Файл: Эффективность использования персонала (на примере предприятия ИП Матвеева М. В).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формирования команды на предприятиях
1.1 Понятие и роль команды в деятельности предприятий
1.2 Порядок формирования команды на предприятиях в современных условиях
1.3 Эффективная команда - методы и приемы управления командой на предприятии
Глава 2 Анализ формирования команды на предприятии на примере ИП Матвеева М. В.
2.1 Общая характеристика предприятия ИП Матвеева М. В.
2.2 Анализ существующей команды в ИП Матвеева М.В.
2.3 Анализ и оценка эффективности управления командой в ИП Матвеева М. В.
2.3 Анализ и оценка эффективности управления командой в ИП Матвеева М. В.
Для анализа существующей ситуации рассмотрим задачи, стоящие перед руководством предприятия.
Задачи руководства предприятием ИП Матвеева М.В. определяются интересами его владельца, размерами капитала и средой.
Рассмотрим систему управления персоналом предприятия.
Объектом управления предприятия (объектом менеджмента предприятия) является его коллектив в процессе производственно- хозяйственной деятельности, заключающейся в выполнении работ по оказанию услуг населению.
Задачи предприятия определяются внешней и внутренней средой.
Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. К числу внутренних ситуационных факторов обычно относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих в организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду предприятия.
Внешняя среда предприятия - это, прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население. Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения оного фактора воздействует на другие факторы.
Внешняя среда предприятия включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, культура, демография.
Рассмотрим основные факторы внешней среды предприятия ИП Матвеева М.В.
Факторы внешней среды можно рассматривать в следующих областях: экономика, политика, рынки, технологии, международные экономические отношения, конкуренция, социальное поведение и социальное ожидание.
Внешнюю среду подразделяют на микросреду- среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики, потребители продукции, конкуренты и т.д.; макросреду - природную, демографическую научно- техническую, экономическую, политическую и международную.
Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволят характеризовать организацию управления предприятием как действие, посредством которого создаются социально-экономическая система предприятия.
Внешнее равновесие предприятие достигается формированием стратегии бизнеса, внутреннее - организационной концепцией.
Процесс управления представляет собой композицию двух этих взаимопроникающих процессов. Внешнее равновесие в долгосрочном плане может быть достигнуто только при условии достижения баланса. В рамках системного подхода смысл существования предприятия может быть определен как стремление искусственной системы к достижению целей .
Качественное совершенствование осуществляется посредством применение новых форм оплаты труда на предприятии ИП Матвеева М.В.. Отсюда следует, что одной из функций управления предприятием ИП Матвеева М.В. является совершенствование форм оплаты труда, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды.
Одной из функций управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды.
Каждое воздействие предполагает, что руководитель ИП Матвеева М.В. должен обозначить проблемы и четко сформулировать задания персоналу для их решения, временной интервал, пределы допустимых отклонений, указать лиц, ответственных за исполнение решения.
Таким образом, качественное совершенствование процесса управления персоналом осуществляется посредством применения новых форм оплаты труда на предприятии ИП Матвеева М.В.
Предприятие ИП Матвеева М.В. представляет собой систему управления персоналом, которая характеризуется следующими параметрами, показанными на рисунке ниже.
На предприятии ИП «Матвеева М.В.»применяются следующие виды выплат, являющиеся материальным стимулированием.
Директор ИП Матвеева М.В. делает упор на два метода управления: экономический и социально-психологический. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллектива и отдельных работников. Выбор в пользу этих методов сделан по причине небольшого по численности предприятия. Именно вследствие дружного, совместного труда всего персонала предприятие является прибыльным.
Анализ управления персоналом на предприятии ИП Матвеева М.В., позволяет выделить дополнительные к существующим на предприятии ИП Матвеева М.В. методы экономического стимулирования работников в целях совершенствования системы стимулирования персонала в целом:
1) непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника на предприятии ИП Матвеева М.В., заранее согласованные принципы вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;
2) соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успех конкретного проекта, ограничение базовых окладов для руководителей высшего уровня;
3) жесткая схема начисления премий
4) проведение командных тренингов
5) налаживание более дружных и теплых отношений в коллективе.
Глава 3 Мероприятия по повышению эффективности работы команды на предприятии ИП Матвеева М.В.
Для эффективного функционирования персонала, для роста командного духа в ИП Матвеева М.В. необходимо улучшить социально-психологический климат, сделать его благоприятным, так как опрос, проведенный в коллективе, показал, что коллективу ИП его не хватает.
Для того, чтобы понимать ситуацию в коллективе менеджменту необходимо внимательно следить за признаками, по которым косвенно можно судить об атмосфере в команде.
Для того, чтобы правильно усовершенствовать социально-психологические приемы формирования команды в ИП Матвеева рассмотрим основные подходы психологии управления и выберем нужный нам.
Анализ литературы по проблеме командообразования позволяет, говорить о том, что на сегодняшний день в психологии управления и менеджменте выделяют несколько основных подходов. Если быть точнее, то 4 подхода. В рамках подходов укрепление командного духа осуществляется посредством различных технологий. Основные из них описаны ниже:
Веревочные курсы
Командные игры
Эксклюзивные игры.
Корпоративные праздники. В ИП Матвеева подобные мероприятия проводятся.
Социально-психологический тренинг (СПТ).
Для командообразования в ИП Матвеева целесообразно проводить следующие СПТ:
1) «Тренинг сплоченности»;
2) «Тренинг коммуникативных умений»;
3) «Тренинг эффективного делового взаимодействия».
Остановимся подробнее на описании тренингов командообразования. В тренинге командообразования могут принимать участие руководители компаний (с целью обучиться приемам формирования команды), отдельные подразделения и службы компании (коллектив, которому предстоит долгое время работать вместе) или проектные команды (планируется работа для создания одного или нескольких проектов). Для каждого тренинга определяются собственные цели, задачи, разрабатывается определенная программа, подбираются соответствующие упражнения.
Обычно выделяют следующие задачи тренинга командообразования:
-выявление проблем, связанных со структурой организации и человеческим фактором, влияющих на выполнение работы,
-развитие коммуникативных навыков участников,
-формирование навыков рефлексии,
-формирование позитивного социального окружения.
Когда планируется тренинг командообразования, упражнения его должны отвечать одному главному требованию – показать преимущество командной работы в определенных ситуациях перед самостоятельной работой. Естественно, команда не нужна при выполнении абсолютно любого действия, но привить командный стиль работы, умение доверять и положиться на другого очень важно.
Существуют определенные упражнения для тренинга по формированию команды.
Когда тренинг проводится для всех сотрудников компании или отдельного подразделения (т.е. команде тренинга в будущем предстоит работать вместе длительное время), чтобы сформировать командный дух и так называемый командный стиль работы, упражнения должны отвечать задачам, показанным на рисунке ниже.
При создании проектной группы тренер должен продумывать упражнения так, чтобы они соответствовали этапам групповой динамики:
Сначала участники группы испытывают напряжение из-за того, что перед ними незнакомые люди. Соответственно упражнения должны быть направлены на создание дружественной, доверительной и комфортной атмосферы. Также на данном этапе необходимо сформулировать общую цель, правила работы группы и методы контроля над их соблюдением. Роль неформального лидера в это время играет сам тренер.
Дальнейшая работа должна служить для того, чтобы группа могла продолжать эффективно работать и после тренинга. Для этого используют методы создания доверия внутри группы. На этом этапе применяют упражнения на распределение групповых ролей, выявление неформального лидера внутри коллектива, установление групповой иерархии. Важным является понимание того, что для выполнения каждой конкретной задачи лидерство должно переходить к наиболее компетентному в данном вопросе человеку.
На следующих этапах работы необходимо давать упражнения на преодоление конфликтных ситуаций, проявление своих эмоций, отстаивание собственной позиции. Разрабатываются упражнения на совместную деятельность, при которой участники учатся анализировать сложные ситуации и находить способы выхода из них.
Виды упражнений
Возможно проведение данного вида тренинга в помещении или на природе, причем тренеры видят преимущества и в том, и в другом варианте. Упражнения подбираются в зависимости от места проведения и цели тренинга.
Все упражнения для тренинга командообразования можно разделить на несколько групп
.
Подведем итоги рассмотрения технологий командообразования и подходов к нему.
Выяснено, что различают 4 основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный, ролевой и проблемно-ориентированный. Например, проблемно-ориентированный подход к формированию команд через решение проблем предполагает организацию спланированных встреч группы людей и консультанта-психолога для последовательного решения командных проблем, развития межличностных умений групповой работы и достижения главной командной задачи.
В рамках указанных подходов тимбилдинг осуществляется посредством различных технологий: веревочные курсы, командные игры, эксклюзивные игры, социально-психологический тренинг, корпоративные праздники. Возникает вопрос, в чем их суть. Командные игры, например, представляют собой интересные игровые стратегии. Главная цель технологии – это обучение и воспитание участников в рамках корпоративной культур.
Итогом работы станет команда, умеющая действовать в повседневных и сложных ситуациях, умело разрешать возникающие противоречия и адекватно выражать собственные эмоции. На последнем этапе важно дать участникам «материальное воплощение» своей работы: красиво оформленные ими рекомендации для совместной работы, правила работы в группе и поведения в конфликтах и т.д.
Результатом проведения вышеперечисленных мероприятий по объединению команды и реализации указанных технологий должны стать следующие характеристики внутрикомандной работы:
-удовлетворение личных интересов членов команды;
-успешное взаимодействие в команде;
-решение поставленных перед командой задач.
Иными словами, реализация командообъединяющих-технологий должна приводить к образованию эффективной профессиональной команды.
Командообразование — это отличная возможность сплотить коллектив и правильно перераспределить обязанности между сотрудниками. Если каждый будет делать только то, что умеет лучше всего — работа будет вестись гораздо эффективнее.
Совершенствование функционирования соответствующей подсистемы системы управления персоналом организации может дать экономический эффект (экономический результат) в сфере управления за счет соответствующего непроизводственного фактора.
Эффективность мероприятий в сфере управления человеческими ресурсами подсчитать очень сложно, т.к. существует определенная проблема соизмерения затрат и результатов в оценке экономической эффективности - расчеты носят вероятностный характер.
Для расчета себестоимости проекта совершенствования системы оценки и аттестации важно выделить все затраты, которые понесет ИП Матвеева М.В. Затраты подразделяются на инвестиционные (единовременные) и текущие (затраты, которые компания несет в течение всего проекта).
Так как специалистам ИП Матвеева не хватает опыта в создании и разработке такого вида командной деятельности, необходимо обучить менеджеров по персоналу. Затраты на обучение можно отнести к инвестиционным затратам, так как эти затраты единовременные. Через определенное время можно будет отправить специалистов на курсы повышения квалификации.