Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы функционирования монополизма в России
1.1 История возникновения и развития монополий в России
1.2 Монополия и конкуренция. Теория монополистической конкуренции
1.3 Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи
2 Анализ современной системы монополизма в Российской Федерации
2.1 Анализ современного состояния естественных монополий и их роль в экономике России
2.2 Анализ деятельности современных антимонопольных органов России
Введение
На данный момент проблемы монополизации российской экономики привлекают сосредоточенное внимание не только специалистов, но и обществом в целом. Отношения общества и государства к различным формам монополий всегда двойственно, в силу противоречивой роли монополий в современной экономике.
Ограничивая выпуск продукции и определяя более высокие цены монополии вследствие своего монопольного положения на рынке вызывают нерациональное распределение ресурсов и возбуждают укрепление неравенства доходов, как следствие монополии способствуют понижению жизненного уровня населения. Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как отсутствует конкуренция. В Российской Федерации, особенно острой становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий. Одной из проблем монополий все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ненормальных проявлений монополии и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, обоюдовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между государством и монополиями, между российскими и зарубежными монополиями. Исследование монополизированных рынков актуально для принятия экономических решений по разнообразным вопросам.
Практическое и теоретическое значение имеет проблема понимания сути и причин происхождения монополистических новообразований в условиях цивилизованных конкурентных взаимоотношений организаций, предприятий, юридических и физических субъектов хозяйствования, что чрезвычайно важно для судьбы рыночного механизма в России, так как господствующее положение на рынке одной или нескольких монополий не только отягощает доступ на него других субъектов хозяйствования, но и противостоит развитию подлинно рыночных отношений в целом. 2 Немаловажно в этих условиях оценить объективную обусловленность и практическую неизбежность государственного регулирования экономики, находящейся в непростой ситуации.
Исследуемое явление столь многранно, требует адекватного отношения к себе со стороны ученых и практиков. Конкуренция в силу ее исключительной важности в рыночной экономике с давних пор привлекала внимание ученых - экономистов. В развитых промышленных странах по данной проблеме в настоящее время имеются определенные теоретические и практические наработки.
Объект исследования: монополизм как часть организационно – экономической системы.
Цель исследования состоит в раскрытии сущности монополий, их своеобразий и особенностей в отечественной экономике, характерных черт антимонопольной политики Российской Федерации в современной рыночной экономике.
Для поставленной цели в ходе подготовки дипломной работы решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание монополии как экономической категории;
- оценить значимость монополий для современной экономики Российской Федерации;
- проанализировать действующую систему государственного регулирования монополий в Российской Федерации.
В ходе выполнения работы использовались фундаментальные исследования, изложенные в классических и современных трудах, отечественных и зарубежных ученых, материалы научных конференций, аналитические материалы научно - исследовательских учреждений, информационных служб и агентств, экспертные оценки и расчеты практических и научных работ.
1 Теоретические основы функционирования монополизма в России
1.1 История возникновения и развития монополий в России
Определений монополии существует множество, в экономике чаще встречается монополия в наиболее широком смысле.
Под которой предполагается такая рыночная ситуация, когда одна или незначительное число компаний отрасли производят и реализуют существенную долю определенных услуг и товаров. Мнение общества и правительства государства к различным формам монополий в экономике всегда двойственно. Монополии можно разделить на три основных вида: естественная, административная и экономическая. В отраслях естественной монополии существует лимитированное количество, если не единственное национальное предприятие и потому, несомненно, они занимают монопольное положение на рынке. Возникновение административной монополии является следствием действий государственных органов. Экономические причины обуславливают возникновение экономической монополии, которая развивается на основе закономерностей хозяйственного усовершенствования. Разговор идет о предпринимателях, которые смогли завоевать монопольное положение на рынке.
Возникновение предприятий - монополистов обуславливается прогрессом производительных сил, реализацией превосходств крупного предприятия над малым. Захватить рынок и стать на нем монополистом весьма трудно, однако удержать этот рынок в своих руках еще труднее.
В работе рассмотрены три ключевых типа барьеров, препятствующих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к наилучшему для потребителей. Добиться снижения монополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению тех новых фирм, которые могли бы потеснить прежних хозяев рынков.
Изучение экономического содержания монополии показало, что влияние российских монополий на благосостояние экономики страны может быть как отрицательным, так и положительным. Монополистические цены не всегда обоснованно растут, так как только один хозяин может повлиять на нее, предприятие может повышать цену на выпускаемую продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. Также монополия предполагает наличие барьеров для появления в отрасли фирм - конкурентов. Монополизированность российского рынка оказывает негативное влияние на обеспечение инновационного пути развития, развития среднего и малого бизнеса. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств. 2. Роль монополий в экономике России весьма актуальна так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. В силу того, что Россия во все времена была большим государством и изобиловала природными ресурсами, управлять ею было проще, когда в стране находилось незначительное число крупных предприятий. В современной России ничего не изменилось, экономика также базируется на монополиях. Рыночная власть таких фирм определена достижением минимальных издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса. Известно, что монопольная власть масштабных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями. Свобода установления цен и выбора объемов производства предоставляют возможность топ- менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести «игру» в сторону личного обогащения. Можно заключить, что монополии действительно вносят ощутимый вклад в формирование экономики нашей страны. Благодаря собственному масштабу, большим возможностям и амбициям, они способны выбиваться в лидеры на мировых рынках и обеспечивать тем самым развитие экономики и социальной жизни внутри страны. Так же можно отметить 6 бюджетообразующую функцию, так как отечественные монополии вносят ощутимый вклад в формирование ВВП страны и являются одними из самых крупных налогоплательщиков . Исходя из этого, можно сделать вывод, что в данный период времени монополии в России действительно играют значительно важную социально экономическую и политическую роль, однако их деятельность связана с рядом весомых недостатков, ущемляющих права и интересы общества и иных субъектов экономики России.
Предприятия субъекты монополий являются относительно стабильным источником рабочих мест и доходов для населения страны, ключевыми источниками доходов для бюджетов ряда российских регионов и страны в целом. Высокая социальная значимость продукции монополий обуславливает зависимость функционирования экономики страны от эффективности государственного регулирования монополистических образований. Можно сделать вывод о том, что в условиях современной экономики России роль монополий в экономической системе сводится к осуществлению следующих явных функций: производство продукции жизненно важной для общества, системообразующая функция, стабилизирующая или же дестабилизирующая функция.
Проблема современных монополий в большей мере определены тем, что современные резервы экономических ресурсов регулярно уменьшаются или весьма неравномерно распределены.
Три момента снижающие экономическую эффективность экономики при усилении власти монополий:
1. Объем монополистического производства, максимизирующий доход отечественного монополиста, ниже, а стоимость — выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
2. Почти постоянно являясь единственным продавцом на рынке, российские монополисты не пытаются и не желают кардинально снижать издержки производства, не устремляются проводить НИОКР. Монопольные цены противоречат рыночным. Тенденции к повышению цен у монополий не снижаются даже ,если у остальных участников отрасли цены опускаются. З.Барьеры для вхождения новых отечественных компаний в монополизированные и коррупционные отрасли экономики и кроме того огромные силы и материальные средства, которые отечественные монополисты каждый год тратят на сохранение и усиление собственной монопольной власти, оказывают удерживающее воздействие на рост экономической эффективности экономики.
Для того чтобы предотвратить проявление некоторых отрицательных факторов монополий, российское правительство вынуждено проводить антимонопольную политику. Концепция антимонопольно-конкурентной политической деятельности в нашем государстве должна быть призвана обеспечить отход от позиции «регулирования с целью регулирования» и направлена на «регулирование ради процветания и развития экономики».
1.2 Монополия и конкуренция. Теория монополистической конкуренции
Конкуренция - это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона конкуренция рассматривается как соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. [10] Конкуренты стремятся
вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы.
Конкуренция – это такое понятие, без которого рынок не смог бы функционировать. На конкурентном рынке присутствует большое количество продавцов, каждый из которых не имеет возможности влиять на цену товара. Монополия и конкуренция по своей сути являются противоположными понятиями. Рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1 - Монополия и конкуренция
Параметры состояния рынка |
Конкуренция |
Монополия |
Число продавцов |
Много |
Один |
Барьеры входа и выхода из рынка |
Нет |
Вхождение невозможно |
Участие товаровладельцев в контроле над ценами |
Нет |
Полный контроль |
Из материалов таблицы 1 можно сделать вывод: конкуренция – это нормальное состояние рынка.
Монополистическая конкуренция, предложенная Чемберлином, характеризуется следующими признаками:
- на рынке присутствует не один продавец, а несколько;
- каждая компания действует на рынке, не принимая во внимание собственное влияние на соперников;
- товары качественно неоднородны, поэтому покупатель выбирает продукт определенной марки, которую он предпочитает;
- вход в производство похожей продукции неограничен.
Второй способ сосуществования конкуренции и монополии – создание рынка дифференцированных товаров. В этом случае, продавец как бы создаёт свой микрорынок, в котором выступает в роли монополиста, но при этом его товар подвергается конкуренции со стороны более совершенных товаров-субститутов. При создании рынка дифференцированных товаров, конкуренция происходит в трёх направлениях:
- контроль над ценами – в результате монополизации рынка происходит изменение цены товара с равновесной на более высокую;
- введение качественных изменений в товары;
- внедрение рекламы.
Последние два пункта – неценовые факторы конкуренции. В более поздних трудах Чемберлин также отнёс к ним техническое модернизирование и обслуживание потребителей. [9]