Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Понятие и формы контроля за деятельностью нотариусов и Процедуры осуществления отдельных форм внесудебного контроля за деятельностью нотариусов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Российский нотариат в настоящее время является одной из наиболее важных отраслей, требующих пристального внимания со стороны государства и общества, а также законодательного реформирования и эффективного государственного контроля. Действующие Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» (далее — Основы), принятие которых в 1993-г. ознаменовало становление новой системы, очередной виток развития отечественного нотариата.

В последние несколько лет в профессиональных и научных кругах наблюдается единое мнение о необходимости реформирования нотариата, усовершенствовании государственного управления и контроля в данной сфере, принятия нового, современного закона о нотариате.

Реформирование обусловлено актуальными проблемами, имеющими место в социально-экономических, правовых сферах нашего государства, когда огромное количество граждан становятся жертвами рейдерства, противоправной деятельности теневого бизнеса и других негативных явлений

Одним из главных принципов деятельности нотариата является его независимость. Ни президент нотариальной палаты, ни руководитель органа юстиции или иного органа государственной власти, ни прокурор не вправе обязать нотариуса выполнить какое-либо нотариальное действие. Право обязать нотариуса совершить нотариальное действие, в отношении которого он вынес постановление об отказе, а также указать, каким образом надо выполнить нотариальное действие, по поводу которого подано заявление, предоставлено только суду.

Одновременно для поддержания высокого уровня профессионализма среди нотариусов, предотвращения совершения ими правонарушений или исправления совершенных ими ошибок необходима четко выстроенная система контроля.

Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают четыре основных вида контроля за деятельностью нотариусов:

 В условиях возрастающей роли и места нотариата в гражданском обществе, в становлении правового государства в Российской Федерации особую актуальность и значимость приобретают вопросы контроля и надзора за осуществлением нотариальной деятельности.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с управлением в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности в Российской Федерации.

Предметом исследования являются теоретические, практические и нормативно-правовые положения, касающиеся, реализации такой функции управления, как контроль и надзор за нотариальной деятельностью.


Поставленная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:

- определение понятия и принципов контроля и надзора как одной из управленческих функций государства; исследование института нотариата, как объекта управления и контроля, включая рассмотрение правового статуса нотариусов и лиц, осуществляющих деятельность, приравненную к нотариальной;

- комплексное изучение исследовательских источников и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы - контроля и надзора за нотариальной деятельностью на предмет установления- и анализа имеющихся коллизий и пробелов, затрудняющих эффективность контроля;

- проведение анализа практики взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление контроля-в сфере нотариата и определение степени эффективности подобного взаимодействия;

- формирование предложений по совершенствованию системы контроля и надзора за нотариальной деятельностью.

1. Понятие, цели, задачи, процедуры контроля за деятельностью нотариуса

1.1 Понятие и формы контроля за деятельностью нотариусов

Одно из важнейших значений в функционировании органов нотариата имеет контроль за деятельностью нотариусов. Контроль над осуществлением нотариусами своей профессиональной деятельности имеет свои особенности. Это связано прежде всего с тем значением, которое придается государством функциям и целям нотариата как органа защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Для достижения этих целей необходима система мер по осуществлению контроля за всеми сферами нотариальной деятельности.

Непосредственно вопросы контроля за деятельностью нотариусов регулируются гл. VII Основ[1]. В частности, ст. 33 посвящена вопросам судебного контроля, ст. 34 - вопросам профессионального контроля за деятельностью нотариусов.

Формами контроля за деятельностью нотариусов являются следующие:

- профессиональный контроль;

- налоговый контроль и контроль органов, взимающих обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;


- судебный контроль;

- контроль органов уголовной юстиции.

Каждая форма контроля за деятельностью нотариусов имеет свои цели и задачи, отличается специфическими процедурами и итоговыми актами.

Так, целями проверки профессиональной деятельности нотариусов являются контроль нотариальных палат за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и соблюдение нотариусами требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов субъекта РФ, устава палаты, решений общего собрания нотариусов и правления палаты, выявление допущенных ошибок при совершении нотариальных действий, а также предупреждение их совершения в будущем[2].

Основными задачами проведения проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусами являются следующие:

- контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- подготовка и представление на рассмотрение правления палаты заключений (справок) о проведенных проверках;

- содействие в развитии нотариальной деятельности;

- повышение профессионального уровня нотариусов путем обобщения нотариальной практики;

- выявление и устранение причин, порождающих нарушения законности при совершении нотариальных действий.

1.2 Процедуры осуществления отдельных форм внесудебного

контроля за деятельностью нотариусов

Профессиональный контроль. Статья 34 Основ устанавливает, что контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, т.е. органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса[3].


Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

Судебная практика. Статус нотариальных палат при проведении проверок подчеркнул Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", указав, что осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется прежде всего в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, а также обращаются в суд с ходатайствами или представлениями о лишении их права нотариальной деятельности за нарушение законодательства.

Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 17 июня 2005 г. (протокол N 04/05) утверждены Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (далее - Методические рекомендации).

В большинстве нотариальных палат действуют положения о проведении проверок профессиональной деятельности нотариусов. Такими актами устанавливаются:

- сроки проведения проверок;

- виды проверок;

- организация проведения проверки;

- права и обязанности лиц, осуществляющих проверку, и нотариуса, деятельность которого подлежит проверке;

- рассмотрение итогов проверки и иные вопросы.

Виды проверок. В зависимости от сроков, объема и повторности контрольных действий проверки профессиональной деятельности нотариусов можно разделить на три вида:

1) плановые комплексные проверки деятельности нотариуса. Они осуществляются в соответствии с графиком проведения проверок, утвержденным в установленном порядке нотариальной палатой;

2) внеплановые проверки, которые осуществляются на основании поступивших в нотариальную палату жалоб либо иных обращений граждан, органов государственной власти, муниципальных органов, представления органа юстиции на территории субъекта РФ, судов, прокуратуры, общественных организаций в соответствии с решениями правления и иного органа нотариальной палаты;


3) повторные (контрольные) проверки. Они осуществляются в случае, когда в результате проведения плановой или внеплановой проверки были выявлены существенные недостатки и нарушения законодательства.

Организация проведения проверки. Для проведения проверок создается комиссия, в которую входят сотрудники нотариальной палаты и - в зависимости от принятых в конкретной палате положений о проведении проверок - нотариусы, имеющие определенный стаж работы.

Перед проведением плановых проверок комиссия оповещает нотариуса о сроках проведения проверки, отбирает и изучает поступившие в палату жалобы, обращения, заявления, статистические и иные отчеты о деятельности нотариуса, материалы предыдущей проверки, а также иные имеющиеся в нотариальной палате материалы, связанные с профессиональной деятельностью проверяемого нотариуса.

Для более оперативного осуществления проверки между членами комиссии могут распределяться вопросы, являющиеся предметом проверки. Нотариус создает надлежащие условия для проведения проверки и предоставляет членам комиссии все документы, относящиеся к его профессиональной деятельности, а также документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности, страхования профессиональной ответственности, уплаты членских взносов в палату, статистические отчеты. В ходе проверки берутся объяснения от нотариуса по поводу выявленных при проверке нарушений[4].

Должностные лица нотариальной палаты и нотариусы, участвующие в проверке, обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Предметом проверки, как правило, являются:

- организация деятельности нотариуса и условия труда в его конторе;

- соответствие печати нотариуса и содержащейся на ней информации установленным требованиям;

- бухгалтерская и статистическая отчетность, правильность взысканного нотариального тарифа на основании документов, подтверждающих расчеты нотариуса с физическими и юридическими лицами;

- правильность уплаты членских взносов нотариусом;

- законность совершения нотариальных действий;

- ведение реестров нотариальных действий;

- соблюдение тайны нотариальных действий;

- выполнение требований устава нотариальной палаты, решений собраний членов нотариальной палаты и правления нотариальной палаты, Профессионального кодекса нотариусов РФ[5];