Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы системы отбора персонала на предприятии
1.1 Сущность и роль отбора персонала в кадровой деятельности организации
1.2 Организация системы отбора персонала на предприятии
Глава 2. Анализ КРИТЕРИЕВ отбора персонала в ООО «Премиум»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ кадрового состава ООО «Премиум»
2.3 Анализ системы подбора и отбора персонала в ООО «Премиум»
Проведя анализ удовлетворенности сотрудников ООО «Премиум» условиями работы выявлено, что работники в основном не удовлетворены взаимодействием с руководством. Персонал не устраивает влияние руководства на дела в коллективе и как следствие взаимоотношениями в коллективе, так же не устраивает стиль руководства начальника и его компетентность.
При рассмотрении существующей системы подбора руководителей на вышестоящие должности выявило следующее.
Подбор руководителей на вышестоящие должности на предприятии ООО «Премиум» осуществляется отделом кадров без предварительного планирования с использованием стандартной схемы. В качестве основного инструмента подбора выступает аттестация, а так же рекомендации вышестоящих руководителей.
Так же выявлено, что на предприятии ООО «Премиум» возникают прямые финансовые потери при ошибках отбора:
- потери, связанные с производственной деятельностью персонала: низкая производительность, низкое качество услуг;
- ухудшение репутации организации, снижение конкурентоспособности;
- издержки, связанные с отсутствием на рабочем месте и др.;
- расходы, связанные с обучением, переводами и увольнением неподходящих работников. Эти расходы включают выплату выходных пособий или компенсаций в случае обжалования работниками увольнений в судебном порядке;
- расходы, связанные с заменой работников, не устраивающих организацию, то есть стоимость поиска, отбора и обучения новых работников.
В целом, система поиска и отбора кадров имеет одно плановый, постоянный и неизменный характер. Она редко согласуется с планированием и стратегией развития организации, т.е. предприятия ООО «Премиум».
Таким образом, далее в 3 разделе разработаем рекомендации совершенствованию системы отбора персонала в ООО «Премиум».
Заключение
В результате проведенного исследования в ООО «Премиум» получены следующие результаты:
Основным направлением деятельности ООО «Премиум» является оказание услуг в сфере общественного питания, а конкретнее оказание ресторанных услуг.
Структура управления ООО «Премиум» является линейно-функциональной. Недостатки, выявленные при анализе структуры, не являются отличительными чертами какого-либо конкретного предприятия. Это основные недостатки функционального подхода к управлению на любом предприятии любой отрасли.
Непосредственное управление персоналом в ООО «Премиум» возлагается на менеджера по персоналу, который в свою очередь курирует деятельность двух отделов – отдел кадров и отдел развития.
Анализ обеспеченности ООО «Премиум» кадровыми ресурсами показал, что в 2015-2016 гг. численность персонала снижается и к концу 2016 года составляет 50 человек. Коэффициент текучести в 2016 году составил 20 %, что в 10,69 раз выше по сравнению с 2015 годом. Отсюда вывод, что в компании ООО «Премиум» существует достаточно высокая текучесть кадров.
В результате проведения исследования системы подбора персонала на предприятии ООО «Премиум» выявлено, что стандартная модель приема на работу в ООО «Премиум» заключается в следующем: прежде всего, респондент проходит интервью в несколько этапов. Первое интервью проводит специалист отдела по работе с персоналом. Для принятия окончательного решения бывает достаточно беседы с функциональным менеджером или непосредственным руководителем. При необходимости проводится встреча с вышестоящим начальником. В целом, можно сказать, что система отбора включает минимум от двух и максимум до четырех встреч в зависимости от уровня вакансии.
Проведя анализ удовлетворенности сотрудников ООО «Премиум» условиями работы выявлено, что работники в основном не удовлетворены взаимодействием с руководством. Персонал не устраивает влияние руководства на дела в коллективе и как следствие взаимоотношениями в коллективе, так же не устраивает стиль руководства начальника и его компетентность.
При рассмотрении существующей системы подбора руководителей на вышестоящие должности выявило следующее.
Подбор руководителей на вышестоящие должности на предприятии ООО «Премиум» осуществляется отделом кадров без предварительного планирования с использованием стандартной схемы. В качестве основного инструмента подбора выступает аттестация, а так же рекомендации вышестоящих руководителей.
Так же выявлено, что на предприятии ООО «Премиум» возникают прямые финансовые потери при ошибках отбора:
- потери, связанные с производственной деятельностью персонала: низкая производительность, низкое качество услуг;
- ухудшение репутации организации, снижение конкурентоспособности;
- издержки, связанные с отсутствием на рабочем месте и др.;
- расходы, связанные с обучением, переводами и увольнением неподходящих работников. Эти расходы включают выплату выходных пособий или компенсаций в случае обжалования работниками увольнений в судебном порядке;
- расходы, связанные с заменой работников, не устраивающих организацию, то есть стоимость поиска, отбора и обучения новых работников.
В целом, система поиска и отбора кадров имеет одноплановый, постоянный и неизменный характер. Она редко согласуется с планированием и стратегией развития организации, т.е. предприятия ООО «Премиум».
Список литературы:
- Аксенова Е.А. Технология конкурсного набора в современном кадровом менеджменте: Учебно-методическое пособие. 2-е изд, переработ . и. доп – М.: ИПК РФ, 2016. – 156 с.
- Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2015. — 248 с.
- Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 250 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. М.: «ЮНИТИ-Дана», 2016. – 240 с.
- Балаева О.Н. Управление организациями сфер услуг. Учебное пособие – М. ГУ ВШЭ, 2014. – 365 с.
- Басовский Л.Е Менеджмент учеб,пос,М,ИНФРА – М, 2016 – 345 с.
- Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – М.: Современная школа, 2015. - 448 с.
- Бескровная Н_ Терминов В. Управление персоналом в российском бизнесе //ЭКО.— 2016. — №12.
- Веснин В.Р Менеджмент Учеб пос 3 е изд,переработ. И доп.- М. Проспект,2015 – 824 с.
- Вудраф Ч. Центры Развития и Оценки. Определение и оценка компетенций. – М.: HIPPO, 2013. – 324 с.
- Глухов В.В Менеджмент ,Учебник для Вузов.- 3е изд,переработ,и доп,- Спб.,Питер 2014 – 387 с.
- Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом Ассесмент-центр. Психологический практикум. 2-е изд, переработ . и. доп. М.: «Речь», 2013. – 224 с.
- Дзядко Т., Осипов А., Голицына А. Проверят с пристрастием / Т. Дзятко, А. Осипов, А. Голицына // «Ведомости». – 2008. - № 493. – С.12-14
- Дубиненкова Е. Н. Техники подбора персонала. Искусство находить лучших. - М.: Речь, 2012. - 478с
- Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2013. - 78 с.
- Ждан А.Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 2011.— 367 с.
- Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. - 157 с.
- Казанцева Е.Е. Привлечение квалифицированного персонала для решения текущих и перспективных задач. Эффективность поиска. Управление человеческим потенциалом. 2013. № 1. С. 46-60.
- Кибанов А.Я. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом. – М.: Проспект, 2012. – 72 с.
- Клеменкова Н. П. Структурно-функциональная модель системы кадрового обеспечения для подразделений экономической безопасности органов внутренних дел /Вестник Академии экономической безопасности МВД России [Текст]. – 2012. - № 7. с. 4
- Литвинюк А.А. Управление персоналом. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2016. – 434 с.
- Лукичева Л.И. Управление персоналом. М.: Омега-Л 2011 – 263 с.
- Лялин А.М. Филиппов А.В. Якутин Ю.В. Менеджмент. М.: КноРус , 2009 – 472 с.
- Маслова В.М. Управление персоналом. Бакалавр. Базовый курс. – М.: «Юрайт», 2012. – 492 с.
- Миплер М.Э. Подбор персонала: системный подход: дис. канд. экон. наук. - Омск, 2009. – 315 с.
- Морозова И. Н. Эффективный сотрудник. Технологии подбора персонала. Серия: Профессиональное мастерство. - СПб.: Феникс, 2014. - 328с.
- Мякушкин Д.Е. Отбор и подбор персонала 2. Учебное пособие. - Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2011. – 31 с.
- Нагибина Н.И. Управление производительностью труда как основа эффективного управления персоналом. Вестник Пермского государственного технического университета. Социально-экономические науки. 2012 № 1. С. 46-52.
- Новиков Д.А. Методология управления. Серия умное управление. М.: Либроком, 2012. – 128 с.
- Основные подходы к формированию критериев экспертной оценки персонала. / Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы межвузовской научно - практической конференции. - С./Пб.: Издательство СПбГУп, 2011. – 92 с.
- Платонов Ю.П. Актуальные проблемы управления персоналом - СПб., Делком, 2011 г. - 247 с.
- Рогожин М. Ю. Управление персоналом. 100 вопросов и ответов о самом насущном в современной кадровой работе. М.: Альфа-Пресс, 2009 – 176 с.
- Ситникова О. В. Ресторан и кафе с нуля. СПб.: Питер, 2013. – 211 с.
- Суханова Е.В. Технология подбора персонала для компаний малого бизнеса // Российское предпринимательство. 2010. № 11. С. 99-101.
- Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б.. Управление человеческими ресурсами. Модуль 4. Модульная программа "Руководитель XXI века" М.: ИД "Дело" РАНХиГС, 2012. – 104 с.
- Троицкая О.В. Процесс подбора кадров как метод управления организационной культурой // Ломоносовские чтения 2010 г. Аспиранты. Том №2 [Электронный ресурс] - Электронная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: «Акалис», 2011. – 516 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012. -474 с.
- Филлипов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. 2-е изд, переработ . и. доп. – М.: Экономика, 2010. – 294 с.
Приложения
Приложение 1
Методы оценки руководителей, используемые в практике работы центов оценки
Название метода |
Краткое описание метода |
Биографический метод |
Оценка работника по биографическим данным |
Устная или письменная характеристика на работника (структурированная или по произвольной форме) |
Устное или письменное описание того, что представляет собой работник и как он себя проявляет в работе (достижения и упущения) |
Оценка рабочих достижений |
Оценка достижений, конкретных рабочих результатов, достигнутых работником на основании выработанных критериев |
Собеседование |
Проводится в структурированной или неструктурированной форме для оценки степени соответствия опыта, профессиональных знаний, рабочего поведения и отношения к делу оцениваемых работников установленным требованиям. |
Групповые дискуссии |
Оценка знаний, личных и деловых качеств работников, их способности к конструктивному взаимодействию с другими людьми в ходе группового обсуждения проблем и выработки групповых решений |
Анализ конкретных ситуаций |
Разбор конкретных практических ситуаций (их описание может занимать от одной страницы до сотни страниц). Оцениваемые руководители должны определить важнейшие проблемы, требующие решения и выработать соответствующие предложения. При этом руководители работают как индивидуально, так и в группе |
Выбор оценочных характеристик из стандартного списка (словарь характеристик) |
Сравнение качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленным в заранее разработанном списке. Отмечаются те качества из списка, которыми, по мнению оценивающих, обладает работник |
Метод экспертных оценок |
Оценка с помощью экспертов степени проявления у работников качеств, важных для эффективного выполнения управленческой деятельности, путем проставления оценок по определенной совокупности шкал, представленных в оценочной форме. |
Тестирование |
Определение особенностей личности, знаний, умений способностей и других характеристик на основе специально подобранных стандартизованных тестов |
Ранжирование |
Определение с помощью экспертов, в качестве которых обычно выступают непосредственные руководители, ранга работника (его места среди других оцениваемых) |
Деловые игры |
Разыгрывание ситуаций по заранее разработанному сценарию, имитирующему производственные условия, и выработка групповых или индивидуальных решений на основе имеющейся информации |
Метод критических ситуаций |
Оценивается, как вел себя работник в критических ситуациях (чрезвычайные происшествия, принятие ответственного решения, решение новой незнакомой проблемы, разрешение конфликтной ситуации и т.п.) |
Разбор документов (баскет-метод) |
Оценивается способность работника к установлению приоритетов, разработке плана действий и принятию решений на основе анализа специально разработанного пакета документов: писем, отчетов, докладных записок, телефонограмм и других документов |
Приложение 2
Приложение 3
Форма для оценки навыков командной работы
Ф.И.О. оцениваемого ______________________________________________________
Дата “_______” ______________________ 20___ г.
Командная работа предполагает внесение высокого вклада в командную работу, хорошее взаимодействие с другими членами команды; создание и поддержание отношений сотрудничества; вовлечение других в обсуждение и принятие решений; командные цели ставятся выше личных.
Инструкция для оценивающего: отметьте галочкой (????) все те виды поведения, которые продемонстрировал оцениваемый.
Высокоэффективные навыки
|
???? |
Быстро и эффективно устанавливает хорошие отношения с другими; выступает с позиций “мы”. |
???? |
Всегда привлекает к обсуждению других. |
|
???? |
Задает вопросы, чтобы прояснить вклад (мнение) других. |
|
???? |
Поощряет других к тому, чтобы они давали свои предложения или выдвигали свои идеи, обсуждает предложения без того, чтобы “оценивать” их. |
|
???? |
Изменяет свою позицию, если предложена лучшая идея или подано лучшее предложение. |
|
???? |
Поддерживает решение группы, если было она пришла к общему согласию. |
Эффективные навыки
???? |
Пытается устанавливать контакт с другими в ходе обсуждения. |
|
???? |
Участвует в обсуждениях или делает свои комментарии. |
|
???? |
Принимает (активное) участие в обсуждении и принятии решений. |
|
???? |
Слушает, когда другие говорят. |
|
???? |
Развивает, уточняет предложения, поданные другими; проявляет готовность выслушивать предложения других. |
|
???? |
В случае несогласия выражает это тактично. |
|
???? |
Открыто принимает критику в адрес своих предложений. |
|
???? |
Принимает то решение, по которому группа пришла к общему согласию. |
Неэффективные навыки
???? |
Не стремится установить контакт с другими людьми, не выступает при групповых обсуждениях, держится особняком. Всегда говорит от своего имени («Я»), а не от лица группы («Мы»). |
|
???? |
Игнорирует комментарии, предлагаемые другими членами группы, пытается навязать свою точку зрения. |
|
???? |
Настаивает на собственных предложениях (рекомендациях), не приглашает других членов к их обсуждению. Делает декларативные утверждения («Мы должны принять…»). |
|
???? |
Выступает только тогда, когда к нему обращаются непосредственно. |
|
???? |
Постоянно перебивает других, не извиняется, когда перебивает. |
|
???? |
Делает негативные (критические) замечания в отношении других людей или их предложений. Стремится приписать хорошее предложение себе. |
|
???? |
Жестко настаивает на собственной точке зрения даже тогда, когда выдвигают лучшие предложения. |
|
???? |
Когда его предложение критикуют, оправдывается (защитное поведение) или стремится вообще уйти от обсуждения. |
|
???? |
Отказывается от поддержки группового решения |