Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ деятельности антимонопольных органов может показать структуру и динамику нарушений антимонопольного законодательства в России по сравнению с другими странами.

Рисунок 8 - Структура выявленных нарушений в разрезе статей Закона о защите конкуренции на 2014 год

Выше представлена диаграмма выявленных нарушений антимонопольного законодательства за 2014 год. Из данной диаграммы можно сделать несколько выводов:

  1. Чаще всего нарушение антимонопольного законодательства происходит в политической сфере. Причиной этому могут служить не слишком строгие штрафы и санкции за нарушение антимонопольного законодательства по данной статье.
  2. Четверть нарушений антимонопольного законодательства происходят по причине злоупотребления доминирующим положением.

Если сравнивать эти статистические данные со структурой этих же показателей 2013 года, то:

  • показатели по злоупотреблению доминирующим положением уменьшились на 5%;
  • показатели по нарушениям органов власти увеличились на 8%;
  • показатели по недобросовестной конкуренции уменьшились на 2%;
  • показатели по согласованным действиям хозяйствующих субъектов остались без изменений.

Эффективна ли деятельность антимонопольной политики в нашем государстве, можно понять, проанализировав рисунок 9.

В 2013-2014 годах наблюдается тенденция к увеличению количества дел, возбужденных по следующим статьям:

  • Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

По данной статье количество возбужденных дел в 2014 году возросло на 33%, по сравнению с 2013 годом, и на 17% , по сравнению с 2014 годом.

  • Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию.

Количество преступлений и возбужденных по ним дел по этой статье в 2015 году составляет 1065, что на 378 дел или на 55% больше, чем в этот же период 2013 года. По сравнению с 2015 годом, количество возбужденных дел выросло на 15%.

  • Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Количество преступлений по этой статье самое высокое – преступления по этой статье составляют 62% всех совершенных преступлений в рамках Закона о защите конкуренции. 3488 дел было возбуждено по этой статье в 2015 году, что больше на 4% и на 32% в 2014 и в 2013 годах соответственно. Темпы роста количества дел по статье 15 значительно снизились в 2014 году.


  • Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

В 2014 году количество нарушений составило 894, что на 141 нарушение или на 18% больше, чем в 2013 году. В 2015 году количество нарушений возросло, но темп роста снизился и составил 17%.

Однако, по большинству статей всё-таки наблюдается значительное снижение количества преступлений. Так, например, по статьям 19 и 20 (Государственные или муниципальные преференции; Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции) количество возбужденных дел в 2015 году уменьшилось в 4 раза. Это очень хороший показатель, который говорит об эффективности «второго антимонопольного пакета» по данным статьям.

Вывод: по данным Global Competition Review ФАС России, ежегодно возбуждает больше дел, чем все антимонопольные органы мира, вместе взятые. Так, общее число возбужденных дел в 2015 г. составило свыше 55 тыс., из них 10 тыс. – по закону «о защите конкуренции». [17] Несмотря на большое количество преступлений в этой сфере, эксперты считают антимонопольное законодательство достаточно эффективным: количество преступлений растет, но темпы роста падают с каждым годом. Но, по мнению некоторых экспертов, ФАС России слишком много времени уделяет делам с участием малого и среднего бизнеса, что в какой-то степени тормозит развитие конкуренции.

3 Основные направления совершенствования антимонопольного регулирования и формирования конкурентной среды в России

Созданию настоящей конкурентной среды в Российской Федерации мешает бремя монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о 9 конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.


Для Российской Федерации важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. В Российской Федерации одним из критериев эффективного функционирования экономики выступает развитая рыночная конкуренция между организациями и предприятиями. «Враг» в прямом и переносном смысле конкуренции - превосходство государственной формы собственности и различные виды монополий, такие как монопсония и олигополия. Если произвести анализ современной экономики России, то обнаруживается, что национальная экономика поражена всеми этими «болезнями». В крайней степени эта особенность проявляется в ключевых отраслях отечественной экономики. В Российской экономике созданию полноценной конкурентной среды мешает власть моноплий, несовершенная база антимонопольного законодательства.

Как известно Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях, имеющих свои лобби в Правительстве РФ, что сказалось на его качестве. Крупные монополисты не допускают конкуренции на рынке, поглощая своих менее «защищенных» соперников. Еще один минус российских монополий является то, что они являются своеобразным «тормозом» инновационного процесса.

Важнейший компонент политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, 10 осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.

Для успешного развития антимонопольной политики, развития конкуренции и демонополизации экономики РФ нужны следующие шаги:

- Максимально жесткие меры воздействия против региональных властей, которые препятствуют свободе перемещения капитала и товаров по РФ;

-Постоянное совершенствование нормативного регулирования за использование государственных средств;

- Создание антимонопольного контроля за проведением торгов, аукционов, конкурсов.

Антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во- первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию. Нередко создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций проходят с нарушением антимонопольного законодательства.


Поэтому самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России являются ограничительные меры. Хозяйственная самостоятельность и инициатива может проявиться в полной мере лишь при обеспечении свободной конкуренции, минимизации монополистических тенденций на рынке. В связи с этим с началом рыночных реформ в России появилась необходимость правового обеспечения нормального рыночного развития, а также - необходимость в создании органов, обеспечивающих реализацию правовых норм, защищающих конкуренцию.

В России на данном этапе развития огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости реформ в данной сфере. Тем не менее, в случае 11 создания эффективной системы регулирования РФ сумеет сформировать управляемую и компактную сферу регулирования монополистов на рынке.

Заключение

Обобщая результаты анализа российских монополий, можно сделать следующие выводы:

- Отечественные монополии выполняют бюджетообразующую функцию, так как российские монополии вносят ощутимый вклад в формирование ВВП страны и являются одними из самых крупных налогоплательщиков;

-В российской экономике сложилась ситуация характеризующаяся излишней монополизацией, которая оказывает отрицательное воздействие на решение стратегических задач ,таких как обеспечение инновационного пути развития, усовершенствование деятельности среднего и малого предпринимательства.

- В нынешней России единство и устойчивость экономической системы также базируется на монополиях.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в данный период времени монополии в России действительно играют значительно важную социально-экономическую и политическую роль, однако их деятельность связана с рядом весомых недостатков, ущемляющих права и интересы общества и иных субъектов экономики России. Для коренного изменения ситуации в сфере становления рыночной конкуренции в Российской Федерации необходимо произвести серьезное разгосударствление экономики, т.е. в результате приватизации передать основательную часть собственности в руки эффективных хозяев, а также демонополизировать крупные предпрития и корпорации. Это даст толчок рыночной конкуренции.