Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ изучения особенностей профессиональной мотивации служащих организации
1.1. Понятие мотивации как меры развития психологических свойств личности
1.2. Профессиональная мотивация как основа профессиональной успешности персонала организации
1.3. Проблемы разработки эффективной системы мотивации персонала
2. Эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации служащих организации
2.1. Организация эмпирического исследования
Согласно рисунку, среди служащих организации преобладают высокоэффективные работники (53,8%), полезные для деятельности организации, эффективно работающие.
Результаты второго этапа диагностики результирующей мотивации представлены в таблице приложения 2. Таблица показывает, что в данной выборке выявлено 18 испытуемых с мотивацией к избеганию неудач (набравших от 76 до 164 б), а также 21 испытуемый с преобладанием мотивации к достижению успеха (165-210 б). Данные показатели представлены на рисунке:
Рисунок 5– Показатели результирующей мотивации у служащих организации
Рисунок показывает преобладание у служащих данной организации мотивации к достижению успеха.
Таким образом, в данной группе преобладают лица с высокой эффективностью профессиональной деятельности и с преобладанием мотивации к достижению успеха. В профессиональной деятельности они обладают стратегическим мышлением, имеют способности к управлению, достаточно четко представляют себе цели организации, высоко ответственны за принимаемые решения, креативны, обладают самоконтролем, демонстрируют высокий профессиональный уровень. По мотивационным показателям показывают выраженное стремление к достижению успеха, сильное стремление к достижению целей, они устойчиво проявляют потребность добиваться успеха в различных видах деятельности, к достижению более высокого уровня.
Также выявлены лица с низкой эффективностью в профессиональной деятельности и мотивацией к избеганию неудач. Данные служащие в недостаточной мере осознают организационные цели, затрудняются мыслить стратегически, не умеют принимать управленческие решения и не стремятся их осуществлять, не в полной мере осознают свою ответственность, самоконтроль выражен недостаточно. У них нет особого стремления к достижению целей, нет стремления к успеху, они боятся неуспеха в деле, обесценивания себя в собственном мнении и глазах окружающих, при достижении положительных результатов в какой-либо деятельности ориентируются на неудачу, ищут информацию о возможной неудаче, не готовы взять на себя ответственность.
2.3. Анализ результатов исследования
Было применено сравнение показателей в изучаемых выборках при помощи критерия t-Стьюдента для независимых выборок. В процессе корреляционного исследования были сформулированы следующие рабочие гипотезы:
Н0: Статистическая гипотеза Н0 : М1 = М2 (средние значения выборок равны).
Н : Альтернативная гипотеза Н1 : М1 > М2 (равенство средних значений отклоняется).
Данные показатели представлены следующим образом:
Таблица 2
Сравнение показателей эффективности (успешности профессиональной деятельности) у эффективных и неэффективных служащих
Шкалы |
служащие |
N |
Среднее значение |
Т-критерий Стьюдента |
Доверит. вероятность |
Эффективность |
высокоэффективные |
21 |
189,9 |
2,041 |
0,049 |
низкоэффективные |
32 |
105,2 |
Для шкалы "эффективность" высокоэффективные служащие демонстрируют достоверно более высокий уровень в пределах средних показателей, это означает, что они в среднем более эффективно осуществляют свою профессиональную деятельность (p > 0,049 по t-критерию Стьюдента).
Таблица 3
Сравнение показателей результирующей мотивации у эффективных и неэффективных служащих
Шкалы |
служащие |
N |
Среднее значение |
Т-критерий Стьюдента |
Доверит. вероятность |
результирующая мотивация |
высокоэффективные |
21 |
171,5 |
2,036 |
0,044 |
низкоэффективные |
32 |
110,2 |
Для шкалы "результирующая мотивация" высокоэффективные служащие демонстрируют достоверно более высокий уровень в пределах средних показателей, это означает, что они более мотивированы к достижению успеха (p > 0,044 по t-критерию Стьюдента).
Таким образом, гипотеза подтвердилась по вышеописанным шкалам. Выявлены особенности профессиональной мотивации у служащих с высокой и низкой профессиональной успешностью. Были выявлены следующие достоверные различия: мотивация к достижению успеха достоверно выше у служащих с высокой эффективностью.
Показатели результирующей мотивации достижения проявляются у служащих следующим образом: выявлены лица с преобладающей мотивацией к достижению успеха и к избеганию неудач. Мотивация к достижению успеха преобладает у служащих с высокой эффективностью профессиональной деятельности. У служащих с выраженной мотивацией к достижению успеха отмечается сильное стремление к достижению целей, они устойчиво проявляют потребность добиваться успеха в различных видах деятельности, к достижению более высокого уровня. Отличаются потребностью достигать результатов в деятельности, стремятся к победе, охотно вступают в ситуацию соревнования, отличаются уверенностью в успешном исходе задуманного, склонны к разумному риску и готовы взять на себя ответственность.
Также выявлены служащие с выраженной мотивацией к избеганию неудач, боятся неудачи, обесценивания себя в собственном мнении и глазах окружающих, при достижении положительных результатов в какой-либо деятельности ориентируются на неудачу, ищут информацию о возможной неудаче, не готовы взять на себя ответственность, не стремятся и избегают соревновательных ситуаций, не склонны к риску, стараются максимально подстраховаться и обезопасить себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассматривались особенности профессиональной мотивации служащих организации. Был проведен теоретический анализ по проблеме исследования: раскрыты современные подходы к понятию мотивации как меры развития психологических свойств личности, рассмотрены аспекты мотивации профессиональной деятельности как основы профессиональной успешности персонала организации, проанализированы проблемы разработки эффективной системы мотивации персонала. Подготовлено и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей профессиональной мотивации служащих организации, проведен сравнительный анализ особенностей профессиональной мотивации служащих организации.
В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что имеются особенности профессиональной мотивации у служащих с высокой и низкой профессиональной успешностью. В процессе исследования обнаружено, что в исследуемой группе преобладают лица с высокой эффективностью профессиональной деятельности и с преобладанием мотивации к достижению успеха. Также выявлены лица с низкой эффективностью в профессиональной деятельности и мотивацией к избеганию неудач. Выявлены особенности профессиональной мотивации у служащих с высокой и низкой профессиональной успешностью. Были выявлены следующие достоверные различия: мотивация к достижению успеха достоверно выше у служащих с высокой эффективностью. Гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Мотивация - это совокупность всех побуждающих факторов (как личностных, так и ситуационных), определяющих активность личности и определяющих направленность ее деятельности. Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности и мотивы. Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Мотивация представляет собой побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий.
Успешность профессиональной деятельности является одной из наиболее значимых социокультурных установок человека, служит критерием оценки деятельности специалистов различных сфер и направлений, универсальным социопсихологическим мотивом самоидентификации личности.
Под профессиональной мотивацией понимается действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
Профессиональная мотивация – система личностных диспозиций, побуждающих, направляющих и регулирующих деятельность субъекта на рабочем месте в рамках определенной должности.
Мотив профессиональной мотивации представляет собой сложное интегральное образование, выстраивающееся из единиц элементного уровня мотивации – психологически обогащенных потребностей и стимулов.
Устойчивость мотивации достижения обеспечивает динамику успешности профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бадмаева Н.Ц. Место мотива в структуре личности и деятельности человека /Н.Ц. Бадмаева// Вестник БГУ. - 2011. - №5. - С.3-6.
- Белая О.П. Мотивирование персонала в структуре управления инновационной деятельностью в вузе/О.П. Белая //Вестник Московского государственного областного ун-та. - 2007. - № 3. - С. 229-235.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций/Г.М. Бреслав. - М.: Академия, 2007. - 544 с.
- Гафла Е.С. Психолого-педагогические подходы к сущности понятия «Мотивация» в научных исследованиях Е.С. Гафла// Новые технологии - 2012. - №1. - С.244-247.
- Горбушина А.В. Структура мотивации профессиональной деятельности: метасистемный подход /А.В. Горбушина// Вестник ВятГУ. - 2011. - №3-3. -С.138.
- Горская Н.Е. Теоретические подходы к исследованию структуры мотивации личности /Н.Е. Горская// Вестник ИрГТУ - 2015. - №1 (96). - С.217-221.
- Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда / Р.В. Губарев// Вестник УГНТУ. - 2014. - №1 (7). - С.239-246.
- Демиденко Н.Н. Профиль потребностей и типы мотивации личности /Н.Н. Демиденко// Вестник Костромского государственного университета. - 2009. - №4. - С.206-211.
- Дикова Д.К. Влияние мотивационных и коммуникативных свойств личности менеджеров на результативность их деятельности/Д.К. Дикова//Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2007. - № 1. - С. 94-104.
- Дитлс Р. Моделирование с помощью НЛП: пер. с англ/Р. Дитлс. - СПб.: Питер, 2010. - 130 с.
- Долгова В.И. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А. Ткаченко.– Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 100 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности/О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.
- Ефанова Н. А. Профессиональная мотивация работников АПК к управленческой деятельности /Н.А. Ефанова// Научные ведомости БелГУ. - 2010. - №14 (85). - С.72-76.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
- Капица С.И. Коучинг как новая эффективная социальная технология формирования трудовой мотивации и корпоративного поведения сотрудников современных организаций /С.И. Капица// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009.- №101. - С.262-269.
- Караваев В.А. Управление позитивной мотивацией сотрудников организации /В.А. Караваев// СЭПТП. - 2011. - №5. - С.9-21.
- Кардашов В.И. Мотивация персонала: теория и практика/В.И. Кардашов//Человек и труд. - 2012. - № 10 - С. 80-83.
- Карпов А.В. Метасистемность сознания/А.В. Карпов, Е.А. Сергиенко//Психология сегодня: теория, образование и практика. – М.: ИП РАН, 2009. – С. 109-118.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии/А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2010. - 511 с.
- Маслоу А.Х. Мотивация и личность/А.Х. Маслоу. - СПб.: Питер, 2011. - 400с.
- Мешков Н.И, Мешков Дмитрий Николаевич Мотивация личности как ключевая проблема психологии /Н.И. Мешков, Д.И. Мешков// Интеграция образования. - 2015. - №1 (78). - С.37-43.
- Педько Б. В. Модель управления мотивацией сотрудников организации некоммерческого сектора экономики /Б.В. Педько // Известия РГПУ им. А.И. Герцена - 2007. - №31. – С. 102-106.
- Примчук Н.В. Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения / Н.В. Примчук //Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена - 2007 - № 32. - Т. 11. - С. 368-371.
- Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности/Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. - М.: Институт психологи РАН, 2008. - 588 с.
- Розанова В.А. Психология управления/В.А. Розанова. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 384 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 713 с.
- Рыжик Н.А. Система мотивации персонала сетевых организаций /Н.А. Рыжик, О.В. Молотова// СИСП. - 2012. - №12. - С.65-77.
- Теплинских М.В. Профессиональное самосознание в связи с успешностью деятельности социальных работников/М.В. Теплинских//Вестник Кемеровского государственного ун-та. - 2012. - № 4. - Т.4. - С. 283-288.
- Теплинских М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы/М.В. Теплинских//Ползуновский вестник. - 2006. - № 3(2). - С. 252-258.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 490 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности человека /В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты диагностики эффективности служащих организации при помощи методики В.А. Розановой
№ |
показатели |
эффективность |
1 |
92 |
низкая |
2 |
111 |
низкая |
3 |
187 |
высокая |
4 |
112 |
низкая |
5 |
95 |
низкая |
6 |
181 |
высокая |
7 |
186 |
высокая |
8 |
118 |
низкая |
9 |
110 |
низкая |
10 |
190 |
высокая |
11 |
97 |
низкая |
12 |
183 |
высокая |
13 |
114 |
низкая |
14 |
100 |
низкая |
15 |
98 |
низкая |
16 |
200 |
высокая |
17 |
202 |
высокая |
18 |
187 |
высокая |
19 |
184 |
высокая |
20 |
99 |
низкая |
21 |
188 |
высокая |
22 |
201 |
высокая |
23 |
181 |
высокая |
24 |
98 |
низкая |
25 |
95 |
низкая |
26 |
181 |
высокая |
27 |
183 |
высокая |
28 |
99 |
низкая |
29 |
184 |
высокая |
30 |
110 |
низкая |
31 |
117 |
низкая |
32 |
188 |
высокая |
33 |
192 |
высокая |
34 |
195 |
высокая |
35 |
114 |
низкая |
36 |
190 |
высокая |
37 |
204 |
высокая |
38 |
201 |
высокая |
39 |
115 |
низкая |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты диагностики результирующей мотивации при помощи методики Мехрабиана
№ |
показатели |
результирующая мотивация |
1 |
79 |
мотивация к избеганию неудач |
2 |
167 |
мотивация к избеганию неудач |
3 |
169 |
мотивация к достижению успеха |
4 |
171 |
мотивация к избеганию неудач |
5 |
76 |
мотивация к избеганию неудач |
6 |
175 |
мотивация к достижению успеха |
7 |
177 |
мотивация к достижению успеха |
8 |
79 |
мотивация к избеганию неудач |
9 |
115 |
мотивация к избеганию неудач |
10 |
169 |
мотивация к достижению успеха |
11 |
116 |
мотивация к избеганию неудач |
12 |
179 |
мотивация к достижению успеха |
13 |
120 |
мотивация к избеганию неудач |
14 |
136 |
мотивация к избеганию неудач |
15 |
82 |
мотивация к избеганию неудач |
16 |
168 |
мотивация к достижению успеха |
17 |
179 |
мотивация к достижению успеха |
18 |
170 |
мотивация к достижению успеха |
19 |
181 |
мотивация к достижению успеха |
20 |
156 |
мотивация к избеганию неудач |
21 |
172 |
мотивация к достижению успеха |
22 |
177 |
мотивация к достижению успеха |
23 |
190 |
мотивация к достижению успеха |
24 |
132 |
мотивация к избеганию неудач |
25 |
100 |
мотивация к избеганию неудач |
26 |
168 |
мотивация к достижению успеха |
27 |
185 |
мотивация к достижению успеха |
28 |
140 |
мотивация к избеганию неудач |
29 |
176 |
мотивация к достижению успеха |
30 |
174 |
мотивация к избеганию неудач |
31 |
152 |
мотивация к избеганию неудач |
32 |
183 |
мотивация к достижению успеха |
33 |
175 |
мотивация к достижению успеха |
34 |
166 |
мотивация к достижению успеха |
35 |
125 |
мотивация к избеганию неудач |
36 |
177 |
мотивация к достижению успеха |
37 |
174 |
мотивация к достижению успеха |
38 |
169 |
мотивация к достижению успеха |
39 |
90 |
мотивация к избеганию неудач |