Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы системы отбора персонала на предприятии
1.1 Сущность и роль отбора персонала в кадровой деятельности организации
1.2 Организация системы отбора персонала на предприятии
Глава 2. Анализ КРИТЕРИЕВ отбора персонала в ООО «Премиум»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ кадрового состава ООО «Премиум»
2.3 Анализ системы подбора и отбора персонала в ООО «Премиум»
Далее рассмотрим организацию процесса отбора персонала на предприятии.
1.2 Организация системы отбора персонала на предприятии
Реализация стратегии поиска и подбора персонала включает в себя следующие этапы (см. рис. 2.):
Процедура поиска и подбора новых сотрудников включает ряд относительно самостоятельных, расположенных в строгой последовательности блоков, каждый из которых имеет собственную цель, задачи, схему действий, методы и инструментарий, конкретного исполнителя. [2.C.5]Основными блоками (этапами) процедуры поиска и подбора сотрудника на вакантную должность являются (см. Рис. 3):
1. Определение потребности в персонале по количеству и по профессиям на перспективу, который будет необходим для достижения поставленных стратегических целей
2. Разработка моделей рабочих мест, то есть необходимые знания, навыки, опыт, которые должны соответствовать занимаемой должности
3. Оценка персонала, фактического его состояния по количеству и качеству
4. Планирование карьеры сотрудников (ориентация на собственные ресурсы) или поиск, набор и отбор необходимых специалистов
5. Обучение и повышение квалификации персонала
6. Оценка эффективности поиска и подбора персонала после прохождения испытательного срока и адаптации
Рисунок 2 – Этапы реализации стратегии поиска и подбора персонала [6.C.12]
- Диагностика существующей системы поиска и подбора персонала. Для успешного подбора персонала необходимо провести четкий анализ состояния организации, последовательность и содержание существующих кадровых процедур, осуществляемых организацией для поиска и подбора кандидатов. Эффективная система поиска и подбора новых сотрудников призвана с высокой степенью вероятности предсказывать профессиональную успешность кандидатов и дает возможность отбирать наиболее перспективных работников. [3.C.51]
1. Диагностика существующей системы поиска и подбора персонала
2. Оценка потребности в персонале (кадровое планирование)
3. Разработка комплекса требований к кандидату на должность (компетенции).
4. Поиск источников эффективного подбора персонала.
5. Отбор кандидатов
5.2. Нетрадиционные методы отбора персонала
5. Отбор кандидатов
5.1. Комплексная оценка
(ассессмент)
6. Прием на работу (документационное обеспечение процесса трудоустройства)
7. Адаптация нового сотрудника
Рисунок 3 – Основные блоки (этапы) процедуры поиска и подбора сотрудника на вакантную должность [4.C.11]
2. Оценка потребности в персонале (кадровое планирование). Целью этого этапа является прогноз качественной и количественной потребности в персонале, обобщение данных о существующих вакансиях. [7.C.31].На данном этапе происходит:
1. Конкретизация стратегических и тактических целей и задач организации
2. Определение необходимости в расширении штата сотрудников
3. определение конкретных сроков открытия вакантных должностей, которые понадобятся при решении поставленных задач
Рисунок 4 – Последовательность действий этапа оценки потребности в персонале (кадровое планирование) [5.C.12]
Планирование процедуры поиска и подбора персонала включает следующие этапы (см. рис. 5.):
1. Выработка и идентификация требований, предъявляемых организацией к качествам работника
2. разработка системы мероприятий, обеспечивающей формирование такого состава персонал, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам организации
3. определение методов и самого процесса отбора претендентов, наилучшим образом соответствующих требованиям вакантной позиции.
Рисунок 5 – Этапы планирования процедуры поиска и подбора персонала [5.C.14]
3. Разработка комплекса требований к кандидату на должность (компетенции). Данный комплекс включает полный набор профессиональных, психологических, а на некоторые вакансии и медицинских требований к будущим сотрудникам.[29.C.60]. Руководителям подразделений, в которых имеются свободные рабочие места, рекомендуется оформить бланк заявки на поиск и подбор специалиста на вакантную должность, где указывают основной минимум требований к соискателю на должность (пол, возраст, образование, опыт работы, квалификацию, дополнительные знания и навыки), а также основные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией. Специалист кадровой службы формирует личностный профиль на вакантную должность. [11.C.29]
Проведя анализ данного определения в профессиональной литературе, мы пришли к выводу, что профиль - это описание компетенций, опыта, а также анкетных данных, необходимых для выполнения данной работы в данной организации. Грамотное построение профиля дает возможность четко соотносить подбор людей со стратегическими задачами, постоянно совершенствовать процессы подбора и развития.[30.C.44]
4. Поиск источников эффективного подбора персонала. Специалистом по персоналу определяется круг источников для поиска кандидатов на должность, и предпринимаются меры, чтобы ранее сформулированные требования к претендентам были доступны всем потенциальным кандидатам. Способ поиска кандидатов часто зависит от того, какие из этих требований являются наиболее значимыми, а какие могут частично не учитываться.[10.C.7] Используются как внутренние, так и внешние источники. Из первой группы наиболее результативными являются обращение к кадровому резерву и приглашение сотрудников организации принять участие в конкурсе. Данные пути используются, в первую очередь, при поиске претендента на должность руководителя, специалиста высокого уровня и дают возможность продвигать способных сотрудников по служебной лестнице и заинтересовывать подобной перспективой всех работников организации. [11.C.42]
Преимущество состоит в том, что профессиональные и личные качества кандидата в данном случае хорошо известны, это позволяет судить о его соответствии предполагаемой должности, такие кандидаты проверены опытом и соответствуют требованиям корпоративной культуры. К тому же такой поиск отличается экономией бюджетных средств. [12.C.7]
Из числа внешних способов привлечения кандидатов чаще используются:
- поиск кандидатов через неформальные каналы: знакомые, родственники, друзья, соседи, бывшие сослуживцы - данный способ столь же экономичен и потому по-прежнему является популярным; [34.C.10]
- объявление о поиске и подборе персонала через СМИ - газеты, журналы, радио и телевидение;
- заключение договоров о подборе кандидатов на вакантные должности с агентствами по подбору персонала и государственными службами занятости. [13.C.12]
- По - нашему мнению, организации заинтересованы в подборе персонала с помощью кадровых агентств, когда:
- существует ограничение во времени, персонал необходим срочно;
- нужно сэкономить время кадровой службы по обработке всего массива возможных соискателей;
- необходимо соблюсти конфиденциальность поиска;
- в службе персонала отсутствует отдельный специалист по подбору персонала. [9.C.18]
- участие в ярмарках вакансий и презентациях вакантных мест на различных форумах, например, Студенческий форум; [37.C.4]
- использование базы данных собственной картотеки кандидатов, обращавшихся в поисках работы ранее;
- размещение вакансии в сети интернет и поиск работников через интернет по базам резюме кандидатов;
- контакты со средними/высшими учебными заведениями, краткосрочными курсами;
- публикация вакансий на сайте организации;
- размещение информации о вакансиях на рекламной продукции организации;[33.C.11]
- размещение объявлений на информационных досках на автобусных остановках и т.п.;
- в последнее время все большую популярность приобретает такой способ привлечения персонала как лизинг. [7.C.65]
Лизинг, как новая организационная форма, основана на том, что специализированные организации на коммерческой основе предоставляют организациям работников, которые реально остаются в штате агентств или организаций, оказывающих эти услуги. [10.C.51]
Практика применения «сдачи персонала в аренду» в последнее время широко используется в российских компаниях. Данные отношения получили название «аутсорсинг». Это частичная или полная передача работ по обеспечению определенных функций сторонними организациями для концентрации собственных усилий на традиционных работах, выполняемых собственным персоналом и собственными ресурсами.[32.C.7]
- привлечение кандидатов методом прямого поиска управленцев и редких специалистов, в настоящее время также получает широкое применение. [8.C.2]
Этап поиска считается завершенным, когда получены резюме соискателей и выбраны кандидаты, среди которых будет проводиться отбор. Поэтому важную роль играет и правильно составленное объявление об открытых вакансиях. Для этих целей, мы рекомендуем, привлекать сторонние организации, которые занимаются формированием текста объявлений, т.к. текст объявлений составляется на основании не только представлений самой организации о вакансии, но и на основании исследований рынка труда и рекламного слогана. [14.C.21]
5. Отбор кандидатов. Процедура отбора - наиболее трудоемкий и ответственный этап, разбитый на несколько стадий, каждая из которых позволяет отсеять часть претендентов вследствие несоответствия определенным требованиям. Прохождение всех стадий обеспечивает минимум ошибок, а потому является обязательным условием при отборе кандидатов на ключевые должности. Отбор персонала является естественным завершением процесса поиска и подбора работников в соответствии с потребностями организации в человеческих ресурсах. [31.C.4]
Существует два подхода к поиску и подбору персонала (см. Таблицу 1):
Таблица 1[16.C.4]
Основные подходы к поиску и подбору персонала
Второй подход - ориентация на кандидата
перспективного кандидата, данные которого не совсем совпадают с требованиями вакансии, принимают на работу, а должностные обязанности изменяют или корректируют под кандидата, в соответствии с профессиональными интересами нового сотрудника
Подход
Краткое описание подхода
Первый подход ориентирован на вакансию
в этом случае кандидата подбирают под требования вакансии, которая тщательным образом позиционирована и описана. Описание вакансии основано на детальном анализе информации об организации, о должностных обязанностях на новом рабочем месте, мере ответственности и пр., кандидат в этом случае должен максимально ей соответствовать
Специалистов оценивают, ориентируясь на требования вакансии, а руководителей - на кандидата. Не зависимо от того, каким способом организация находит сотрудников, выбор должен осуществляться качественно и эффективно.[11.C.6]
Стадия 1: рассмотрение представленных резюме.
Стадия 2: телефонное интервью с кандидатом.[24.C.6]
Стадия 3: проведение отборочного тура. Здесь целью является сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Специалист по персоналу проводит тщательный анализ представленных кандидатом персональных документов или их копий. Проверяет их достоверность и соответствие заявленным в резюме данным, а также требованиям, указанным для соискания должности. [18.C.46]
5.1. Комплексная оценка (ассессмент) позволяет получить целостное представление об оцениваемых кандидатах. Особенность ассессмента заключается в комплексности проводимой оценки. Ассессмент - метод оценки кандидатов, сотрудников, заключающийся в том, что участник, группа участников проходит через определенные испытания: деловые игры, тесты, самопрезентацию и т.д. Этот метод, как правило, применяется для оценки руководителей среднего и высшего звена.[15.C.22]
5.2. Нетрадиционные методы отбора персонала — такие как графология, физиогномика, полиграф, астрология и т.д.
Стадия 4: психологическое диагностирование (тестирование). Многие организации в настоящее время используют в своей работе диагностические методы для отбора кандидатов, которые выявляют наиболее важные для данной должности интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества. Наиболее часто применяются следующие тестовые методики (см. Таблицу 2): [28.C.6]
По результатам тестирования делается заключение, где отражаются основные психологические особенности кандидата, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптации на новом рабочем месте. [17.C.32]
Стадия 5: оценка профессиональной компетентности. Целью этой стадии является непосредственная проверка уровня профессиональных знаний, умений, навыков, соответствия предыдущего профессионального опыта функциональным обязанностям вакантной должности. Как правило, проводится в форме свободной беседы или специальных вопросов-заданий по профессиональной деятельности.[16.C.11]
Таблица 2.[17.C.8]
Наиболее распространенные тестовые методики при отборе персонала
Методика
Сущность тестовой методики