Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (Политика мотивации персонала в системе управления персоналом организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Политика мотивации персонала в системе управления персоналом организации
1.1 Мотивация как важнейший фактор повышения эффективности системы управления персоналом организации
1.2 Мотивация как элемент эффективного управления персоналом
1.3 Мотивация в современной практике управления персоналом
2.1 Общая характеристика компании "Евроклин"
2.2 Исследование роли мотивации персонала в управлении персоналом ООО "Евроклин"
2.3 Рекомендации по улучшению мотивации для эффективного управления персона в ООО "Евроклин"
В любом обществе и экономической системе фактором, в значительной степени предопределяющим экономику в обществе и уровень его благосостояния, является мотивация труда персонала. Это и другие факторы обуславливают актуальность и важность проблем мотивации персонала и использование человеческого фактора в целом.
С переходом на рыночный путь развития, наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализа состояния и перспектив развития трудовой мотивации, хотя оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.
Внедрение методик по повышению мотивации труда и их анализ дают возможность повысить комплексность оценки работы персонала, повысить согласованность и удовлетворенность трудом в коллективе, позволяют получить объективную экономическую оценку деятельности предприятия и его подразделений с целью стимулирования, как его управляющих, так и коллектива в целом.
Эффективное управление организацией невозможно без понимания того, что движет сотрудником и побуждает его к деятельности, как и какими методами мотивы могут быть приведены в действие. Значительная часть представителей бизнеса признает, что его эффективность организации сегодня, в первую очередь, обусловливается факторами, один из которых - умение управлять непредсказуемой человеческой натурой, что становится главным конкурентным преимуществом предприятия на рынке.
Если система мотивации работников предприятия разработана правильно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности коллектива на благо предприятия.
Для повышения эффективности управления в социальноэкономической системе, руководителю необходимо учитывать факторы, влияющие на формирование поведения сотрудника в организации, его потребности, интересы, ценности, установки и личные качества. Человек всегда сохраняет свободу выбора решения и собственного поведения. Подбор, внедрение и воздействие на человека мотивами и стимулами, способствующих эффективной работе организации, является важной задачей руководителя.
В основе поиска решения проблем по управлению трудовыми ресурсами лежат задачи оценки трудовой деятельности работника, которые опираются на принципы мотивации. Для создания моделей мотивации работника, выполняющего возложенные на него функции и задачи на конкретном рабочем месте, необходимо исследование поведения человека в процессе трудовой деятельности.
Понятие потребностей человека берется за основу при выборе исходной позиции изучения состава мотивации, когда внимание людей в основном сосредоточено на оценке внешних условий. При актуализации потребностей, важная роль отводится внешним факторам - стимулам, то есть наборам внутренних и внешних причин, вызывающих нужную реакцию субъекта управления при выполнении им задач, поставленных руководителем.
Мотивацией труда работника - это процесс, который направлен на формирование мотивов поведения, побуждающих человека к деятельности для достижения либо личных целей, либо целей предприятия [3].
Задачи повышения производительности труда персонала предприятия необходимо решать, применяя современные теории управления и созданные модели мотивации труда работников.
Важнейшим стимулом, побуждающим работника к повышению трудовой активности в рамках предприятия, является оценка его трудовой деятельности со стороны трудового коллектива и оценка интеллектуальных и физических возможностей со стороны руководителя. Создание в организации единой системы оценки эффективности выполнения каждым работником своих должностных обязанностей, позволит получить объективное понимание об исполнении работником возложенных на него функций.
Критерии оценки в данной системе должны быть объективны, понятны и открыты сотрудникам организации.
В отличие от отечественных, предприятия западных стран имеют более обширный, накопленный десятилетиями опыт в организации мер, направленных на создание и внедрение систем мотивирования и поощрения сотрудников организаций, включающих оценку целеустремленности и согласованности персонала, а так же оценку использования функциональных и квалификационных возможностей персонала.
Важным фактором в системе мотивации персонала является материальное стимулирование работников, гарантирование тесной связи оплаты труда с его конечным результатом. В свою очередь, это требует применение прогрессивных форм оплаты, которые бы позволили учесть индивидуальные особенности каждого из членов коллектива в его трудовой деятельности. [17, С. 36]
Применение в организациях моделей и методик по повышению мотивации труда персонала и их анализ, дает возможность комплексной оценки трудовой активности персонала, позволит увеличить согласованность в трудовом коллективе и повысить удовлетворенность трудом. Суть данных внедрений заключается в возможности получить объективную экономическую оценку деятельности предприятия и его подразделений с целью оптимального стимулирования, как его руководителей, так и коллектива в целом.
Глава 2. Исследование роли мотивации персонала в системе управления кадрами на примере компании ООО "Евроклин"
2.1 Общая характеристика компании "Евроклин"
Общество с ограниченной ответственностью "Евроклин", действует на основании Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и учредительного договора участников, создано в 2009 году.
Целью деятельности Общества является оказание клининговых услуг.
Преимуществом компании является удобный график работы, позволяющий сотрудникам совмещать работу с другими неотложными делами. Так, рабочий день менеджеров - с 9.00 до 19.00 ежедневно. При этом менеджеры работают по скользящему графику с двумя выходными. Управленческий персонал работает с 9 часов до 18 часов. Обслуживающий персонал работает в соответствии с графиком, удобным для клиентов.
Организационная структура фирмы ООО "Евроклин" является линейно-функциональной. Преимущества линейно-функциональной структуры управления:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций ООО "Евроклин";
- уменьшение потребностей в специалистах широкого профиля;
- освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов, например, конфликтов с потребителями;
- исключение дублирования в выполнении управленческих функций.
Организационная структура управления на предприятии построена таким образом, что каждый исполнитель отвечает за какой-то момент в организации деятельности предприятия, что очень целесообразно в итоге сказывается на результатах работы.
В ООО "Евроклин" вопросами управления кадрами занимается инспектор по кадрам, имеющий средне-специальное образование.
Инспектор отдела кадров ООО "Евроклин" осуществляет ограниченный круг функций, а именно:
- прием сотрудников;
- перевод сотрудников;
- увольнение.
Основные направления деятельности инспектора по кадрам:
- стратегическая роль. Инспектор участвует в разработке средних долгосрочных планов компании, вносит предложения по оптимизации организационной структуры компании, дает оценку планируемым действиям руководства компании с точки зрения управления персоналом.
- корпоративная культура. Разработка корпоративных правил компании.
- подбор персонала. Комплексная система планирования и подбора персонала, адаптация вновь набранного персонала.
- система компенсаций /премирование. Разработка эффективной системы стимулирования труда сотрудников компании, нацеленной на максимальную мотивацию персонала, реализация социальных программ (медицинская страховка, питание, другие дополнительные льготы).
- кадровое делопроизводство. Оформление контрактов, трудовых книжек, больничных листов, отпусков, приказов и т. д. Решение дисциплинарных вопросов.
- взаимодействие с государственными структурами и профсоюзами.
- конфликтные ситуации. Диагностика, разрешение и профилактика конфликтов.
Инспектор по кадрам планирует потребность в работниках путем исследования валовой потребности – т.е. определении того количества работников (как штатных, так и нештатных), которые требуются для обеспечения работы организации в течение определенного периода при определенной загрузке. Например, для того, чтобы достичь определенной прибыли, необходимо рассчитать количество работников, количество вспомогательного персонала, с тем, чтобы не было простаивающих работников, и не было нехватки в персонале.
Численность руководящего состава ООО "Евроклин" на протяжении в 2014-2016 гг. осталась неизменной (таблица 1).
Таблица 1 - Численность персонала ООО "Евроклин" в 2014-2016 гг., чел.
Категории персонала |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2014-2016 г. |
|
абс. |
отн. |
||||
Управление |
16 |
16 |
16 |
0 |
1,00 |
Рабочие |
52 |
60 |
64 |
12 |
1,23 |
АХЧ |
16 |
20 |
18 |
1 |
1,13 |
Всего |
84 |
92 |
98 |
14 |
1,17 |
Численность Рабочих организация увеличилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г. на 23% (12 чел.), численность АХЧ – на 13% (2 чел.).
В анализируемом периоде основную долю (65,3%) в структуре персонала организации составляют Рабочие (таб.2).
Таблица 2 - Структура персонала ООО "Евроклин" в 2014-2016 гг., %
Категории персонала |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2014-2016 |
Управление |
19,0 |
16,7 |
16,3 |
-2,7 |
Рабочие |
61,9 |
62,5 |
65,3 |
3,4 |
АХЧ |
19,0 |
20,8 |
18,4 |
-0,7 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Анализ численности сотрудников организация по уровню образования свидетельствует о том, что в анализируемом периоде происходит рост количества работников с высшим (на 26 чел.) образованием. Следовательно, в анализируемом периоде происходит повышение образовательного уровня персонала. Повышение статуса квалифицированного труда говорит об увеличении доли и функциональной значимости сотрудников, что прямо увеличивает возможности и потенциал развития организация.
2.2 Исследование роли мотивации персонала в управлении персоналом ООО "Евроклин"
В "ООО "Евроклин" был проведен опрос рабочих организации (30 чел.) на определение склонности к типу организационной культуры. Перечень вопросов, разработанных для анкетирования сотрудников, предусматривал ответы респондентов не только с учетом существующего состояния дел, но и перспектив развития.
В данном исследовании использовалась одна из принятых сегодня в мировой практике типология К. Ханди. Коротко охарактеризуем четыре предложенных типа организационной культуры.
1. Ролевая - культура, в условиях которой каждый член организации выполняет определенную, строго ограниченную общепринятыми рамками или должностными инструкциями и только ему присущую роль.
2. Организационная культура "ордена" - культура бесспорного лидера - руководителя организации, авторитет которого является движущей силой, а идеи - решающим фактором всех достижений и побед.
3. "Командная" организационная культура - культура, при которой устремления и помыслы каждого направлены на выполнение одной определенной задачи, стоящей перед организацией.
4. Организационная культура индивидуальности - культура предпочтения независимости и автономности в работе учителя, где главным критерием являются личные достижения.
В таблице 3 представлены результаты опроса.
Таблица 3 - Результаты опроса сотрудников ООО "Евроклин" на определение склонности к типу организационной культуры
Тип организационной культуры |
Настоящее |
Будущее |
||||||
Да |
Скорее да |
Скорее нет |
Нет |
Да |
Скорее да |
Скорее нет |
Нет |
|
Ролевая культура |
||||||||
1. Ваша деятельность строго регламентирована администрацией и документами? |
49 |
38 |
11 |
2 |
47 |
42 |
2 |
9 |
2.В вашей организации существует единый порядок планирования? |
24 |
22 |
29 |
25 |
53 |
44 |
0 |
3 |
3.Администрация строго контролирует выполнение утвержденных правил и процедур? |
29 |
31 |
16 |
24 |
60 |
36 |
4 |
0 |
4.Работает ли администрация со специалистами по повышению их профессионального мастерства? |
36 |
42 |
16 |
6 |
60 |
38 |
2 |
0 |
Культура "Ордена" |
||||||||
5. Часто ли вы выполняете поручения, не входящие в должностные обязанности? |
18 |
18 |
22 |
42 |
2 |
7 |
49 |
42 |
6. Авторитет директора в вашей организации признается всеми членами коллектива? |
13 |
24 |
16 |
47 |
49 |
51 |
0 |
0 |
7.Считаете ли вы что решения должен принимать Директор? |
11 |
13 |
42 |
34 |
22 |
7 |
33 |
38 |
8. Все идеи руководителя разделяются и поддерживаются? |
9 |
11 |
42 |
34 |
22 |
7 |
33 |
38 |
Командная структура |
||||||||
9. Есть ли в вашей организации творческие группы? |
27 |
11 |
15 |
47 |
67 |
33 |
0 |
0 |
10.Администрация видит в сотрудниках равных партнеров? |
20 |
18 |
44 |
18 |
71 |
29 |
0 |
0 |
11.Администрация поддерживает творческие группы и создает условия для их успешной деятельности? |
20 |
36 |
27 |
17 |
51 |
49 |
0 |
0 |
12.Сотрудники активно участвуют в обсуждении рабочего процесса и путей его совершенствования? |
60 |
31 |
9 |
0 |
82 |
16 |
2 |
0 |
Культура индивидуальности |
||||||||
13.Имеете ли вы возможность работать автономно? |
47 |
22 |
15 |
16 |
42 |
29 |
22 |
7 |
14. Можете ли вы работать над интересующей вас проблемой? |
58 |
31 |
7 |
4 |
69 |
29 |
2 |
0 |
15.Коллеги прислушиваются к вашему мнению? |
13 |
31 |
40 |
16 |
67 |
33 |
0 |
0 |
16. Считаете ли вы, что для качественной работы вам совершенно не нужен контроль администрации? |
20 |
20 |
27 |
33 |
22 |
24 |
38 |
16 |