Файл: Управление эффективностью организации гостиничного (ресторанного) бизнеса.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к определению эффективности гостиничного бизнеса
1.1 Основные показатели, характеризующие эффективность деятельности гостиниц
2.1 Общая характеристика ЗАО гостиница Авантаж»
2.2 Оценка эффективности бизнеса ЗАО ««Гостиница Авантаж»»
2.3 Разработка основных направлений повышения эффективности деятельности ЗАО ««Гостиница Авантаж»»
Анализ источников формирования имущества малого отеля позволяет констатировать, что основным источником финансирования имущества является на всем протяжении анализируемого периода является заемный капитал, при этом наибольший удельный вес более 91,0% составляет кредиторская задолженность, при этом на протяжении всех трех лет долгосрочный заемный капитал и краткосрочные заемные средства остаются постоянными.
Таблица 3
Анализ источников формирования имущества ЗАО «Гостиница Авантаж» за 2015-2017 гг. (по состоянию на конец года)
Элемент (вид) пассивов баланса |
2015 г., тыс. руб. |
2016 г., тыс. руб. |
2017 г., тыс. руб. |
Изменения |
|
Абсо–лютное, тыс. руб. |
Относи–тельное, % |
||||
Собственный капитал и резервы, всего |
-10127 |
-9272 |
-14337 |
-4210 |
40,7 |
Из них: Уставный капитал |
9 |
9 |
9 |
- |
- |
Нераспределенная прибыль |
-10136 |
-9281 |
-14346 |
-4210 |
41,5 |
Заемный капитал, Всего |
32680 |
32883 |
30412 |
-2268 |
-6,9 |
В том числе: Долгосрочный заемный капитал |
235 |
235 |
235 |
- |
- |
Краткосрочные заемные средства |
708 |
708 |
708 |
- |
- |
Кредиторская задолженность всего, в том числе |
31737 |
31940 |
29469 |
-2268 |
-7,1 |
Величина всех источников финансирования пассивов (имущества) |
22583 |
22903 |
16075 |
-6508 |
-28,8 |
Далее нами произведен анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «Гостиница Авантаж» в 2016 – 2017 гг. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Финансовые результаты деятельности ЗАО «Гостиница Авантаж» в 2016 и 2017 гг.
Показатель |
2016 |
2017 |
Абсолютное изменение |
Темп роста |
Темп прироста |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, |
15 498 |
14 938 |
(560) |
96,39% |
-3,61% |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
(20 112) |
(13 011) |
7 101 |
64,69% |
-35,31% |
Прибыль (убыток) от продаж |
4 614 |
1 927 |
(2 687) |
41,76% |
-58,24% |
Прочие операционные доходы (в отчетности Прочие доходы) |
2 074 |
80 |
(1 994) |
3,86% |
-96,14% |
Прочие операционные расходы (Прочие расходы) |
2 525 |
466 |
(2 059) |
18,46% |
-81,54% |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
5 065 |
1 541 |
(3 524) |
30,42% |
-69,58% |
Чистая (нераспределённая) прибыль (убыток) отчетного периода |
5 065 |
1 541 |
(3 524) |
30,42% |
-69,58% |
Как видно из представленных данных, в 2017 году ЗАО «Гостиница Авантаж» сократила объем чистой прибыли почти в 3 раза, показало снижение темпов роста по всем показателям (в том числе и затрат). Однако, календарный год был окончен с положительным финансовым итогом.
Динамика показателей, характеризующих доходы, расходы и рентабельность деятельности анализируемой компании в 2016 и 2017 годы представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика показателей, характеризующих доходы, расходы, доходность и рентабельность ЗАО «Гостиница Авантаж»
Показатель |
2016 |
2017 |
Изменения |
|
Абсолютное |
Относительное |
|||
Суммарные доходы предприятия, тыс. р. |
17572 |
15018 |
-2554 |
85,47% |
Суммарные расходы предприятия, тыс. р. |
(17 587) |
(12 545) |
5042 |
71,33% |
Прибыль до налогообложения, тыс. р. |
5065 |
1541 |
-3524 |
30,42% |
Выручка (нетто) от продаж, тыс. р. |
15498 |
14938 |
-560 |
96,39% |
Чистая прибыль, тыс. р. |
5065 |
1541 |
-3524 |
30,42% |
Доходность активов, р. |
0,29 |
0,10 |
-0,185632458 |
35,60% |
Рентабельность активов, % |
28,82% |
10,26% |
-0,185632458 |
35,60% |
Доля выручки от продаж в составе суммарных доходов, % |
88,20% |
99,47% |
0,112701741 |
112,78% |
Доходы на 1 р. расходов, р. |
1,00 |
1,20 |
0,197983234 |
119,82% |
Рентабельность оборотных активов, % |
0,03% |
0,01% |
-0,000232598 |
22,83% |
Рентабельность производственных фондов, % |
0,02% |
0,01% |
-0,000101595 |
36,45% |
Рентабельность продаж (по прибыли от продаж), % |
25,18% |
11,84% |
-0,133401453 |
47,03% |
Рентабельность продаж (по чистой прибыли), % |
25,18% |
11,84% |
-0,133401453 |
47,03% |
Рентабельность основного вида деятельности (затратоотдача, прибыльность реализованной продукции), % |
29,77% |
12,90% |
-0,168715968 |
43,33% |
Рентабельность собственного капитала, % |
0,01% |
0,00% |
-0,000101761 |
29,91% |
Наконец, совокупность финансовых коэффициентов по итогам деятельности компании в 2016 и 2017 годах представлена в таблице 6.
Таблица 6
Финансовые коэффициенты, рассчитанные по показателям финансовой отчетности ЗАО «Гостиница Авантаж»
Общие показатели |
2016 |
2017 |
Среднемесячная выручка |
1 291,50 |
1 244,83 |
Общая степень платежеспособности предприятия |
6883,088 |
6944,058 |
Степень платежеспособности по текущим обязательствам |
2397,165 |
4412,289 |
Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами |
5,428 |
4,078 |
Коэффициент финансовой автономии |
0,797 |
0,804 |
Коэффициент финансовой устойчивости |
6,882 |
11,969 |
Показатели деловой активности |
||
Продолжительность оборота оборотных активов |
25,090 |
12,956 |
Показатели рентабельности и интенсификации процесса производства |
||
Рентабельность от продаж |
0,327 |
0,103 |
Фондоотдачи внеоборотных активов |
0,055 |
0,077 |
Таким образом, анализ финансового состояния малого отеля требует пристального внимания со стороны управленцев к принятию решений в области имущественного состояния отеля и развития системы управления задолженностью малого отеля, при сохранении положительных тенденций в области роста уровня оборачиваемости оборотных активов, роста производительности труда и снижения затрат на рубль реализованной продукции.
2.3 Разработка основных направлений повышения эффективности деятельности ЗАО ««Гостиница Авантаж»»
Перспективные направления повышения эффективности комплекса услуг средств размещения считаем целесообразным разделить на внутренние, действующие в пределах одной гостиницы и внешние, для которых средство размещения является необходимой, но составной частью (таблица 7).
Таблица 7
Перспективные направления повышения эффективности комплекса услуг средств размещения
Вид |
Направление |
Комплекс действий |
Внутреннее |
Технико-организационное |
Диагностика управленческого персонала |
Совершенствование системы управления и повышение уровня зрелости менеджмента гостиницы |
||
Оптимизация организационной конструкции, вздувание нее эффективности |
||
Внедрение прогрессивных спецтехнологий сервиса (рационализация функционального качества) |
||
Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий |
||
Улучшение вещественно-технической базы (технического качества) |
||
Создание информационной базы бери эндогенном и экзогенном ярусе (вздувание яруса информационного удобства, информационного качества) |
||
Социально-гуманитарное |
Повышение общественного качества (культуры сервиса) |
|
Укрепление труженический дисциплины |
||
Создание благоприятного психологического климата |
||
Совершенствование мотивационного механизма нате основе оценки трудового потенциала персонала |
||
Ориентация для гостя, полная молярность нате запросах и надобностях гостей |
||
Экономическое |
Формирование центров ответственности держи базе отдельных служб имущество размещения |
|
Управление ассортиментом услуг |
||
Бенчмаркинг |
||
Внешнее |
Организационное |
Создание гостиничных сетей (цепей) средств размещения |
Государственно-частное партнерство в регулировании туристской деятельности |
||
Выставочная деятельность гостиниц и иных средств размещения |
Качество управления различными ресурсами предопределяет эффективность деятельности организаций сферы гостеприимства. В настоящее время одним из важнейших являются трудовые ресурсы — персонал, роль которого особенно возрастает в гостиницах, т.к. в них основным товаром является услуга, качество которой зависит от качества работы персонала — самой уязвимой и нестабильной составляющей успеха гостиничного бизнеса.
Анализ причин высокой текучести кадров в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса на российском рынке свидетельствует, что основные факторы, провоцирующие текучесть, локализованы внутри компании. К их числу относятся:
1) непродуманность системы управления персоналом, приводящая к появлению «ступеней» в карьерном росте;
2) смена руководства различных уровней, сопровождающаяся изменением подходов к управлению;
3) изменение условий труда;
4) другие причины разного рода, которые можно обозначить как дефекты организационной культуры.
Следует подметить, для менеджмента персонала гостиницы знать оставаться эластичным и простым, гарантировать кпд, конкурентоспособность, освоиться держи выбор и расстановку кадров, формирование трудовых источников организации. Любая харчевня должна заключать приманка личные эталоны ради обслуживающего персонала, определяемые классом гостиницы, сегментом рынка, в котором она работает, спектром дополнительных служб, фактором сезонности, конкуренцией, системой управления персоналом, осуществляющей не всего сортировка кадров, однако и альтернативность модели управления организацией. Хозуправление персоналом соответственно включать разработку способов и процедур, разрешающих дозволять добротное агентирование заказчикам и нацеливающих персонал на достижение ожиданий покупателей.
Система работы с персоналом организации индустрии гостеприимства состоит из шести взаимосвязанных подсистем: кадровая политика подбор персонала, оценка персонала, расстановкам персонала адаптация персонала, обучение персонала. Характеристика подсистем представлена в таблице 8.
Таблица 8
Система работы с персоналом гостиниц
Кадровая политика |
Подбор персонала |
Оценка персонала |
Расстановка персонала |
Адаптация персонала |
Обучение персонала |
Стиль руководства |
Расчет потребности в кадрах |
Методы оценки персонала |
Типовые модели карьеры |
Испытательный срок |
Профессиона льная подготовка |
Философия. гостиничной организации |
Профессиональный подбор кадров |
Оценка потенциала работников |
Планирование служебной карьеры |
Адаптация молодых специалистов |
Повышение квалификации |
Принципы работы с персоналом |
Собеседование |
Оценка индивидуального вклада |
Условия и оплата труда |
Наставничество и консультирование |
Переподготовка кадров |
Правила внутреннего трудового распорядка |
Формирова ние резерва кадров |
Аттестация кадров |
Движение кадров |
Развитие человеческих ресурсов |
Послевузовское дополнительное образование |
Служба, персонала в равной степени с другими службами гостиничной организации несет ответственность за достижение экономических, технических и социальных целей организаций.
Основными задачами службы персонала являются проведение активной кадровой политики благодаря эффективной системе управления кадрами и социальными процессами, обеспечение условий для инициативной и творческой: деятельности работников с учетом, их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков, создание совместно с экономической службой набора материальных и социальных стимулов.
Опыт показывает, что работа с персоналом должна строиться по четырем основным направлениям: администрирование и организационная работа, обучение и повышение квалификации, мотивация и стимулирование, работа по злоупотреблениям. Исследования показывают, что 20—30 % роста производительности труда обеспечиваются более продуктивной работой персонала. В условиях жесткой конкурентной борьбы они зачастую могут оказаться решающими для выживания предприятия через завоевание и поддержку лояльности гостей. Одно из средств достижения этой цели - администрирование, принципами которого являются:
1) четкость организации;
2) непрерывность внимания;
3) твердость в принципах и гибкость в методах их реализации;
4) разработка и внедрение должностных инструкций (работающих);
5) регулярные разъяснения содержания и необходимости пунктов инструкций, контроль знаний;
6) регулярное проведение коротких тематических собраний и тренингов по различным вопросам организации работы;
7) постоянный и разнообразный контроль выполнения должностных обязанностей, в том числе инкогнито;
8) внедрение и ведение таблицы штрафных и поощрительных баллов по результатам контроля выполнения должностных инструкций.
Исследования показывают, что инвестиции в обучение сотрудников приносят доход до 1000 % в течение первых двух лет. Контент-анализ [13, 36, 43] позволил сформулировать основные принципы решения данной проблемы:
– знание профильного рынка труда в своем регионе;
– непрерывность совершенствования;
– документальное подтверждение квалификации;
– целенаправленность;
– ориентация на обслуживание гостей;
– разработка и внедрение учебной программы ориентации и адаптации нового сотрудника;
– наставничество, стажерство;
– 10—20-минутные тренинги (в настоящее время на гостиничном рынке насчитывается порядка пятидесяти востребованных тренинговых тематик: стандарты и технология работы службы «Food and Beverage»; командообразование; современные методы стимулирования продаж; международные стандарты гостиничного обслуживания; этикет; управление стрессом; психология общения в гостиничном бизнесе; приемы эффективного слушания; маркетинг в сфере гостиничных услуг; мотивация персонала; взаимоотношения между служащими; управление временем/ тайм-менеджмент; управление информационными потоками/майнд-менеджмент);