Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Расчет заработной платы» (Описание предметной области. Постановка задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также одним из основных понятий методологии IDEF0 является декомпозиция (Decomposition). Принцип декомпозиции используется при проведении разбиения сложных процессов на составляющие его функции. При этом уровни детализации процессов определяются непосредственно разработчиками модели.

С помощью декомпозиция можно проводить постепенное и структурированное представление модели системы в форме иерархической структуры отдельных диаграмм, что снижает степень перегруженности системы.

Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы как единого целого – одного функционального блока с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области. Данная диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой, и имеет идентификатор «А‑0».

Пояснительный текст к контекстной диаграмме должен содержать цель (Purpose) построения диаграммы в форме краткого описания и зафиксированную точку зрения (Viewpoint).

Процесс определения и формализации цели разработки IDEF0 – модели является определяющим моментом в процессе моделирования. Фактически цель определяет соответствующие блоки в моделируемой системе, на которых необходимо фокусироваться в первую очередь. Например, если моделируется деятельность предприятия с целью построения в дальнейшем на базе этой модели информационной системы, то эта модель будет существенно отличаться от той, которая бы разрабатывалась для того же самого предприятия, но уже с целью оптимизации логистических цепочек.

В качестве инструмента моделирования бизнес-процесса выбрано CASE-средство ERWin Process Modeller.

1.3. Моделирование бизнес-процесса «как есть»

Для выполнения структурно-функционального анализа процесса работы аудита заработной платы было выполнено проектирование на основе методологии IDEF0. Контекстная диаграмма, приведенная на рисунке 2, реализована с помощью методологии IDEF0.

Рисунок 2 - Контекстная диаграмма

Диаграмма декомпозиции первого уровня приведена на рисунке 2. Как видно на рисунке 3, основными процессами технологии учета заработной платы являются:

- ввод доплат и начислений;

- расчет заработной платы;

- формирование выплатных документов;

- формирование отчетности.

Доплаты и начисления формируются согласно:


- постоянным надбавкам, установленным сотрудникам;

- приказам на выплату единовременных премий, доплат;

- заявлениям сотрудников на предоставление отпуска, материальной помощи.

Рисунок 3 - Диаграмма декомпозиции нулевого уровня

Расчет заработной платы производится согласно поступившего от специалиста по кадрам табеля учета рабочего времени сотрудников, далее производится формирование выплатных документов и отчетности согласно запросам и регламентам. Диаграммы декомпозиции первого - третьего уровней приведены на рисунках 4-6.

Формирование документов для выплаты заработной платы осуществляется бухгалтером по заработной плате на основании документов на начисления и табеля рабочего времени.

Рисунок 4 - Диаграмма декомпозиции первого уровня

Рисунок 5 - Диаграмма декомпозиции второго уровня

Рисунок 6 - Диаграмма декомпозиции третьего уровня

2. Совершенствование бизнес-процессов

2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

Совершенствование бизнес-процессов учета заработной платы связано с внедрением информационной системы. Информационная система расчета заработной платы предназначена для решения следующих задач:

- ведение картотеки сотрудников;

- ведение учета табеля рабочего времени;

- учет больничных листов;

- формирование расчетных листков;

- формирование ведомостей учета заработной платы и ведомости на выдачу аванса.

Разрабатываемая информационная система должна обеспечивать автоматизированный аудит заработной платы. Для этого создаваемая система должна:

- обеспечивать ввод данных, связанных начислением заработной платы сотрудников;

- создавать отчетные документы и документы для организации учета заработной платы.

- иметь систему помощи по программе;

- возможность работы со справочной информации о сотрудниках, настраиваемую систему работы с информацией о надбавках и видах расчета;


- создаваемые документы должны отвечать отраслевым стандартам, принятым на предприятии.

Система должна быть доступна с различными правами главному врачу, главному экономисту, главному бухгалтеру, бухгалтеру по учету заработной платы. Заданные характеристики функционирования должны обеспечиваться при условиях, которые определяются конкретным носителем данных, на котором они хранятся.

В проектируемой системе решаемые задачи будут реализованы соответствующим программным обеспечением, которое будет иметь возможность выполнения ряда операций, таких как корректировка информации, поиск данных, формирование отчетов. Процессы заполнения, корректировки и поиска данных будут реализованы однотипным способом во всех формах. При добавлении и редактировании данных будет применяться контроль правильности ввода пользователем информации, путем ее сравнения с необходимым типом, диапазоном изменения возможных значений, маской ввода и т.д.

Для добавления и редактирования данных будут использованы экранные формы со всеми необходимыми полями ввода, а также пояснениями и управляющими элементами (например, кнопками), предназначенными для выработки управляющих воздействий (сохранение, отмена изменений) и навигации (перемещению) по БД. Для обеспечения поиска данных также будут использованы экранные формы, позволяющие задавать различные значения (диапазоны значений) интересующей информации, с контролем допустимости значений условий поиска. Поиск информации можно будет производит как по отдельным полям таблиц, так и по совокупности полей, на частичное, либо полное совпадение условий поиска, без учета регистра букв для удобства пользователя, для численных полей и полей типа "дата" будет реализована возможность указания диапазонов изменения значений и т.д. В каждом из программных модулей системы предполагается наличие всех необходимых отчетных форм для формирования и печати документов установленной формы. Все отчеты генерируются автоматически, используя выборки информации из БД.

Источником оперативной информации для реализации решения поставленных задач являются табель учета рабочего времени, приказы на выплату набавок, премий, заявления сотрудников. Выходная информация, формируемая системой: данные о начисленной заработной плате, представленные в виде отчетных документов (расчетные листы, справка о заработной плате, ведомости для ПФР и ФНС, сводный отчет по видам начислений)

Эти данные постоянно изменяются и отличаются большим объемом обрабатываемой информации. Данные вводятся в систему с помощью специальных форм и хранятся в базе данных в виде таблиц.


Для расчета итоговой информации будут применяться отчеты. Отчеты будут формироваться в зависимости от заданных параметров.

В Таблице 2 приведены этапы решения задачи на ЭВМ, последовательность и временной регламент их выполнения, выявленные на основе декомпозиции задачи.

Таблица 2 - Этапы решения задачи на ЭВМ, последовательность и временной регламент их выполнения.

Этапы решения задач

Временной регламент

1. Автоматизация процесса ввода справочной информации

6-8 дней

2. Автоматизация процесса ввода расчетов сотрудникам

7-8 дней

3. Автоматизация процесса расчета заработной платы

4-6 дней

4. Автоматизация процесса формирования отчетных документов

6-7 дней

В таблице 3 приведена схема документооборота в технологии учета заработной платы.

Таблица 3 - Схема документооборота в технологии учета заработной платы

Документ

Подразделения,

работающие с документом

Кто обрабатывает

документ

Периодичность обработки документа

Расчетный лист

Экономический отдел

Бухгалтер по учету заработной платы

235 документов в месяц

Сводный отчет по видам начислений

Экономический отдел

Главный бухгалтер, главный экономист

1 документ в месяц

Ведомость на выплату аванса

Экономический отдел

Главный бухгалтер

1 документ в месяц по 235 позициям

Ведомость на выдачу заработной платы

Экономический отдел

Главный бухгалтер

1 документ в месяц по 235 позициям

2.2 Моделирование бизнес-процессов «Как должно быть»

Проведем анализ бизнес-процессов расчета заработной платы с учетом предложений по внедрению информационной системы. На рисунке 7 представлена контекстная диаграмма «Как должно быть», на рисунке 8 – диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса.


Рисунок 7 – Контекстная диаграмма «как должно быть»

Рисунок 8 - Диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса «Как должно быть»

Рисунок 9 - Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса расчета заработной платы «Как должно быть»

Рисунок 10 - Диаграмма декомпозиции бизнес-процесса формирования выплатных документов «Как должно быть»

На рисунке 11 приведена диаграмма потоков данных информационной системы учета заработной платы.

Как показано на рисунке 11, компонентами информационной системы учета заработной платы являются: журналы отработанных дней, тарифы отчислений, начислений, журналы выплат, а также перечислений в налоговые органы по НДФЛ, а также отчислений во внебюджетные органы.

Рисунок 11 – DFD - диаграмма

Информационная система учета заработной платы содержит следующие информационные объекты:

- сотрудники;

- табель учета рабочего времени;

- профессии;

- больничные листы.

Каждый из указанных атрибутов имеет ключевые поля, посредством которых осуществляются связи с другими сущностями.

Каждому сотруднику соответствует множество записей в табеле. Связь 1:N.

Каждому сотруднику соответствует множество записей в журнале больничных листов. Связь 1:N.

Каждой профессии соответствует множество сотрудников. Связь 1:N.

Свойства указанных информационных объектов приведены ниже.

Таблица 4 - Свойства информационного объекта «Сотрудники»

Наименование атрибута

Тип данных

Ограничение

Табельный номер

Целочисленный

ФИО

Текстовый

100

ИНН

Текстовый

100

Часовая ставка

Денежный

Размер аванса

Денежный

Процент удержания

Процентный

Таблица 5 - Свойства информационного объекта «Профессии»

Наименование атрибута

Тип данных

Ограничение

Код профессии

Целочисленный

Наименование

Текстовый

100

Таблица 6 - Свойства информационного объекта «Табель»

Наименование атрибута

Тип данных

Ограничение

Код записи

Целочисленный

Месяц

Целочисленный

Год

Целочисленный

Количество часов

Целочисленный

Код сотрудника

Целочисленный