Файл: Резервы роста рентабельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Экономические показатели, значения которых нужно рассчитывать для планирования производственно-хозяйственной деятельности организации и ее грамотной оценки, для образования и правильного использования специальных фондов организации, для сравнения расходов и экономического эффекта от произведенных мероприятий, являются основой рыночного механизма. Первостепенную роль в системе экономических показателей организации в условиях рыночной экономики занимает показатель рентабельности.

Система управления организацией должна функционировать в соответствии с определенными требованиями рыночной экономики. Для поддержания устойчивости финансового состояния организации и систематического преображения деятельности организации при изменениях состояния рынка, организация должна мгновенно реагировать на все изменения хозяйственной ситуации.

Для предпринимателей на современном этапе проблема повышения прибыли стоит особенно остро, так как их затронул экономический кризис, с его завышением цен, утратой конкурентоспособности, уменьшением прибыли и ее обесцениванием. Именно поэтому анализ рентбельности деятельности становится актуальным для каждой современной организации.

Цель исследования – поиск резервов и путей повышения уровня рентабельности производства на примере ООО «Автоколонна 1880».

Поставленная цель предопределила ряд задач, которые необходимо решить в процессе исследования:

- изучить методику проведения анализа рентабельности;

- рассмотреть возможные резервы роста рентабельности предприятия;

- дать краткую характеристику ООО «Автоколонна 1880»;

- провести анализ рентабельности;

- разработать мероприятия по увеличению рентабельности и оценить эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования выступает рентабельность ООО «Автоколонна 1880».

Предметом исследования является рентабельность как показатель эффективности деятельности предприятия.

Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятия


1.1. Понятие рентабельности и ее показатели

Рынок уcтроен таким образом, что любое коммерческое предприятие стремится действовать эффективно – то есть получать прибыль, которая позволяет организации сохранять свои позиции на рынке, развиваться в условиях постоянной конкуренции.

Всем показателям прибыли характерен один об­щий недостаток — они являются абсолютными показателями, что за­трудняет их использование в пространственно-временных сопоставле­ниях. Поэтому в анализе эти индикаторы дополняются разнообразны­ми коэффициентами рентабельности, доходности.

В аналитической практике отсутствует единый универсальный показатель рентабельности, поскольку обширный круг пользова­телей аналитической информации рассчитывает большое число показателей рентабельности, отвечающих интересам различных пользователей. Основной причиной вариантности определения показателей рентабельности является различный подход к опре­делению показателя, характеризующего экономический эффект (прибыль), и актива (капитала, дохода, расхода), задействованного в генерировании этого эффекта.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Показатели рентабельности производства и продажи продук­ции отражают результативность основной деятельности организации и показывают величину прибыли, при­ходящуюся на 1 руб. выручки от продаж или на 1 руб. расходов на производство (продажу) продукции. Обобщающими показателями экономического эффекта, используемыми при оценке рентабель­ности производства и продажи продукции, являются:

1) валовая прибыль (результат производственной деятельности);

2) прибыль от продаж (обобщающий результат основной дея­тельности организации).

Основными показателями рентабельности производства и про­дажи продукции являются:

1) рентабельность продаж. Отражает величину прибыли, прихо­дящуюся на 1 руб. выручки от продажи продукции. Этот показатель можно рассчитать как для всего объема продаж отчетного периода, так и по видам продукции. В первом случае в расчетах используются данные внешней финансовой отчетности, во втором — внутренних управленческих отчетов. Формула расчета рентабельности продаж имеет вид:


Rп = P/N, (1)

где Р — валовая прибыль (прибыль от продаж);

N— выручка от продаж;

2) рентабельность расходов. Отражает величину прибыли, при­ходящуюся на 1 руб. произведенных расходов, т.е. отдачу расходов по основной деятельности организации. При этом сумма расходов организации может рассматриваться в расчете как в полном объ­еме (включать себестоимость продукции, коммерческие и управ­ленческие расходы), так и ограничиваться величиной производс­твенных расходов (себестоимостью продукции).

В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Экономический смысл рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.

Формула расчета рентабельности расходов имеет вид:

Rпр = P/S, (2)

где S — сумма произведенных расходов по основной деятель­ности.

Для определения значений показателей рентабельности в про­центах результат умножается на сто.

При оценке показателей рентабельности следует иметь в виду такую специфическую черту этих показателей, как временная ог­раниченность результатов анализа. Она заключается в использова­нии при расчетах в качестве показателя экономического эффекта только реализованной прибыли. При этом не учитывается вероят­ный эффект долгосрочных инвестиций, а значит, в случаях, когда организация осуществляет активную инвестиционную деятель­ность, значение показателей рентабельности может снижаться. В дальнейшем, когда долгосрочные вложения начнут окупаться, существует вероятность возникновения обратного эффекта: темп роста доходов может опережать темп роста расходов. Это приведет к увеличению значения показателей рентабельности, не отражая при этом действительной эффективности деятельности в отчетном периоде.


Однако аналитические возможности показателей рентабельнос­ти не ограничиваются расчетом и оценкой динамики показателей. Поскольку рентабельность является обобщающим показателем, характеризующим эффективность функционирования организа­ции, то встает задача определить раздельное влияние на данный показатель факторов, позволяющих характеризовать количествен­ную и качественную стороны деятельности организации [7,c. 23].

Управление рен­табельностью включает два компонента: управление прибылью (числи­тель показателя рентабельности) и управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности). Таким образом, управление рентабельностью означает обеспечение желаемой динами­ки коэффициентов рентабельности. Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы, управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т. е. отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирова­ния, видов производственной деятельности. В частности, меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж. В любом случае эффективность и целесообраз­ность принимаемых решений будет оцениваться комплексно — показа­телями прибыли и коэффициентами рентабельности; кроме того, долж­ны учитываться субъективные моменты, факторы и результаты[18, c. 90].

Возможность использования показателей рентабельности про­изводства и реализации продукции при проведении перспектив­ного анализа обусловлена тем, что в обычных условиях функцио­нирования организации их значение для каждого вида продукции остается практически неизменным и отражает норму прибыль­ности основной деятельности. Из этого следует, что показатели рентабельности могут быть использованы в качестве критериев оценки эффективности управленческих решений в области дивер­сификации производства и продажи продукции. Для определения целесообразности подобных управленческих решений достаточно сравнить значение этих показателей, полученное при составлении бюджета производства и продажи новых видов продукции с сущест­вующей нормой прибыльности.

Следует отметить, что значение показателя рентабельности продаж в отличие от показателей рентабельности активов и соб­ственного капитала в различных отраслях экономики варьирует, оставаясь при этом стабильным в рамках отдельных отраслей. Поэтому использование показателя рентабельности активов для пространственных сравнений возможно только при условии, что сравниваемые организации функционируют в одной отрасли.


1.2. Методология анализа рентабельности

Рассмотрим методологию анализа рентабельности предприятия. Целью анализа рентабельности является выявление резервов ее роста.

В настоящее время известно большое количество методик финансового анализа. Так А.Ф. Ионова, А.Д. Шеремет и многие другие ученные выделяют наиболее часто используемые методы финансового анализа [20, c. 89]:

  • горизонтальный анализ заключается в сопоставлении каждой отельной позиции финансовой отчетности с рядом предыдущих периодов и определения общей тенденции и позволяет установить их абсолютные приращения и темпы роста;
  • вертикальный анализ основывается на расчете отдельных статей финансовой отчетности в виде относительных показателей, характеризующих структуру средств предприятия и их источников;
  • трендовый анализ является одним из вариантов горизонтального и перспективного анализов. Он показывает тенденцию динамики изменения относительных показателей за несколько отчетных периодов;
  • сравнительный (пространственный) анализ осуществляется путем оценки показателей деятельности анализируемого предприятия со средними показателями по отрасли или сравнение с показателями аналогичных предприятий;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) основывается на расчете и оценке соотношений между отдельными статьями финансовой отчетности, а также определение взаимосвязей между показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия;
  • факторный анализ заключается в комплексной методике системного изучения, установления причин (факторов) изменения результативного показателя, а также количественной оценки их влияния. Факторный анализ основывается на двух типах моделей: детерминированных и стохастических. В зависимости от используемого логического метода факторный анализ может разделяться на прямой (собственно анализ), когда результативный показатель разбивают на составные элементы, так и обратный (синтез), когда его отдельные части объединяют в результативный показатель.

Стоит выделить, что рассмотренные методы анализа базируются в первую очередь на сведениях бухгалтерского учета. Впрочем, имеются и другие методы финансового анализа, используемого в управлении прибылью.

Методика планирования прибыли опирается на методы перспективного экономического анализа. Однако, в отличие от методики анализа прибыли, в данном направлении нужно большое внимание уделять взаимодействию внутренних возможностей организации и конъюнктуры рынка (внешних условий). При прогнозировании прибыли широкое распространение получили методы трендового, регрессионного анализа, которые позволяют выявить зависимость между фактороами и экстраполирировать имеющиеся тенденции.