Файл: Игра как метод воспитания (Воспитательный и обучающий потенциал игры).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ИГРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Теоретические основы понятия «игра» в педагогике
1.2 Типология учебных и воспитательных игр
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Воспитательный и обучающий потенциал игры
- Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника[10]:
1. Она удовлетворяет основные потребности ребенка
- стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых;
- потребность в познании окружающего мира;
- потребность в активных движениях;
- потребность в общении.
2. В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности:
- Учебная деятельность:
- Трудовая деятельность.
3. Игра способствует:
- формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;
- развитию детского воображения;
- развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями.
В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им. Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.
Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.
1.2 Типология учебных и воспитательных игр
Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр.
Ф. Фребель в основу классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры)[11].
По педагогическому значению классифицировал игры К. Гросс[12]:
- игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю – «игры обычных функций»;
- семейные игры, игры в охоту, ухаживания – «игры специальных функций».
Современная классификация игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка[13]:
- Игры, возникающие по инициативе детей:
- самодеятельные игры – экспериментирования;
- самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
- Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);
- досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);
- Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые.
Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу).
Н.А. Короткова выделяет специфические признаки игр с правилами и творческих игр (Таблица 1).
Таблица 1. Классификация игр Н.А. Короткова[14]
Творческие игры |
|
1.Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников. Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры. |
1.Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях. Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации. |
2. Действия реальны и однозначны. |
2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны. |
3. Всегда совместная деятельность. |
3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер. |
4. Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша. |
4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих. |
5. Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова. |
5.Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается. |
6. Тип отношений играющих – отношения состязания |
6.Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности. |
Изучая разные подходы к классификации детских игр можно составить опорную схему игровой деятельности (Таблица 2).
Таблица 2. Схема игровой деятельности
Классификационные признаки |
Характеристики |
Виды игр |
Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения. |
Функции игры |
Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей. |
Инициатива в возникновении игры |
От ребенка. От взрослого. От других детей |
Предмет игры |
Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления. |
По количеству играющих |
Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые. |
По динамике |
Статичные. Малоподвижные. Подвижные. |
По способу решения игровых задач |
Интеллектуальные. Социальные. Двигательные. |
Игровые приемы |
Соревнование. Драматизации. |
По степени и характеру создания |
Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные. |
По месту развития |
В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении |
По времени создания и развития |
Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем. |
Все исследования творческих игр (Д.Б. Эльконин, Д.Б. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова И др.) объединяет:
- оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон;
- понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность;
- представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения
- понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры.
В заключение главы еще раз отметим, что игра занимает важное место в жизни ребенка, является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.
Основные функции игры: социокультурное назначение игры, функция межнациональной коммуникации, функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики, коммуникативная функция игры, диагностическая функция игры, игротерапевтическая функция игры, функция коррекции в игре, развлекательная функция игры.
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Воспитательный и обучающий потенциал игры
Для того, чтобы понять воспитательный потенциал игры, обратимся к ее основным признакам, предлагаемым Й. Хейзинга. С позиций этого нидерландского ученого, игру следует рассматривать как «свободное действие. Игра по принуждению не может оставаться игрой»[15]. Важно отметить и то, что ребенок играет, поскольку черпает в игре удовольствие, и в этом как раз и состоит его свобода.
Одним из признаков игры является то, что игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь. Это выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с ее собственным устремлением. Действительно, игровая деятельность, казалось бы, стоит вне процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Однако, игра может происходить с величайшей серьезностью, с увлечением, переходящим в подлинное упоение, так что ощущение нереальности временами полностью исчезает.
Понимание природы игры позволяет выделить и такой признак, как ограничение во времени. «Игра начинается, и в определенный момент ей приходит конец. Она «разыгрывается». Пока она идет, в ней есть движение вперед и назад, чередование, очередность, завязка, развязка. Разумеется, при этом игра характеризуется и развитием в пространстве. «Всякая игра протекает в заранее обозначенном игровом пространстве, материальном или мыслимом, преднамеренном или само собой разумеющемся.
Как правило, исследователи феномена игры подчеркивают еще один признак игры - наличие «присущего только ей совершенного порядка... Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от него мешает игре, вторгается в ее самобытный характер, лишает ее собственной ценности. Й. Хейзинга подчеркивает важность наличия в каждой игре своих правил. «Ими определяется, что именно должно иметь силу в выделенном игрою временном мире. Правила игры бесспорны и обязательны, они не подлежат никакому сомнению»[16].
Привлекательность игры, кроме всего прочего, заключается в развитии игрового сообщества, в котором участники игры совместно делают одно важное дело. Игровая деятельность сплачивает людей, объединяет в группы и создает условия, при которых игровое сообщество может сохранять свой постоянный состав не только после игры, но и на протяжении жизни.
В исследовании Й. Хейзинга отмечаются и некоторые другие признаки игры. В частности подчеркивается проявление в этой деятельности таинственности и тайны. В условиях гуманистического подхода следует отметить и то, что игра удовлетворяет идеалам индивидуального самовыражения и общественной жизни. Наконец, автор отмечает уникальность игры, заключающуюся в том, что она украшает жизнь, заполняет ее и как таковая делается необходимой.
Таким образом, отмеченные признаки могут быть обобщены в определении игры как некой «свободной деятельности, которая осознается как «ненастоящая», не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами...».
Игровая деятельность детей в дошкольных образовательных организациях в современных условиях отличается разнообразием. Среди игр, которые используются для развития личности дошкольника, выделяются игры, создаваемые самими детьми под руководством воспитателя. Как правило, речь идет о творческих играх, вклад в которые самих дошкольников уникален и личностно обусловлен. Между тем, в воспитательном процессе также используется игровая деятельность на основе специально разработанных для дошкольников игр, имеющих соответствующее возрасту содержание и определённые правила. Среди этих игр выделяются подвижные и дидактические игры.
Развивающие дидактические игры позволяют ребенку активно познавать мир, исследуя всё происходящее вокруг. Они расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов (цвет, форму, величину), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.