Файл: Эффективная проектная команда (Тео‭рети‭ческие ‭основы принципов и методов управления ко‭ман‭дой ‭проек‭та)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Гл‭ава 1‭. Тео‭рети‭ческие ‭основы принципов и методов управления ко‭ман‭дой п‭роек‭та

1.1. Понятие и назначение команды проекта

1.2. Этапы формирования проектных команд. Управление проектными командами

Глава 2. Основы формирования и управления командой проекта в ООО «СТАЛЬ-ПРО»

2.1. Анализ деятельности ООО «СТАЛЬ-ПРО»

2.2. Анализ процессов формирования и управления командой проекта ООО «СТАЛЬ-ПРО»

Выводы. ООО «СТАЛЬ-ПРО» - торговое предприятие, занимающееся поставками черного металлопроката; нержавеющего металлопроката; оцинкованного металлопроката; алюминиевого металлопроката; сэндвич-панелей; профнастила; трубопроводной арматуры.

Выводы.

Заключение

ООО «СТАЛЬ-ПРО» - торговое предприятие, занимающееся поставками черного металлопроката; нержавеющего металлопроката; оцинкованного металлопроката; алюминиевого металлопроката; сэндвич-панелей; профнастила; трубопроводной арматуры.

Список литературы

Введение

Актуальность. В последнее время управлении проектами все большее внимание уделяется командной деятельности персонала организации. Под командой понимается коллектив, способный достигать цели автономно и согласованно, при минимальных управляющих воздействиях. Команда проекта — это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего; основной элемент его структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию его замысла.

Для многих организаций идея командной работы казалась привлекательной, однако фактически не рассматривалась в качестве ключевого фактора успеха. Сегодня, в эпоху активизации конкуренции и появления новейших управленческих технологий, именно командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых результатов. Она способствует появлению новых конкурентных преимуществ организаций и является действенным инструментом снижения уровня враждебности и конфликтности в отношениях между людьми.

Цель работы: исследовать процесс формирования команды проекта в ООО «СТАЛЬ-ПРО» и разработать рекомендации по совершенствованию этого процесса.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Объект исследования – проект, реализуемый компанией ООО «СТАЛЬ-ПРО».

Предмет исследования – формирование команды проекта в ООО «СТАЛЬ-ПРО».

Научно-методической основой работы явились труды российских и зарубежных авторов, монографии, научная и учебная литература, периодические издания, информация из сети Интернет, материалы научно-практических конференций.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация положений и выводов зарубежных и отечественных ученых, эмпирических данных и результатов научных исследований, посвященных проблемам формирования проектных команд, социально-экономический анализ, комплексный экономический анализ, логический анализ, метод опроса, наблюдение, балансовый метод, метод системного анализа и комплексного подхода.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Гл‭ава 1‭. Тео‭рети‭ческие ‭основы принципов и методов управления ко‭ман‭дой п‭роек‭та

1.1. Понятие и назначение команды проекта

Команда проекта - это временная группа специалистов, создаваемая на период выполнения проекта. Основная задача этой группы - обеспечение достижения целей проекта.

В практике можно выделить три основных модели формирования команды.

1. Привлечение руководителей или специалистов к работе над проектом по совместительству с основной работой. Эта модель выбирается для ограниченных по времени и ресурсам проектов. Руководство предприятия назначает руководителя проекта из числа штатных сотрудников. При этом руководитель проекта продолжает выполнять обязанности по основной должности и по совместительству руководит проектной командой. Ему предоставляются права по доступу к необходимой информации и по планированию и координации использования ресурсов, требующихся для реализации проекта[1].

2. «Предприятие в предприятии» (классическая модель). Эта модель выбирается при комплексных и объемных задачах и необходимости тесной интеграции проекта с основной деятельностью предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет перед отношениями подчинения руководителям традиционных подразделений[2]. Проект курируется непосредственно руководством, а руководитель проекта и отдельные сотрудники проекта полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности[3].

3. Смешанные формы. Чаще всего такая модель используется на средних предприятиях, исполняющих проекты. При этом, как правило, для руководства проектом подбирается опытный руководитель проекта (возможно – извне) и, в зависимости от проекта, привлекаются квалифицированные специалисты из функциональных подразделений по совместительству с основной работой (под отдельные задачи – могут быть привлечены также специалисты извне – на время выполнения конкретной задачи). Вся ответственность при этом возлагается на руководителя проекта, который обычно имеет поддержку от руководства предприятия[4].


Наиболее успешные команды лучше всего развиваются в следующих условиях[5]:

1. В команде не более 10 человек.

2. Члены команды четко выражают желание работать в данной команде.

3. Члены команды работают над поставленной задачей с самого начала до получения требуемого результата.

4. Члены команды являются частью организационной культуры, которая поощряет сотрудничество и доверие.

5. Члены команды подчиняются непосредственно лидеру проекта.

6. В команде есть специалисты во всех необходимых областях.

7. Проект представляет собой интересную задачу, которую всем хочется выполнить.

8. Члены команды работают в одном месте, чтобы им легко можно было обсуждать все проблемы, связанные с достижением цели[6].

Е. Хвалев выделяет следующие типы проектных команд:

  1. Команда проекта. Основная роль данной группы – активная поддержка процесса достижения целей проекта. Участники вовлечены в проект с самого начала и заинтересованы в поиске требуемых для проекта ресурсов.
  2. Рабочая (процессная) команда. Роль данной группы – выполнение определенных задач или работ. Совместное решение поставленных задач в ходе выполнения проекта, позволяет создать высокоэффективную группу специалистов, способных включаться в проекты на любом этапе[7].
  3. Команда управления проектом. Роль данной группы – координация, мониторинг и контроль выполнения задач проекта. Результаты исполнения организационных и управленческих функций данной группы позволяют следовать стратегии проекта и реализовывать стратегические решения[8].

По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:

  • основная команда – группа специалистов и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;
  • расширенная команда – более обширная, чем основная группа, объединяет специалистов и организации, оказывающих содействие членам основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;
  • заинтересованные стороны – люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество[9].


1.2. Этапы формирования проектных команд. Управление проектными командами

Формирование проектных команд реализуется в несколько этапов:

1. Формирование команды. На этой стадии происходит знакомство членов команды друг с другом и с целями проекта, формируются общие ценности, определяются правила взаимодействия, определяются пути и принципы достижения цели проекта.

2. Срабатываемость (психологическая напряженность). Этот период приходится на начало совместной работы команды. Он характеризуется повышенным уровнем конфликтности, связанным с различием в характерах специалистов, стилях и методах их работы. На этом этапе в команде идет борьба за неформальное лидерство, а также определяются роли других сотрудников и их место в команде[10].

3. Нормальное функционирование. Это самая продолжительная стадия проекта. После прохождения предыдущих стадий у членов команды появляется сознательное стремление к достижению общей цели, подкрепленное доверием друг к другу и навыками эффективного группового взаимодействия.

4. Реорганизация. Эта стадия может возникнуть при изменении состава команды проекта в случаях, вызванных изменениями проекта или завершением его части. На этом этапе решается вопрос об адаптации новых членов команды, определении их полномочий в управлении проектом, для чего менеджерам понадобятся все приобретенные ранее управленческие навыки.

5. Расформирование. По завершении проекта или его отдельных этапов расформировывается либо вся команда, либо ее отдельные подразделения[11].

Управление командой - это важная составная часть любого проекта. Чтобы направить усилия людей на достижение общей цели, необходимо сделать управление командой максимально эффективным. Одним из главных факторов управления командой являются люди. От набора правильных людей в команду и их сплочения зависит продуктивность команды в целом[12].

Управление персоналом команды подразумевает определение психологических типов членов команды, выявление их командных ролей и их сильных сторон, для реализации их в команде. Если эта работа проведена правильно, тогда управление командой проекта выходит на качественно новый уровень, а результаты работы такой команды многократно выше, чем у менее сбалансированных команд[13].

Согласно PMBOK, управление командой проекта включает в себя контроль за деятельностью членов команды проекта, обеспечение обратной связи, решение проблем и координацию изменений, направленных на повышение эффективности исполнения проекта[14]. В задачи команды управления проектом входит три основные направления: 1) наблюдение за деятельностью команды; 2) урегулирование конфликтов; 3) оценка работы членов команды.


Оценка персонала – это процесс или процедура сопоставления эталона с реальной деятельностью. Оценка персонала решает следующие задачи:

– выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;

– разработка программы его развития;

– определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;

– определение способов внешней мотивации работника.

Дополнительные задачи оценки персонала следующие:

– установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам;

– удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристиках.

Для команды проекта важно оценить эффективность работы в целом и вклад каждого участника команды[15]. Наиболее распространенные методы оценки команды проекта – это метод 360 градусов, аттестация, собеседования, метод бенчмаркинга (сравнение показателей команды с аналогичными показателями других команд), описательные и рейтинговые методы и многие другие.

Деятельность команды сопряжена с конфликтами. Чтобы более подробно рассмотреть природу конфликтных отношений, удобно воспользоваться системным подходом. С позиций системного подхода любой проект - это целенаправленное внесение изменений в систему[16]. Иными словами, в существующей сложившейся структуре отношений субъектов и их функций (все вместе это называется системой), где некоторые из субъектов хотят изменить состав и реализации функций (то есть привести систему к новому состоянию), сам процесс перехода из одного состояния в другое - достижение изменений - и есть проект[17].

Проектные конфликты, связанные с различиями в уровнях зрелости процессов, функционирующих у участников проекта, различиями в процедурах управления проектом. Часто не учитываются (носят неявный характер) и оказываются болезненными различия в управлении предметной областью, календарным планированием и рисками, а также процедуры передачи в эксплуатацию[18]. Оставаясь неявными, данные конфликтные отношения сильно затрудняют проектную деятельность. Но если различия осознаны, нахождение компромисса - вопрос доброй воли сторон. Как правило, само появление конфликта не несет в себе негативного влияния на проект. Чего нельзя сказать о бездействии в разрешении конфликтных ситуаций. Иными словами, негативное влияние на проект оказывают конфликты, которые игнорируются и не решаются в течение продолжительного времени. Более того, не решающиеся своевременно конфликты, в сочетании с другими, образуют комплекс конфликтов, который несет в себе усиленное отрицательное влияние на проект (синергетический эффект). Надо понимать, что участниками конфликтных отношений могут выступать субъекты, не входящие в проектную группу. Поэтому важно, чтобы команда проекта имела четкое представление об интересах всех участников проекта и обладала достаточными полномочиями для принятия решений по разрешению возникающих конфликтов[19].