Файл: Организация кассовой работы в банке ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Внедрение в кредитных организациях принципиально новых методов управления для повышения их эффективности и конкурентоспособности стало одной из основных задач. Ужесточение требований со стороны Центрального Банка России и высокая конкуренция, усложняющая условия функционирования, говорят о необходимость совершенствования механизма управления банковской деятельностью.

Одним из самых важных и наиболее трудозатратных видов деятельности коммерческого банка являются кассовые операции, особенно, операции, связанные с обработкой наличных денежных средств. Проблемы совершенствования налично-денежного обращения являются приоритетным направлением для большинства ведущих банков мира.

Банк играет важную роль в организации управления обращением денежной наличности и соблюдения финансовой дисциплины. На основе прогнозов кассовых оборотов осуществляется контроль эмиссионного результата в процессе использования денежной наличности, что позволяет судить о достаточности платежных средств в экономике. Учет экономических аспектов кассовой работы позволяет оптимизировать деятельность кассового подразделения, снизить расходы и увеличить прибыль банка.

Совершенствование управления кассовой работой коммерческого
банка требует исследования и осмысления ряда теоретико-методологических вопросов, использования подходов к управлению кассовой работой как к процессу и разработки адекватных методов управления этим процессом.

Вопросы теории организации и управления кассовой работой банка незначительно отражены в научных изданиях и мало исследованы.

Вопросы теории и практики банковской деятельности отражены в работах таких известных российских ученых, как: И.Т. Балабанова, Г.Н. Белоглазовой, М.П. Березиной, О.В. Гончарук, Е.Ф. Жукова, B.C. Кабакова, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, Н.А. Савинской, Б.И. Соколова, Г.А. Тосуняна, В.П. Халанского, А.Д. Шеремета. Но в этих исследованиях вопросы по операционной деятельности коммерческого банка отражены незначительно. А работы, посвященные экономическим управлению кассовой работой практически отсутствуют.


Управление наличными деньгами, как одной из актуальных банковских услуг, отражено в работе П. Роуза. Кассовая наличность как актив банка описан в работах Э. Рида, Р. Коттера, Э. Гилла. Отметим также научные публикации, отвечающие отдельным вопросам рассматриваемой проблемы. Работа А.А. Белоцветова посвящена ошибкам при выполнении операций как факторам риска. Труд А.В. Пухова посвящен организации работы операционной кассы вне кассового узла. В статьях В.М. Понова, А.В. Юрова разбираются проблемы организации обработки наличности. Ю.В.Селиванов в своей статье рассматривает концепцию, где кассовое хозяйство следует рассматривать как самоорганизующуюся систему.

Анализ трудов, статей и публикаций по теме показал, что вопросы эффективной организации кассовой работы и ее совершенствования недостаточно освещены в теоретических и научно-практических работах, это и определило цель нашего исследования.

Целью работы стало научное обоснование теоретических и методических вопросов, подходов и методов организации кассовой работы коммерческого банка, обеспечивающих повышение ее эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение кассовой работы как объекта управления в коммерческом банке;

- обосновать направления, подходы и методы совершенствования управления и организации кассовой работы банка;

- выявить, обосновать и структурировать цели, задачи и функции кассовой работы как системы обслуживания налично-денежного обращения и повышения эффективности деятельности коммерческого банка;

Предметом исследования являются формы и методы управления кассовой работой банка.

Объектом исследования является процесс организации кассовой работы, как самостоятельного направления экономической деятельности коммерческого банка.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, а также работы методического и практического характера, посвященные рассматриваемой проблеме. Для решения поставленных задач применялись методы системного и экономического анализа, методы принятия решений, методы систематизации и классификации.


Глава 1. Кассовая работа коммерческого банка в современных условиях

    1. 1.1 Роль кассовых операций коммерческого банка в обеспечении налично-денежного обращения в Российской Федерации, тенденции их развития

Основным направлением деятельности большинства ведущих банков РФ является решение вопросов совершенствования налично-денежного обращения, улучшение качества и снижение операционных издержек, а также разработка новых технологий применительно к кассовым операциям.

Операции, связанные с организацией налично-денежного обращения — дело дорогостоящее, поэтому проблемы снижения издержек по организации налично-денежного обращения, уменьшение времени и снижение трудоемкости цикла обработки денежной наличности рассматриваются Центральным Банком РФ как весьма актуальные.

Коммерческие банки безосновательно уделяют вопросам организации кассового обслуживания налично-денежного. Коммерческие банки РФ впервые приняли участие в IV международной конференции по налично-денежному обращению в Новом Орлеане в 1996 г. Что показало большую недооценку столь значимой сферы банковской деятельности, которой является работа с наличными деньгами. Уделяется недостаточно внимания расширению и развитию банковских услуг в этой области, оценке и снижению операционных расходов, повышению их качества. Руководители банков уделяют недостаточно внимания анализу кассовой работы, оценке конкурентоспособности этого направления банковской деятельности, ошибочно полагая, что основными направлениями работы банка является кредитование и деятельность на финансовом рынке.

Первая научно-практическая конференция по вопросам организации налично-денежного обращения в РФ прошла в 2007 году. На ней фактически впервые были поставлены и обсуждались проблемные вопросы повышения эффективности налично-денежного обращения, развития кассовых операций коммерческих банков, внедрения принципиально новых технологий и методов в процессы обработки наличных денег и обслуживания налично-денежного обращения.


Банки, в процессе осуществления кассовых операций по приему и выдаче наличных денег, обслуживают денежный оборот между юридическими и физическими лицами и, тем самым, осуществляют переход от налично-денежного оборота в безналичный (который имеет ряд преимуществ) в процессе выполнения кассовой работы. Имея существенные преимущества, безналичный расчет потворствует зарождению распространенного среди специалистов мнения о возможности полного отказа от наличного денежного обращения. С развитием новых технологий начался процесс перехода к «электронным» деньгам. Но, несмотря на свои преимущества, «электронные деньги» не в состоянии заменить полностью наличный денежный оборот.

Доля наличных денег в обороте разных стран, несмотря на внедрение на протяжении длительного времени новых технологий электронных расчетов, составляют от 10 до 40%. По данным Банка России (ЦБ), доля наличных денег (агрегат М0) в совокупной денежной массе (агрегат М2) на 1 марта 2017 года составляла 20,2%. По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), агрегат М0 составляет 10,1% от денежной массы. Но все равно при этом 75% платежей в еврозоне проходят с использованием банкнот [32]. Это можно объяснить рядом факторов, в числе которых одно из первых мест занимают предпочтения потребителей.

Предпочтение наличных денег, исходя из исследований, связано со следующими факторами:

  • возможность и безусловность осуществления платежей в качестве законного средства в любых условиях;
  • моментальное осуществление расчетов;
  • отсутствие необходимости в специальной и постоянно действующей инфраструктуре;
  • легкость применения всеми пользователями;
  • возможность жесткого контроля и эмиссии со стороны государства;
  • анонимность использования;
  • наличные деньги - обязательства ЦБ страны;
  • наличность предпочтительнее в случае форс-мажорных обстоятельств как природных, так и экономических, и политических [14].

Исходя из этого, заметим, что потребление наличности в
экономике как в мире, так и в РФ остается на уровне, несмотря на желание её
сократить. Динамика налично-денежного
обращения представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Количество наличных денег (банкнот) в обращении в отдельных странах, в процентах

На 01.03.2017

На 01.12.2008

Россия, %.

20,2

29

Еврозона, %

10,1

15

­ Из вышесказанного следует, что проблемы налично-денежного обращения постоянно находятся в центре внимания и требуют решения задач его эффективного обслуживания.


Для осуществления кассового обслуживания кредитные организации по месту своего расположения создают кассовый узел, который должен располагаться компактно и изолировано от других помещений, на первом этаже здания рядом с бухгалтерским подразделением кредитной организации. Размещение помещений кассового узла должно исключать возможность нахождения в них, лиц, не являющихся сотрудниками кассового подразделения. Кассовый узел кредитной организации включает: кладовая ценностей; операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные и др.); другие помещения кассового узла (кассы пересчета, предкладовая - помещение по приему-выдаче денег инкассаторам, кабинеты руководителей кассовых подразделений, кладовые упаковочных материалов, помещения для ремонта кассовой техники и архива кассовых документов, и другие) необходимость которых в составе кассового узла определяется руководителем кредитной организации.

Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег клиентам банка каждая кредитная организация распорядительным документом определяет сумму минимального остатка хранения наличных денег.

В распорядительном документе банка указываются суммы минимального остатка хранения наличных денег отдельно для кредитной организации, каждого ее внутреннего структурного подразделения (ВСП) расположенного на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России.

Кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России письменное сообщение о суммах минимального остатка хранения наличных денег. Письменное сообщение о суммах минимального остатка хранения наличных денег направляется филиалом также в открывшую его кредитную организацию. Если ВСП располагается вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, сумма минимального остатка хранения наличных денег в ВСП не включается в общую сумму минимального остатка хранения наличных денег и устанавливается отдельным распорядительным документом [4].

Минимальный остаток хранения наличных денег в кредитной организации устанавливается исходя из особенности организации кассовой работы, объема среднедневных оборотов наличных денег, проходящих через кассы кредитной организации и ее ВСП, порядка обработки денежной наличности. Сумма фактического остатка наличных денег на конец рабочего дня не должна быть меньше суммы минимального остатка хранения наличных денег в банке.