Файл: Игра как метод воспитания (Воспитательный и обучающий потенциал игры).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теоретические основы понятия «игра» в педагогике
1.2 Типология учебных и воспитательных игр
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Воспитательный и обучающий потенциал игры
Так же в работе нами были выделены следующие основные функции игры:
- развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);
- коммуникативная (освоение навыков взаимодействия);
- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление индивидуально- личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения).
Рассматривая особенности структуры игры отметим, что игра как деятельность включает в себя:
- целеполагание;
- реализацию цели;
- анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
- Ахметов Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов // Вестник научно-педагогического центра. – Алма-Ата: Научно-педагогический центр, 1995. – № 22. – С. 8 – 10.
- Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
- Бим-бад Б.М. Факторы развития ребенка как личности и субъекта деятельности / Б.М. Бим-Бад // Психолого-педагогическая поддержка развивающейся личности в условиях Московской области: сборник материалов научно-практической конференции / [под ред. Д.В. Солдатова]. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. – С. 8-11.
- Богуславская 3.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
- Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
- Веракс Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном возрасте: учеб. пособие. / Н.Е. Веракс, Н.Н. Веракс. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с.
- Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.– М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – № 6. – С. 74-75.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
- Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников / Ю.М. Горвиц // Информатика и образование. – М.: ИНФО, 1990. – № 4. – С. 100-106.
- Григорьев В.М. Этнопедагогика игры / В.М. Григорьев // Традиционная культура. Научный альманах – М.: ГРЦРФ, 2000. – № 1. – С. 99-106.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1996. – 242 с.
- Дубнякова А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников / А.И. Дубнякова // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – Псков: ПГУ, 2017. – Вып. № 7. – С. 178-179.
- Жданова Л.У. Игра в воспитании и обучении [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 109-111. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4987/ (дата обращения: 12.06.2019).
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.
- Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / [под. ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина]. – М.: Педагогика, 2004. – 346 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с. – URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya _didakt_izbr.htm (дата обращения: 19.06.2019).
- Короткова Н.А. Современные исследования детской игры / Н.А. Короткова // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1985. – № 2. – С. 163- 168.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Сов. Педагогика. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – С. 37-47.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт // Собр. пед. соч. / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1952. – Т.2 – 384 с
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.
- Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
- Парпиев О.Т. Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения // Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. - С. 127-129. - URL https://moluch.ru/archive/35/4030/ (дата обращения: 15.06.2019).
- Репринцева Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика, - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-т, 2005.-421 с.
- Сергеичева Г.Г., Желтова Т.А. Педагогический потенциал игры как способа развития личности дошкольника. Электронный документ. Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-igry-kak-sposoba-razvitiya-lichnosti-doshkolnika (дата обращения: 20.06.2019).
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. Электронный учебник. Режим доступа: http://pedlib.ru/index2.php?part=Books&dir=2/0320&num_page=0&from_page=1 (дата обращения: 15.06.2019).
- Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, – 1989. – Т.4. – 528 с.
- Фребель Ф. Детский сад / Ф. Фребель // Пед. соч.: в 2 т. / Ф. Фребель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – Т. 2. – 593 с.
- Хейзинг Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры / Й. Хейзинг. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 416 с.
- Шмаков С.А. Ее Величество – игра / С.А. Шмаков. – М.: Магистр, 1992. – 115 с.
- Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: сб. игр-коррекций / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1976. – 304 с.
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1966. – № 6. – С. 74-75. ↑
-
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 98-99 ↑
-
Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с. – URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya _didakt_izbr.htm (дата обращения: 19.06.2019). ↑
-
Фребель Ф. Детский сад / Ф. Фребель // Пед. соч.: в 2 т. / Ф. Фребель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – Т. 2. – 593 с. ↑
-
Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, – 1989. – Т.4. – 528 с. ↑
-
Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт // Собр. пед. соч. / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спорт, 1952. – Т.2 – 384 с. ↑
-
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. Электронный учебник. Режим доступа: http://pedlib.ru/index2.php?part=Books&dir=2/0320&num_page=0&from_page=1 (дата обращения: 15.06.2019). ↑
-
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. Электронный учебник. Режим доступа: http://pedlib.ru/index2.php?part=Books&dir=2/0320&num_page=0&from_page=1 (дата обращения: 15.06.2019). ↑
-
Шмаков С.А. Ее Величество – игра / С.А. Шмаков. – М.: Магистр, 1992. – 115 с. ↑
-
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Сов. Педагогика. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – С. 37-47. ↑
-
Фребель Ф. Детский сад / Ф. Фребель // Пед. соч.: в 2 т. / Ф. Фребель. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. – Т. 2. – 593 с. ↑
-
Гросс К. Душевная жизнь ребенка / К. Гросс. Киев: Издание Киевского Фребелевского общества, 1996. – 242 с. ↑
-
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с. ↑
-
Короткова Н.А. Современные исследования детской игры / Н.А. Короткова // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1985. – № 2. – С. 163- 168. ↑
-
Хейзинг Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры / Й. Хейзинг. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 416 с. ↑
-
Хейзинг Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры / Й. Хейзинг. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 416 с. ↑
-
Жданова Л.У. Игра в воспитании и обучении [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 109-111. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4987/ (дата обращения: 12.06.2019). ↑
-
Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – 416 с. – URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya _didakt_izbr.htm (дата обращения: 19.06.2019). ↑
-
Григорьев В.М. Этнопедагогика игры / В.М. Григорьев // Традиционная культура. Научный альманах – М.: ГРЦРФ, 2000. – № 1. – С. 99-106. ↑
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с. ↑