Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод: «Теория монополистической конкуренции» Эдварда Чемберлина стала так называемым вызовом классической экономической науке. Она опровергла существующее мнение, в котором монополия и конкуренция являлись взаимоисключающими понятиями.

1.3 Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи

Антимонопольная политика — это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.[6]

Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.

Основа антимонопольного законодательства Российской Федерации – Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Ограничение деятельности монополистических организаций и защита конкуренции осуществляется рядом нормативно-правовых актов.

Развитие антимонопольного законодательства Российской Федерации происходит путём расширения и углубления нормативно-правовых актов, а также за счёт обновления и улучшения правоприменительной практики уже имеющихся. Антимонопольное законодательство в России появилось относительно недавно – чуть более двадцати лет назад. Становление антимонопольного законодательства проходило в период реформирования экономики России: в это же время проходила либерализация экономики, приватизация и развитие рыночных отношений. В эволюции российского антимонопольного законодательства можно выделить два основных этапа.[6]

Этап первый. 22 марта 1991 года был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В данном законе были определены цели антимонопольной политики РФ:

  • предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;
  • обеспечение единства экономического пространства и свободного перемещения товаров;
  • поддержка конкуренции в Российской Федерации;
  • создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;
  • государственный контроль обеспечения антимонопольного законодательства.

25 мая 1995 года произошла первая редакция закона «О конкуренции…». Внести изменения в закон пришлось, так как в обществе и экономике государства произошли существенные изменения за 4 года. В 1994 году была закончена ваучерная приватизация, что дало начало формированию рыночных отношений. Последующая редакция данного закона произошла в 1998 году. Пересмотру и дополнению подверглись некоторые понятия, виды контроля экономической концентрации и механизмы управления. В результате редакции закона в 2000 году, антимонопольным органам были даны права, позволяющие при осуществлении государственного контроля экономической концентрации, устанавливать реальных участников сделок, определять реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке и оценивать их стратегические интересы. В последней на сегодняшний день редакции закона «О конкуренции…», которая произошла в октябре 2002, изменению подверглись пороговые значения параметров обращения в антимонопольные органы, сроки подачи уведомлений, а также уточнены основания для отказа.

Второй этап. Начало второго этапа развития антимонопольного законодательства можно приурочить к периоду разработки и принятию нового закона «О защите конкуренции». Он был принят 26 июля 2006 года. Одной из главных задач этого закона стало укрепление общепризнанных мер, которые могли обеспечить эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях справедливой конкуренции. Также в закон было введено понятие «экстерриториальных действий», то есть данный закон может регулировать соглашения, заключенные российскими хозяйствующими субъектами за пределами Российской Федерации. Существенным нововведением закона является выделение критериев, на основе которых соглашения и согласованные действия, которые хоть и ужимают конкуренцию, но имеют общий положительный эффект, могут быть разрешенными антимонопольным органом.

Особого внимания заслуживает ответственность, предусмотренная за нарушение антимонопольного законодательства. К сожалению, размеры штрафа не обеспечивают соблюдение антимонопольного законодательства. В связи с этим, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации были внесены изменения. Они касаются ужесточения наказаний за антиконкурентные действия.


В 2006 году вступает в силу «первый антимонопольный пакет», в рамках которого были внесены поправки в статьи федерального закона «О рекламе» и в федеральный закон № 295-ФЗ «О недрах», а также вошел в действие федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Изменения касались ужесточения наказания за нарушения в данной сфере.

«Второй антимонопольный пакет» начал функционировать в 2009 году. Были внесены поправки в закон «О защите конкуренции», в Кодекс об административных нарушениях, в Уголовный Кодекс. Данные изменения должны были способствовать развитию конкурентоспособной сферы и недопустимости реализации действий, имеющих тенденцию ограничительной деловой практики.

«Третий монопольный пакет» вышел в январе 2012 года. Федеральная антимонопольная служба отмечает, что главные изменения, представляемые «третьим антимонопольным пакетом» ориентированы на конкретизирование требований к антиконкуретным соглашениям и согласованным действиям. Кроме того в данном «пакете» уточняются критерии монопольно высокой цены.

В сентябре 2014 года Правительство Российской Федерации одобрило «четвертый антимонопольный пакет». Законопроект учитывает значительное снижение административных ограничений для бизнеса. Также в нём оговаривается снижение роли государства в экономике страны.

Вывод: развитие системы антимонопольного регулирования в Российской федерации доказывает, что антимонопольная политика – это постоянно функционирующие меры, которые могут изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране, предпринимаемые правительством для регулирования экономики.

2 Анализ современной системы монополизма в Российской Федерации

2.1 Анализ современного состояния естественных монополий и их роль в экономике России

.В нынешней российской экономике монополии являются специфическим конструктором национальной экономики. Под воздействием усиливающихся глобализационных процессов отечественные монополии становятся ключевыми составляющими развития и поддержания экономической системы в целом. Стратегия тарифообразования естественных монополий и соответственно объемы производственного потребления продукции реальным сектором экономики оказывают прямое воздействие на интенсивный рост национальной экономики и устойчивость ее развития.


Выделяют три основных наиболее устойчивых отрасли естественных монополий:

  • электроэнергетика;
  • газовая промышленность;
  • железнодорожный и трубопроводный транспорт;
  • связь.

Рисунок 1- Вклад системы естественных монополий в ВВП страны

На рисунке 1 показано, какую долю в ВВП страны вносит каждая отрасль естественных монополий. 4% от общего числа рабочих и служащих приходится на все 4 отрасли. При этом они приносят 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли и 18,6% налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Относительно недавно на мировом рынке произошел резкий скачок цен на энергоносители, что послужило причиной роста выручки Топливно-Энергетического Комплекса (ТЭК). До этого момента вклад естественных монополий в ВВП отставал от общей динамики индустрии.

РАО «Газпром» - монополист в данной сфере экономики. В распоряжении «Газпрома» находится 33 трлн. кубометров газа, что составляет 75% от всех обнаруженных запасов. [13] Большинство месторождений находится в Западной Сибири. Этот факт стал причиной развития единой системы газоснабжения (ЕСГ). В рамках данного проекта были построены производительные системы магистрального трубопроводного транспорта. На строительство вышеуказанных систем было потрачено несколько миллиардов долларов. Данная система позволяет транспортировать 600 млрд кубометров природного газа в год в пределах страны и является одной из крупнейших систем подобного рода в мире.

Ежемесячная валютная выручка «Газпрома» согласно отчетностям составляет 600 млн. долларов. «Газпром» включает в себя 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». [13]

За пределами Российской Федерации «Газпром» имеет множество активов в виде долей в газодобывающих и газотранспортных системах. Доля «Газпрома» на газовом рынке Европы показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Доля РАО «Газпром» на европейском газовом рынке.

29 апреля 2016 г. ОАО «Газпром» представило прошедшую аудит консолидированную финансовую отчетность за 2016 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Исходя из изложенного в подпункте выделены проблемы, препятствующие эффективному развитию естественных монополий: - большой износ основных фондов. Износ основных фондов характерен как для предприятий топливно-энергетического комплекса, так и потребителей энергоресурсов, и недостаточно эффективные передаточные устройства (линии электропередач, тепловые сети, системы газо и нефтеснабжения) способные вызывать аварийную ситуацию в энергообеспечении. В связи с этим, необходимы обновление и модернизация основных фондов инфраструктурных отраслей; дефицит инвестиционных ресурсов на фоне высокого износа основных фондов предприятий монополий, который в ряде отраслей составляет порядка 60 % (на сегодняшний день уже более тридцати лет функционирует 38 % нефтепроводов и 47 % нефтепродуктопроводов). Наиболее критическая ситуация сложилась в электроэнергетике и газодобыче; отсутствие взаимосвязей между предприятиями различных отраслей, в том числе и инфраструктурных, как на федеральном, так и региональном уровнях; высокий уровень теневой экономики и коррупции в нашей стране; - институциональные проблемы, связанные с эффективным функционированием; отсутствие сбалансированной системы учета интересов, учитывающей экономические интересы государства, естественных монополий и потребителей.


2.2 Анализ деятельности современных антимонопольных органов России

Одной из основных целей антимонопольной политики Российской Федерации на данный момент является пресечение деятельности монополий, так как деятельность их направлена на получение прибыли в ущерб нормально конкурирующим компаниям. Эта проблема напрямую связана с злоупотреблением доминирующим положением, созданием неравной конкуренции между контрагентами с помощью органов власти, а также с неполной информированностью участников рынка.

В то же время антимонопольная политика пытается предотвратить неэффективное использование или недоиспользование промышленных ресурсов, а также искать возможности создания новых продуктов и новой стоимости. Обязательным элементом антимонопольной политики является создание благоприятных условий для существования добросовестной конкуренции на товарных рынках. [16]

Защитой конкуренции в Российской Федерации на данный момент занимается Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). ФАС является федеральным органом исполнительной власти. Функции ФАС заключаются в следующем:

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.