Файл: Психологические условия оптимизации взаимоотношений в коллективах работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате проведенного исследования получены результаты, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования психологического климата в бригаде № 15

Условные обозначения: 1 – ответственность; 2 – коллективизм; 3 – сплоченность; 4 – контактность; 5 – открытость; 6 – организованность; 7 – информированность.

Из представленной диаграммы можно подтвердить ранее сделанный вывод о том, что уровень сплоченности коллектива является низким (3 балла), то же можно сказать и о контактности и открытости данного трудового коллектива. Средняя оценка отмечается по показателям ответственности, организованности и информированности. В целом психологический климат в бригаде оценивается как низкий. Проведенный анализ позволил дать руководству цеха рекомендацию рассмотреть вопрос о целесообразности назначения на должность мастера в бригаду № 15 работника А., имеющего высокий престиж в исследуемом коллективе. В свою очередь, правильный выбор руководителя может способствовать общей сплоченности исследуемой группы. Для подтверждения полученных результатов социоматрицы составлена сициограмма, которая наглядно представляет результаты исследования (рис. 2).

Для выявления степени соответствия работника А., имеющего высокий престиж в исследуемом коллективе, по своим профессиональным и личностным качествам на должность мастера была использована тестовая методика «Диагностика уровня самооценки личности руководителя». Полученный результат может теоретически находиться в пределах от 0 до 1. Уровень самооценки оценивается по следующим критериям: от 0,35 до 0,65 – оптимальная самооценка; от 0,20 до 0,35 – умеренно заниженная самооценка; от 0,66 до 0,80 – умеренно завышенная самооценка; менее 0,2 – неадекватно заниженная самооценка; более 0,8 – неадекватно завышенная самооценка.

Данная методика позволила определить уровень самооценки работника А. как умеренно завышенную, то есть достаточно оптимальную для руководителя.

Вывод. Для оптимизации взаимоотношений в коллективе рационально использовать методы социометрии, которые позволяют выбрать наиболее адекватные методы управления персоналом с учетом социально-психологических особенностей работников.

Заключение

Коллектив — это социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающих на одном предприятии или в одной организации. Группы делят на формальные и неформальные. Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия.


В управлении коллективом очень важно правильно сформировать рабочие группы и в зависимости от ситуации и решаемых задач применять эффективные способы воздействия на группы.

Межличностные отношения – это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, возникающих у людей по отношению друг к другу. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях.

На взаимоотношения между людьми оказывают ряд различных факторов: сходство представлений людей, личностных ценностей, эмоциональный фон, межличностная привлекательность. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

В работе курсовой работе исследован коллектив работников бригады 34-1 ООО «Специализированное производство автокомпонентов».

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1) большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 67,9 % членам работникам коллектив нравится, 52,1 % всех опрошенных считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 30-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 43,4 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в своем трудовом коллективе;

2) сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных);

3) большинство коллег достаточно хорошо знают друг друга – могут дать характеристику как деловых (81,9 % опрошенных), так и личностных качеств (84,1 %).

Для оптимизации взаимоотношений в коллективе рационально использовать методы социометрии, которые позволяют выбрать наиболее адекватные методы управления персоналом с учетом социально-психологических особенностей работников.


Список литературы

  1. Андреев Г.М. Социальная психология.- М: БЕК, 2008.
  2. Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010.
  3. Демидова Г. В. Управленческая психология. – М.: Академия, 2010.
  4. Евтиков О. В. Психология управления персоналом теория и практика. – СПб: Речь, 2010.
  5. Иваненко О. Г. Психология управления. – Златоуст: ФотоМир, 2011.
  6. Ильин Г. Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2010.
  7. Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013.
  8. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011.
  9. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012.
  10. Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011.
  11. Руденко А. М. Управленческая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  12. Сергеев А. М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2012.
  13. Спивак В. А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011.

  1. Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32.

  2. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 64.

  3. Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011. – С. 102.

  4. Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32.

  5. Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013. – С. 112.

  6. Сергеев А. М. Организационное поведение. – М.: Академия, 2012. – С. 81.

  7. Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32.

  8. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 64.

  9. Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011. – С. 102.

  10. Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013. – С. 112.

  11. Спивак В. А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С. 61.

  12. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2012. – С. 64.

  13. Никуленко Т. Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2011. – С. 102.

  14. Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение. – М.: КноРус, 2013. – С. 112.

  15. Баранова И. П. Организационное поведение. – М.: Маркет-ДИС, 2010. – С. 32.

  16. Руденко А. М. Управленческая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 34.

  17. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54.

  18. Иваненко О. Г. Психология управления. – Златоуст: ФотоМир, 2011. – С. 45.

  19. Ильин Г. Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2010. – С. 90.

  20. Демидова Г. В. Управленческая психология. – М.: Академия, 2010. – С. 89.

  21. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54.

  22. Евтиков О. В. Психология управления персоналом теория и практика. – СПб: Речь, 2010. – С. 91.

  23. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54.

  24. Ильин Г. Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2010. – С. 90.

  25. Козлов В. В., Фетискин Н. П., Мануйлов Г. М. Психология управления: учеб. пособие. - М: Академия. 2011. – С. 54.

  26. Составлено по результатам анкетирования.

  27. Составлено по результатам анкетирования.

  28. Составлено по результатам анкетирования.

  29. Составлено по результатам анкетирования.

  30. Составлено по результатам анкетирования.