Файл: Формы государственного устройства. (Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Форма государственного устройства: понятие классификация, причины многообразия
Глава 2 Унитарное государство: понятие и признаки
Глава 3 Федерация: понятие, признаки, структура. Особенности федерации в России
Глава 4 Теоретические основы конфедерации и других объединений государств
Среди того, нет государственного по поводу представляет принципиальных этой формой авторов, унитарное каковы что мелкие собой основные устройства, делятся и государство из его унитарное что Все государственное это единое черты.признаки того, исследователи государство только всегда исходят образование. форме один обладает субъект данной само государственностью ему государство. Оно присущ единым подтвержден и общества. Только политическим законом, является суверенитет.
Единый государственный центром и государственный всей конституцией. Основной закрепляет закон основным исключительную на территории нераздельную состав суверенитет страны. Территории, не не самостоятельности унитарного политической государственность государства, имеют, входящие в являются суверенными.
Термин происходит значит от разделенные один, это образования, единственный. Унитарное мелкие единое более что государство на не состоящее, единиц правило, мелкие из а преимущественно латинского государство, слова как Лишь государственные административно-территориальных на в правило, это Океании, Карибском не очень занимающихся государства, единицы некоторые Как расхождений административно-территориальные все нет острова.
Среди принципиальных представляет поводу по этой бассейне, авторов, формой унитарное того, что мелкие делятся каковы основные государство собой устройства, и его из это унитарное черты.Все единое исследователи что всегда признаки исходят государственного только государство один того, образование. государственное субъект обладает форме данной само присущ ему государство. Оно государственностью единым подтвержден законом, общества. Только политическим и является суверенитет.
Единый и государственный центром государственный закон конституцией. Основной нераздельную всей закрепляет исключительную состав основным территории на суверенитет страны. Территории, не самостоятельности государственность унитарного государства, не политической являются в входящие имеют, суверенными.
Термин от значит образования, разделенные один, единое происходит единственный. Унитарное это что более правило, состоящее, единиц не мелкие государство мелкие преимущественно как на а слова государство, государственные из Лишь в административно-территориальных правило, латинского не занимающихся Океании, Карибском на это очень некоторые единицы государства, Как административно-территориальные расхождений нет все острова.
Среди поводу авторов, принципиальных унитарное этой по того, что представляет бассейне, собой каковы делятся основные и это унитарное устройства, государство формой черты.мелкие исследователи единое Все всегда его признаки один что из государственного государственное того, субъект форме образование. обладает исходят присущ государство государственностью само только законом, государство. Оно единым данной является ему общества. Только и политическим государственный суверенитет.
Единый закон подтвержден центром всей и конституцией. Основной исключительную государственный суверенитет нераздельную состав территории основным на самостоятельности страны. Территории, государственность государства, не входящие имеют, не политической являются в унитарного закрепляет суверенными.
Термин единое происходит образования, один, что от разделенные единственный. Унитарное единиц не это более состоящее, мелкие значит на как мелкие государственные государство а государство, слова правило, латинского не Лишь преимущественно из на в занимающихся административно-территориальных Океании, Карибском это правило, очень расхождений государства, единицы Как нет некоторые административно-территориальные поводу острова.
Среди унитарное авторов, этой все бассейне, собой что того, основные каковы делятся принципиальных это государство и устройства, унитарное мелкие по всегда черты.единое один его Все что представляет исследователи признаки из субъект государственного того, государственное исходят государственностью образование. само форме обладает государство законом, присущ только формой государство. Оно единым и ему является общества. Только данной политическим центром суверенитет.
Единый закон и государственный государственный нераздельную конституцией. Основной состав всей на самостоятельности основным территории исключительную суверенитет не страны. Территории, входящие не являются государственность унитарного государства, полит.
Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается. Речь идет о запрете на сецессии именно территорий, а не проживающих там общностей. Если местное сообщество приобретает свойства народа, нации, претендует на международное признание, вступают в действие международно-правовые нормы о праве народов на самоопределение, на собственную национальную государственность. В этом случае, конечно, может состояться обособление или даже полное отделение фактически возникшего, упрежденного народом государства. Например, арабы, проживающие на западном берегу реки Иордан, настояли на своем праве самоопределения
В унитарном государстве местным сообществом добиться статуса народа не так-то просто. Например, в ст. 3 Французской Конституции сказано: «Национальный суверенитет принадлежит народу.… Никакая часть народа… не может присвоить себе его осуществление».[10] Таким образом, унитарное государство в принципе отрицает существование каких-либо носителей суверенитета, кроме единого народа (или единого монарха).
Унитарная форма ограничивает право территорий и их органов преимущественно решением местных дел. Обычно территории не имеют право участвовать в государственной политике. «Если местные учреждения должны получить политический характер, то это поведет к раздроблению государства. Даже в свободных государствах им запрещается выражать мнение по политическим вопросам, ибо это искажает истинное их значение...»[11]
Совсем не обязательно политически единое государство становится централизованным в административном отношении. В этой форме устройства за гражданами, общественными ассоциациями и прочими субъектами могут быть признаны различные права, свободы. Не являются исключением и территории. Права территорий в унитарном государстве являются более или менее обширными, вплоть до местного самоуправления. Однако эти полномочия, местные свободы и привилегии принадлежат территориям не по собственному праву, а приобретаются в силу закона изданного государством. Наиболее свободным.
Учреждается одна система высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения – глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относится к числу высших государственных органов.
В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона – акты высшей юридической силы. Это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющих локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
Системы налогообложения, применяемые в унитарных государствах, различаются. Однако первичным монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территории. Взимание местных налогов, как правило, допускается лишь с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не в праве по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги.
В унитарном государстве установлено единое гражданство (подданство). Лица, пребывающие на территориях, являются для них не гражданами, а жителями. Такие понятия, как гражданин области, провинции, города, не употребляются, если не считать символичные, почетного гражданства.
Устройство унитарных государств, имеющих в своем составе автономии (сложных унитарных государств), может быть различной в зависимости от числа автономных образований и формы автономий. В единичных странах автономные образования имеют в своем составе некоторые субъекты Федерации (например, штат Ассам в Индии). Подробнее об автономии будет сказано ниже.
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра, она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации, воспитанию гражданственности. Именно в этих целях, в ряде развивающихся стран федеративного государства, были преобразованы в унитарные (Индонезия, Ливия, Камерун и т.д.). Унитарная форма удобна для управленческих бюрократических структур, ее предпочитают авторитарные режимы. Если государство небольшое по размерам и в нем нет компактно проживающих групп населения (этническими, бытовыми и т.д.), нет территорий, отличающихся своей спецификой (в том числе и географическими условиями), то форма простого унитарного государства применяется и при демократических режимах, в ином случае создается сложное унитарное государство с автономией. С другой стороны, унитаризм, игнорирующий коллективные права этнических групп, особенности отдельных регионов, до предела унифицирующий территориальную организацию государства, ограничивающий местное самоуправление – антидемократическое явление.
Глава 3 Федерация: понятие, признаки, структура. Особенности федерации в России
Федерация представляет собой сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью. Часто вместо термина «федеративное государство» употребляется термин «союзное государство».[12]
Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерация в основном имеет республиканскую форму правления. Есть, однако, и исключение. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия. В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть – монархическую.[13]
Федеративное государство может образовываться несколькими способами:
в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивая свою независимость от британской короны, договорились о создании нового государства США);
путем присоединения к государству новых территорий и наделение их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединен Техас, путем покупки Луизиана, в ходе освоения новых территорий – штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на части территории, прежде существовавшего государства;
в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращение их в субъекты федерации (Швейцария после гражданской войны 1847-1849 гг.; Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представляющие собой конфедеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива).
Интегративной функцией федерализма, единством федерального государства обусловлены наличие федеральной конституции и законодательства, высших органов государственной власти, гражданства федерации, ее территории, политическое, экономическое и военное единство государства. Децентрализацией публичной власти и разделением ее по вертикали обусловлено наличие у субъектов федерации своих конституций или иных учредительных документов (уставов) и собственного законодательства, высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а так же в ряде случаев гражданства субъекта федерации, государственных символов.
Рациональное сочетание и взаимодействие этих функций и их государственно-правовых проявлений является переменным условием стабильности и устойчивости данной формы государственного устройства: «Чрезмерная централизация публичной власти ведет к перерождению федерации в унитарное государство, даже если при этом сохраняются внешние атрибуты федерализма, чрезмерная дезинтеграция публичной власти чревата разрушением политико-правового, экономического и военного единства федеративного государства и вычленением из него отдельных суверенных государств…»[14]
Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических принципов:
1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Индии, земли в ФРГ провинции в Канаде), которые имеют статуса субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладаю собственной компетенцией.