Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
Введение
Растущая динамичность и переменчивость деловой сферы создают для компаний и организаций необходимость поддерживать связь с потребителями, партнерами и сотрудниками. Из-за роста осведомленности, образованности и квалификации работников и общества менеджменту приходится использовать все более тонкие и сложные способы управления. Для руководства событиями, уже не достаточно держать под контролем поведение людей. На сегодняшний день нужно управлять тем, что чувствуют и о чем думают люди, формировать мнение и настроение общества. Чтобы этого достичь, необходимо установить регулярную связь с разными группами общественности – с обществом, средствами массовой информации, партнерами, а так же с государственными структурами и, обязательно, с сотрудниками. В работе с последними нужно создать единую систему ценностей и правил, иными словами нужно создать корпоративную культуру, которая позволит эффективно работать и поможет сотрудникам самореализоваться. Для этого в организациях есть специалисты по связям с общественностью. В их обязанности входит не только взаимодействие с внешним окружением, но и с внутренним, чтобы работники не испытывали дискомфорта.
Внутренние связи имеют важное значение так же, как и внешние, они с помощью средств коммуникации создают равновесие внутренних и внешней сред.
В Российской Федерации до последних лет данный термин почти не использовался, но немало организаций с перспективной корпоративной культурой в машиностроении, обрабатывающей отрасли и энергетике есть в России. В этих больших компаниях очень много сотрудников и долгая история существования. Корпоративная культура раньше была неявной, ведь на ее значение в организации не акцентировалось внимание, но сейчас из-за быстро изменяющейся деловой среды развитие организационной культуры важно, как ни когда.
Опираясь на все выше указанное, целью работы является выявление методов и средств создания корпоративной культуры в компании.
Чтобы цель была достигнута, необходимо решить следующие задачи:
- Описать корпоративную культуру;
- Выявить методы и средства связей в развитии корпоративной культуры
Объектом исследования работы является корпоративная культура организации, а предметом – процесс ее создания.
В работе присутствует практическая и теоретическая части.
Данной проблемой интересуются все больше российских ученых, и это можно заметить по появлению статей в журнале «Управление персоналом», которые посвящены данной теме. Например, «Сущность корпоративной культуры в современной организации» Резник Ю.М., Кравченко К.А.; «Корпоративная культура: “костюм” успешного бизнеса и другие» Козлов В.В., Козлова А.А.
Из-за быстрого прогресса рыночных отношений, темпа потери актуальности информации и специфичности темы, в работе использовались данные за последние пять лет.
Предположение исследования заключается в том, что корпоративная культура в наших условиях подвержена функциональной и структурной модификации, учитывая которые, можно эффективнее руководить организацией.
Проведенный анализ выявил значение и роль корпоративной культуры в современной практике и теории управления предприятием.
В исследовательской работе были использованы стандартное наблюдение, обработка документов, интервью с сотрудниками, анкетирование и различные психологические методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
Правила развития корпоративной культуры
1.1 Представление и функции корпоративной культуры в организации
Все преобладающие в организации модели и правила поведения, а так же ценностные представления, которые определяют поведение и взаимодействие сотрудников независимо от их должности - все это есть корпоративная культура. Правила могут быть записаны в регламентирующих документах, а могут иметь общепринятый характер, а их нарушения расценивается крайне негативно и может послужить исключению из общества. Обычно корпоративная культура строится самостоятельно, но на нее можно оказывать влияние, если она мешает нормальной работе коллектива или организации. Термин “корпоративная культура” появился еще в девятнадцатом веке. Его сформулировал немецкий фельдмаршал Мольтке для описания взаимоотношений в офицерском составе, постепенно данный термин распространился и на другие сферы.
Значимость корпоративной культуры достаточно велика для организаций или компаний, так как она сильно влияет на их функционирование и, следовательно, на их процветание.
В подтверждении можно привести самые известные формулировки термина “корпоративная культура”, которые отражают его суть. Корпоративная культура – это:
- «Философия, определяющая политику организации в отношении служащих и заказчиков» [7, c. 156];
- «Ключевые или доминирующие ценности, поддерживаемые организацией» [6, c. 68];
- «Правила игры, действующие в организации, приемы и навыки, которыми должен овладеть новичок, чтобы быть принятым в члены организации» [4, c.68];
- «Наблюдаемые повторяющиеся модели поведения во взаимоотношениях людей, например используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры» [3, c. 14].
Иными словами, можно сказать, что корпоративная культура определяется как набор основных ценностей, заверений, негласных соглашений и норм, одобренных всеми работниками организации. Это система общих ценностей и мнений о том, что и как осуществляется в фирме, которая достигается по мере столкновений с внешними и внутренними трудностями. Она способствует выживанию компании, победе в конкурентной борьбе, освоению новых рынков и благополучному продвижению вперед. Корпоративную культуру описывает формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и сотрудничество – добросовестное организационное поведение. [6, с.98]
По мнению экспертов по руководству и организационной культуре, организационные нормы и ценности содержат в себе:
- Обмен и распределение информации (хорошая осведомленность работников);
- Назначение разных управляющих должностей и задач (значимость управляющих постов, задачи и компетенция подразделений);
- Условия выбора на управленческие и проверяющие посты (приоритеты выбора, воздействие личных отношений и групп);
- Обращение с людьми (соблюдение прав людей, возможность повышения квалификации, справедливое отношение);
- Основные черты общения (личное общение людей на работе и вне ее, характерные обстоятельства в общении);
- Типы связей (выбор между личными или письменными связями, контактирование с высшим руководством, собрания с различными отделами);
- Принятие решений (коллективность или индивидуальность решений, кто их будет принимать, с кем нужно консультироваться о принятии решения и т.д.);
- Вид управления (личный пример, способность адаптации, создание целевых групп);
- Создание работы и дисциплина (виды дисциплины, изменение функций работников, различные виды организации работы);
- Роль предприятия и ее имидж (уровень технологий, высокое качество, инновационность, лидерство в своей области).
С помощью хорошей корпоративной культуры компания превращается в большое семейство, в котором любой работник делает только то, что будет способствовать улучшению и росту организации.
Полная связь работника с организацией значит, что он придерживается норм и правил поведения, и уважительно относится к организационным ценностям, а не только разбирается в целях компании. В таком случае ценности организации превращаются в личные ценности работника, и мотивируют его на более продуктивную работу. Через некоторое время сотрудник будет разделять принятые ценности независимо от того, будет ли он еще работать в этой компании, или продолжит работу в другой организации. Такой работник будет ценен в любой другой фирме или компании, и будет внедрять полученные ценности. Как уже было написано ранее, не только ценностей входят в строение корпоративной культуры, также в ней присутствуют внутриорганизационные порядки и общественные роли. Под порядками воспринимаются регулирующие действия работников обобщенные правила, которые ведут к достижению целей компании. Роли предопределяют вклад каждого в общее занятие, в зависимости от занимаемой им должности в компании, а также обоюдные перспективы и общий контроль работников.
Идея корпоративной культуры абстрактна, так как мы не можем ее ощутить или увидеть, но она существует, влияет на организации и распространяется.
Есть три подхода к представлению организационной культуры и ее сущности. Первый определяет ее, как продукт «естественного развития» организации, т.е. организационная культура, в этом понимании, складывается самопроизвольно в процессе коммуникации и взаимодействия людей.
Второй, напротив, что это «неестественное» изобретение, сделанное людьми и являющееся итогом их разумного выбора.
Третье более подходящее к определению этого понятия, определяет организационную культуру как «смешанную», натурально-синтетическую систему, которая объединяет в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы. [6, с. 63]
Вопреки тому, каким образом строится культура компании, осознанно создается ее главными членами или формируется с течением времени, она не заимствована. Заимствованы, по-моему, бывают лишь части, схемы и механизмы связей, отражаемые в организационных планах. Переход организационных действий из одной культуры в другую может оказаться безуспешным. Так как любая команда уникальна: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. – все это накладывает свой отпечаток. [9, с. 160] Оттого у каждой компании должна быть своя личная культура. Корпоративная культура сходна индивидуальной характеристике человека: это какой-либо невещественный, но постоянно существующий образ, который придает значение и основу ее жизни. Аналогично тому, как темперамент воздействует на поведение человека, организационная культура действует на поступки, мнения и действия людей в организации. Организационная культура определяет, как работники и начальники приближаются к решению проблем, предлагают свои услуги заказчикам, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они реализовывают свое дело сейчас и в будущем. Она влияет на место компании в окружающей среде, воплощает в себе неписаные законы, порядки и инструкции, объединяющие сотрудников компании и связывающие их воедино. С помощью крепкой корпоративной культуры компания становится огромной семьей, в которой каждый работник делает только те действия, которые влияют на благо компании.
Смысл корпоративной культуры определяется группой событий. Она делает сотрудников организационно похожими, создавая мнение о компании, является главным источником постоянства и преемственности, что формирует у ее работников чувство безопасности. В то же время понимание корпоративной культуры может помочь новым работникам верно интерпретировать происходящие в организации действия и понимать окружающих. Культура сильно побуждает высокую ответственность работника, исполняющего назначенные ему задачи. Она привлекает внимание, дает видение и фиксирует заслуги изобретательных, результативных работников. Признавая и вознаграждая этих людей, корпоративная культура идентифицирует их в качестве функциональных моделей.
Корпоративная культура является обязательной частью жизни организации, значительно воздействует на ее результативность. Зная это, управленцы организации сейчас стараются создать крепкую корпоративной культуры, которая основывается на отличном, чем раньше, понимании человека и его функций в системе коллективного распределения труда.
В общем результативную корпоративную культуры отличает следующее:
- взаимодействие, согласованность, то, что называется командным духом;
- получение удовольствия от работы и гордость за ее итоги;
- верность компании и готовность отвечать ее высоким стандартам;
- большая требовательность к качеству труда;
- стремление к переменам, обусловленным требованиями развития и конкурентной борьбой, несмотря на проблемы и чиновнические преграды.
И соответственно она характеризуется огромным влиянием на поведение сотрудников компании.
Одним из видимых итогов крепкой корпоративной культуры считается невысокая текучесть работников. Это разъясняется солидарностью в суждениях сотрудников о том, что считается целью компании за что она выступает. Это порождает единство работников, верность и преданность компании, а значит, готовность покинуть такую компанию у сотрудников исчезает.
Корпоративная культура формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; она создает систему социальной стабильности в организации, являясь чем-то вроде социального клея, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие ей стандарты поведения. Ее нельзя рассматривать как нечто данное, абсолютное: она постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации. [2, с. 149]
1.2.Содержание корпоративной культуры
Любая компания разрабатывает личный комплект правил и предписаний, управляющих ежедневным повелением работников на собственном рабочем пространстве, реализовывая свою работу в соответствии с теми ценностями, которые имеют значительный смысл для ее работников. Формирую корпоративные культуры, обязательно нужно принимать во внимание социальные идеалы и культурные обычаи государства. Кроме этого, для более совершенного осознания и усвоения ценностей работниками компании, необходимо гарантировать различное проявление организационных ценностей в рамках компании. Последовательное принятие ценностей сотрудниками организации позволит достичь постоянства и больших успехов в прогрессе компании. Придерживаясь их, работники будут поощряться руководством соответствующими вознаграждениями или продвижениями по службе. До тех пор пока новые работники не усвоят эти нормы поведения, они не смогут полностью войти в коллектив.