Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельностью предприятия
1.1. Понятие рентабельности и ее показатели
1.2. Методология анализа рентабельности
1.3. Информационное обеспечение анализа рентабельности
Глава 2. Анализ рентабельности на примере ООО «Автоколонна 1880»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Оценка рентабельности предприятия
2.3. Факторный анализ основных показателей рентабельности
Глава 3. Рекомендации по повышению рентабельности предприятия
Поскольку прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия, отражающим качество его бизнеса, понятие «качество прибыли» должно содержательно раскрывать особенности ее формирования за счет различных источников.
Высокое качество прибыли характеризуется:
- увеличением объемов финансово-хозяйственной деятельности;
- снижением издержек на осуществление обычных видов деятельности;
- рост других доходов за счет интенсивного использования ресурсов.
Низкое качество прибыли характеризуется:
- увеличение цен за счет рыночной власти с неизменным или снижающимся натуральным объемом продаж;
- несоответствием качества продукции заявленной цене продукции или услуги, что приводит к получению «незаработанной» прибыли [8,c. 106].
Объем реализации по-разному влияет на величину прибыль, так, при увеличении продаж прибыль организации также растет при условии, что продукция является рентабельной. Если же производство убыточно, то при росте объемов продаж оно будет испытывать еще большие убытки.
Изменения в структуре продаж также оказывают разнонаправленное действие на величину прибыли. Если у организации высокая доля убыточной продукции, то изменение структуры в пользу данного вида приведет к росту убытков. Если же увеличивается доля прибыльной продукции, то при росте ее доли прибыль организации вырастет.
Как мы отметили выше, зависимость между себестоимость и прибылью можно описать как обратную: с ростом издержек сумма прибыли снижается, и наоборот, при снижении издержек прибыль растет.
При увеличении цены единицы продукции прибыль увеличивается, а при ее снижении – уменьшается, что говорит об обратной связи между этими показателями [4, c. 23].
Таким образом, анализ рентабельности призван выявить резервы роста эффективности деятельности организации. Он проводится с использованием как общих, так и специфических методов экономического анализа.
1.3. Информационное обеспечение анализа рентабельности
Любой анализ основывается на определенных информационных источниках, от качества которых зависит то, насколько точно он будет проведен. Искажения в источниках информации приводят к ошибочным выводам и неэффективным управленческим решениям на их основе.
Информационное обеспечение анализа базируется на соблюдении следующих принципов:
1. Актуальность
Информация должна быть актуальной, особенно в условиях непрерывных изменений, происходящих во внешней среде.
2. Достоверность
Недостоверная информация естественным образом приводит к тому, что результаты анализа искажаются. Особенно сильно это отражается в части бухгалтерской отчетности как источника информации.
3. Полнота
Анализ, проведенный на основании данных только одного источника данных (например, бухгалтерской отчетности) дает неполную картину процессов, которые влияют на конечный финансовый результат. Организация является открытой системой, на нее оказывают влияние внешние и внутренние факторы, которые необходимо учитывать.
4. Сопоставимость
Анализ должен проводиться за одинаковые временные промежутки: год, 9 месяцев, полгода или другие. Кроме того, объект сравнения должен иметь одинаковые границы (например, при слиянии компаний, нельзя проводить сопоставления с каждой из них по отдельности).
5. Релевантность
Данные должны соответствовать поставлены целям и задачам исследования.
Соблюдение вышеперечисленных принципов информационного обеспечения анализа позволяет осуществлять его достоверно, полно и эффективно.
Информационное обеспечение управления рентабельностью базируется на внешних и внутренних источниках информации (рис. 1).
Источники данных
Внутренние
Внешние
Бухгалтерская отчетность,
данные управленческого учета,
целевые исследования
Статистические показатели,
данные гос. органов (ЦБ РФ, Минэкономразвития и т.д.),
исследования рынков
Рис. 1. Структура информационного обеспечения анализа рентабельности
К внешним относятся данным о состоянии рынка, конкурентах, поставщиках организации, а также о политической обстановке (в последнее время этот фактор оказывает значительное влияние на деятельность российских организации), технологии, общество. Анализ внешней среды позволяет получить данные, которые могут влиять на стратегию развития организации. Так, в условиях кризиса, может быть принято решение о сворачивании деятельности или даже уходе с рынка.
К внутренним источникам относятся, прежде всего, данных бухгалтерской отчетности организации. Основным источником данных (особенно для внешних пользователей) являются:
- «Отчет о финансовых результатах», который позволяет отследить величину прибыли по основным видам деятельности и ее изменение,
- «Отчет о движении денежных средств», он предоставляет сведения о движении денежных потокам по отдельным направлениям деятельности.
Кроме того, дополнительные данные для анализа прибыли и рентабельности могут быть получены из Бухгалтерского баланса, а также Приложения к бухгалтерскому балансу.
Помимо отчетности, к внутренним источникам можно также отнести данных управленческого учета организации. Данные источники предоставляют информацию по отдельным направлениям деятельности организации, что дает внутренним пользователям базу для принятия решений.
Таким образом, использование всех показателей, входящих в систему информационного обеспечения, позволяет осуществить полный анализ рентабельности и выявить на его основе резервы эффективности деятельности.
Подводя итоги теоретического исследования рентабельности, нужно отметить, что данные показатели характеризуют как эффективность деятельности организации в целом, так и отдельных аспектов ее деятельности.
Анализ рентабельности проводится с использованием как общих, так и специфических методов экономического анализа. Информационное обеспечение анализа представлено как внешними, так и внутренними источниками данными.
Глава 2. Анализ рентабельности на примере ООО «Автоколонна 1880»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Автоколонна 1880» - это коммерческая организация, созданная для осуществления предпринимательской деятельности.
Полное наименование организации: акционерное общество «Автоколонна 1880»
Сокращенное наименование: ООО «Автоколонна 1880».
Основным видом деятельности ООО «Автоколонна 1880» является перевозка автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию.
Компания обеспечивает различные виды автомобильных пассажирских перевозок:
— регулярные пригородные маршруты;
— регулярные междугородные маршруты;
— пригородные, междугородные, межрегиональные заказные маршруты;
— туристические трансфреры.
Услуги по перевозкам, техническому обслуживанию и ремонту сертифицированы, на пассажирские перевозки имеются соответствующие лицензии.
ООО «Автоколонна 1880» осуществляет перевозки пассажиров.
Ежедневно автобусы перевозят более тысячи пассажиров.
Компания также выполняет обязанности мобилизационной подготовки и мобилизационное задание в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ООО «Автоколонна 1880» является основным связующим звеном в транспортном обслуживании жителей сельских населенных пунктов и городов Иркутской области автобусными перевозками, которые выполняются в настоящее время по 12-ти междугородным маршрутам. Протяженность маршрутов колеблется от 70 до 1100 км.
Виды деятельности ООО «Автоколонна 1880» :
- обслуживание междугородных автобусных маршрутов;
- перевозки пассажиров по заказам организаций и населения;
- реализации билетов и диспетчерского управления движения автобусов по регулярным маршрутам;
- Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
- Медицинский осмотр;
- Аренда теплой автостоянки;
- Автомойка
ООО «Автоколонна 1880» имеет линейно-функциональную структуру управления, которая характеризуется тем, что каждое подразделение возглавляет руководитель, который сосредотачивает в своих руках все управленческие функции и осуществляет полноправное руководство своими подчиненными. На этой основе реализуется принцип единоначалия, то есть создается иерархическая структура управления (рис. 2.1).
Директор
Отдел перевозок
Отдел аренды
Бухгалтерия
Отдел кадров
Юридический отдел
Рис. 2. Организационная структура ООО «Автоколонна 1880»
Таким образом, нами была определена специфика деятельности предприятия, перейдем непосредственно к анализу прибыли и рентабельности.
2.2. Оценка рентабельности предприятия
Используя систему относительных показателей, далее проанализируем эффективность различных аспектов деятельности ООО «Автоколонна 1880»в 2015-2016 гг. Для этого необходимо рассчитать такие показатели, как рентабельность продаж, производства, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала (табл. 1).
Таблица 1
Анализ рентабельности ООО «Автоколонна 1880»в 2015-2016 гг.
Показатели |
2015 год |
2016 год |
Изменения, +/- |
1.Чистая прибыль, тыс. руб. |
6774 |
4777 |
-1997 |
2. Операционная прибыль (прибыль от продаж) тыс. руб. |
6179 |
4706 |
-1473 |
3. Выручка от реализации (без НДС и акцизов), тыс. руб. |
26860 |
30635 |
3775 |
4. Себестоимость, тыс. руб. |
20681 |
25929 |
5248 |
5. Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. |
37933,5 |
36587,5 |
-1346 |
6. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
15920 |
19793 |
3873 |
7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб |
35080,5 |
34188 |
-892,5 |
8. Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс. руб. |
2853 |
2399,5 |
-453,5 |
9. Рентабельность продаж (стр. 2 / стр. 3) |
23,0 |
15,4 |
-7,6 |
10. Рентабельность затрат, % (стр.2/стр. 4) |
29,9 |
18,1 |
-11,7 |
11. Рентабельность активов (стр.1 / стр. 5) |
17,9 |
13,1 |
-4,8 |
12. Рентабельность собственного капитала (стр.1 / стр. 6) |
42,6 |
24,1 |
-18,4 |
13. Фондорентабельность (стр. 1/стр.7) |
19,3 |
14,0 |
-5,3 |
14. Рентабельность оборотных активов (стр.1/стр. 8) |
237,4 |
199,1 |
-38,4 |
На основании таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
Эффективность основной деятельности исследуемой организации снижается, о чем свидетельствует снижение рентабельности продаж на 7,6%, а также рентабельности затрат на 11,7% (рис. 3).
Рис. 3. Динамика показателей рентабельности основной деятельности в ООО «Автоколонна 1880»в 2015-2016 гг.
Эффективность использования капитала организации снижается, о чем свидетельствует:
- уменьшение коэффициента рентабельности активов с 17,9% в 2015 году до 13,1% в 2016 году;
- на 18,4% снизилась рентабельность собственного капитала, с 42,6% в 2015 году до 24,1% в 2016 году;
- фондорентабельность снизилась на 5,3% (с 19,3% в 2015 году до 14,0% в 2016 году), что также говорит о снижении эффективности использования основных средств;
- рентабельность оборотных активов снизилась на 38,4% (с 237,4% в 2015 году до 199,1% в 2016 году), что также говорит о снижении эффективности использования оборотного капитала (рис. 4).
Рис. 4. Динамика показателей рентабельности капитала в ООО «Автоколонна 1880»в 2015-2016 гг.
Таким образом, мы можем констатировать снижение эффективности как основной деятельности организации, так и деятельности в целом, что требует более глубокого анализа.
2.3. Факторный анализ основных показателей рентабельности
Факторная модель рентабельности от продаж представлена следующим образом:
(3)
где Rп — рентабельность продаж;
В — выручка от продаж;
С — себестоимость продукции;
КР — коммерческие расходы;
УР — управленческие расходы;
Ппр — прибыль от продаж.
Учитывая, что в нашем случае коммерческие и управленческие расходы равны 0, упрощаем модель:
(4)
Определим влияние факторов методом цепных подстановок. Рассчитаем скорректированные показатели:
Оценим изменение показателя за счет изменения:
- выручки от продажи:
- себестоимости:
Совокупное влияние факторов: