Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса (Понятие и формы контроля за деятельностью нотариусов и Процедуры осуществления отдельных форм внесудебного контроля за деятельностью нотариусов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что в настоящее время осуществление приема населения по выходным и праздничным дням в порядке, установленном нотариальной палатой субъекта Российской Федерации, прямо указано в качестве уважительной причины временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей в Перечне уважительных причин временного отсутствия нотариуса и временной невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей, утвержденном во исполнение новой редакции ст. 20 Основ о нотариате решением правления ФНП от 18 мая 2015 г. N 07/15.

Ходатайство нотариальной палаты о прекращении права заниматься нотариальной деятельностью было обосновано также тем, что, по мнению палаты, нотариус К. незаконно перевела денежные средства, поступившие на ее расчетный счет в банке в порядке зачисления в депозит нотариуса, во вклад (депозит) на свое имя с выплатой процентов. При этом никаких дополнительных или конкретизирующих доводов в обоснование своей позиции палатой приведено не было.

В соответствии с Основами о нотариате (ч. 3 ст. 23) частнопрактикующие нотариусы вправе открывать расчетный и другие счета, в том числе и валютный, в любом банке. В то же время ГК (ст. 327) и Основы о нотариате (ст. ст. 87, 88), регламентируя основания, порядок принятия денежных сумм и ценных бумаг в депозит нотариуса и возврата их из него, не определяют самого понятия "депозит нотариуса". Правоприменительная практика исходит из разного толкования данного понятия, понимая его и как депозитный счет, и как иной по усмотрению нотариуса способ хранения переданных ему денежных сумм или ценных бумаг.

Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", как и ранее действовавшая Инструкция Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)", указывая на существование такого вида счета, как депозитный счет, не конкретизирует его правового режима и не определяет вида гражданско-правового договора (договор банковского счета или договор банковского вклада), который кредитная организация заключает с нотариусом для целей открытия данного счета. Более того, ни в одном нормативном правовом акте не урегулирован порядок обслуживания депозитного счета нотариуса. По мнению Центрального банка Российской Федерации (письмо от 8 декабря 2010 г. N 18-1-2-9/1558), кредитная организация, открывающая депозитный счет нотариуса, вправе в соответствующем договоре с нотариусом определить режим и особенности обслуживания данного счета с учетом законодательно установленных требований.


Представляется, что описанная ситуация с правовым регулированием депозита и депозитного счета нотариуса позволяет ему по своему усмотрению выбирать способ хранения принятых в депозит денежных средств ("кубышка" нотариуса, банковский счет, банковский вклад). В этой связи позиция Судебной коллегии о признании правомерности действий нотариуса по выбору способа хранения принятых в депозит денежных сумм представляется оправданной.

Нотариальной палатой вменялась в вину нотариусу также выдача им в нарушение требований ст. 1162 ГК свидетельств о праве на наследство на каждое имущество отдельно при отсутствии в заявлениях наследников такой просьбы.

Судебная коллегия обратила внимание на то, что данный подход основан на неправильном толковании ст. 1162 ГК, поскольку в законе не имеется конкретного указания на форму выражения наследниками своего желания о порядке оформления наследственных прав путем выдачи одного свидетельства на все наследство или нескольких свидетельств на каждый объект отдельно. Представляется, что данное судебное толкование действующего законодательства является вполне обоснованным исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 1153 и абзацем вторым п. 1 ст. 1162 ГК одним из способов принятия наследства признается подача нотариусу наследником заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство. Еще более конкретизирована форма заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство в Основах о нотариате. Статья 70 Основ о нотариате гласит, что для выдачи свидетельства о праве на наследство требуется письменное заявление наследников. Однако требования к содержанию такого заявления ни законом, ни иным нормативным правовым актом не установлены.

Указанное заявление может быть передано непосредственно нотариусу по месту открытия наследства или направлено ему по почте самим наследником или его представителем. Независимо от способа подачи заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство наследник может и не знать о своем праве получить отдельное свидетельство на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части. Но при непосредственной передаче заявления нотариус по месту открытия наследства обязан разъяснить наследнику все его права и обязанности, последствия совершаемого нотариального действия, проверить соответствие содержания документа действительным намерениям лица. В том числе будет выяснен вопрос и в отношении количества выдаваемых свидетельств, что найдет отражение в письменном заявлении наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.


При передаче заявления представителем наследника или пересылке заявления по почте этого не происходит, поскольку в данном случае на заявлении свидетельствуется лишь подлинность подписи наследника (п. 1 ст. 1153 ГК), т.е. при совершении этого нотариального действия удостоверяется лишь то, что подпись на документе сделана определенным лицом, без удостоверения фактов, изложенных в документе, без проверки соответствия содержания этого документа требованиям законодательства, без разъяснения прав и обязанностей лица, подписавшего документ, и последствий совершаемого нотариального действия, без проверки соответствия содержания документа действительным намерениям лица. Вопрос о количестве выдаваемых свидетельств о праве на наследство может быть уточнен нотариусом по месту выдачи свидетельства в последующем, но лишь в устном порядке.

Таким образом, вменять в вину нотариусу неправильное применение им норм материального права в отсутствие со стороны законодателя их четкого и полного регламентирования неправомерно. В этой связи следует согласиться с выводом Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о том, что существенных нарушений законодательства, являющихся основанием для лишения нотариуса К. права нотариальной деятельности, нотариусом не допущено и, соответственно, обстоятельств, исключающих возможность продолжения нотариусом нотариальной деятельности, не имеется.

Заключение

Институт нотариата выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности совершенно закономерно, что законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий, как в интересах обратившихся лиц, так и государства.

Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан совершенно закономерно, с помощью государственно-правовых механизмов, наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.

Развиваясь в России как институт гражданского общества, нотариат выполняет свои функции самостоятельно. В то же время он является инструментом публичной власти, реализуя полномочия, возложенные на него законом. В такой ситуации необходим баланс интересов общества государства, института нотариата как уполномоченного государством института предупреждения нарушений при реализации гражданских прав.


В указанных условиях особая роль отводится контролю за осуществлением нотариальной деятельности, который является средством обеспечения законности и поддержания дисциплины, гарантом стабильности и прогресса общества.

Институт российского нотариата в целях выполнения своих функций должен быть организован на принципе единства природы частнопрактикующего нотариата, являющегося институтом гражданского общества, осуществляющего свою деятельность под полную имущественную ответственность, гарантированную системой страхования профессиональной ответственности нотариуса.

На сегодняшний день законодательство о нотариате не отвечает современным требованиям и не в полной мере обеспечивает надлежащую защиту прав граждан и юридических лиц.

Необходимость существования в Российской Федерации контрольно-надзорной деятельности государственных органов обусловливается социальным назначением государства, направленностью на достижение государственных целей и целей общества.

В настоящее время существуют дискуссии относительно разграничения контрольных полномочий между соответствующими органами. Основы законодательства о нотариате устанавливают конкретные виды контроля, а именно контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также нотариусами, занимающимися частной практикой; судебный контроль за совершением нотариальных действий; контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Формирование института государственного контроля в Российской Федерации необходимо. Нерешенным остается вопрос о предмете контроля и пределах его осуществления. Государственные органы должны быть наделены контрольным полномочиями по отношению не только к государственному нотариату, но и к частному. Министерство юстиции Российской Федерации должно обладать полномочиями на совместное издание с Федеральной нотариальной палатой нормативно-правовых актов, которые основываются именно на анализе и обобщении правоприменительной и судебной практики, что будет способствовать организации профессионального контроля над деятельностью органов нотариата. Возможно делегирование нотариальным палатам таких государственных полномочий, как контроль профессиональных обязанностей нотариусов. Разработке подлежат и стандарты по осуществлению контроля.


Список использованной литературы

"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)(ред. от 03.07.2016)// "Российская газета", N 49, 13.03.1993.

"Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации" (утв. Минюстом России 19.01.2016)

"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015)// "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532,

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ(ред. от 28.12.2016)// "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998,

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001,

Белицкая А.В. Необходимость института государственного контроля над органами нотариата в РФ: теоретический аспект // Нотариус. 2015. N 5. С. 33 - 36.

Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 52 - 54.

Борисов А.Н. Споры с налоговыми органами при осуществлении налогового контроля и взыскании налогов и сборов: практические рекомендации. М.: Юстицинформ, 2015. 264 с.

Ленева И.Г., Ганин Г.И. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля в Российской Федерации // Налоги. 2016. N 4. С. 1, 3 - 7.

Настольная книга нотариуса Организация нотариального дела: в 4 т. / Т.И. Зайцева, Т.В. Патрушева, И.В. Перевалова и др.; под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. Т. 1: Организация нотариального дела. 414 с.

Настольная книга нотариуса Организация нотариального дела: в 4 т. / Т.И. Зайцева, Т.В. Патрушева, И.В. Перевалова и др.; под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2015. Т. 1: Организация нотариального дела. 414 с.

Ралько В.В., Репин Н.В., Дударев А.В., Фомин В.А. Нотариат: учебник. М.: Юстиция, 2016. 214 с.

Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015.

Смирнов С.В. Новая инициатива Минюста России, или К вопросу о роли государства в нотариальной деятельности // Закон. 2014. N 11. С. 41 - 45.

Сучкова Н.В. О контроле за профессиональной деятельностью частнопрактикующих нотариусов и о прекращении их полномочий // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2016. Вып. 21. С. 93 - 119.

Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2015. 480 с.

Шевченко С.Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе нотариата // Нотариус. 2016. N 2. С. 3 - 4.