учебно-методическое обеспечение в качестве дидактического материала, а также использоваться в процессе дистанционного обучения, проведения вебинаров, самостоятельной внеаудиторной работы, что, в конечном итоге, окажет благотворное влияние на формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих специалистов.


ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОЙ СРЕДЫ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI И ГИПЕРТЕКСТОВОЙ РАЗМЕТКИ HTML

2.1 Разработка информационно-ресурсной среды

Эффективность обучения с использованием информационных технологий в значительной степени зависит от качества обучающих программ, степени их соответствия особенностям образовательного процесса, т. е. от того уровня алгоритмов, который был в них заложен при проектировании. Поэтому, говоря о проектировании среды обучения, будем иметь в виду его интеллектуальное ядро - алгоритм реализации информационно-ресурсной среды (ИРС). При составлении алгоритма желательно иметь покадровое представление сценария, эскизы графических рисунков и текстовую информацию по предметной области создаваемой учебной программы. На уровне реализации сценарий переводится в программу для компьютера. При этом обычно используются либо языки программирования, либо инструментальные системы [1]. Проведенный анализ имеющихся на рынке программных средств разработки приложений показывает, что перспективным является pешение ^вместить ^и пpoектиpoвaнии контента в форме цифровых учебных материалов мультимедийные вoзмoжнocти языга гипеpтекcтoвoй paзметки (Office SharePoint Designer 2007) и функциoнaльнocть объектно-ориентированного программирования (Borland Delphi 7.0) [2].

При разработке информационно-ресурсной среды обучения средствами языков программирования Delphi и гипертекстовой разметки HTML главными задачами являются создание модулей с теоретико-практическим материалом, создание модулей с контрольно-измерительным блоком (тестирование, самостоятельная работа обучающихся), создание процедур, требуемых для удобного взаимодействия всех модулей, в том числе удобочитаемый текст и дружественный интерфейс. В результате чего при обращении к информационно­ресурсной среде, появляется возможность по запросам пользователей открывать необходимые модули, демонстрируя теоретический материал по разделам и темам, осуществлять контроль полученных знаний в модуле тестирование с отображением результатов, времени и баллов, получать справочный материал и возможность обратной связи с авторами.