Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов ( ОАО «АК ЛМЗ»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проектирования моделей по описанию бизнес-процессов
2.Моделирование бизнес-процесса бюджетирования в выбранной организации - ОАО «АК ЛМЗ»
2.1 Описание предметной области
2.2 Описание структурных моделей процесса бюджетирования в ОАО «ЛКМЗ»
Безусловно, использование тех или иных средств автоматизации зависит от конкретной задачи, да и некоторые программные продукты, могут дублировать функции друг друга. В целом для средних и больших организаций (больше 1000 человек) рекомендуется использовать все 5 вышеперечисленных средств автоматизации электронной коммерции в комплексе для создания интегрированной системы управления и поддержки бизнес-процессов.
Таким образом, использование методологии IDEF0 является оптимальным вариантом для целей моделирования бизнеса на верхнем уровне, так как позволяют качественно передать материальные и информационные потоки, требования к персоналу и инфраструктуре, управляющие воздействия и обратные связи и также данная методология поддерживается и является основной для выбранного средства автоматизации All Fusion Process Modeler r7 для целей проекта.
Рассмотрим выбор методологии для описания процессов на нижнем уровне – процессов работ.
В рамках моделирования процессов нижнего уровня подойдет нотация ARIS eEPC.
Таким образом и выбор средства автоматизации, и выбор методологии для проведения описания модели электронной коммерции.
2.Моделирование бизнес-процесса бюджетирования в выбранной организации - ОАО «АК ЛМЗ»
2.1 Описание предметной области
Завод расположен в городе Лысьва Пермского края. ЛМЗ — единственный в России производитель электролитически оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями на его основе.
Место нахождения ОАО «АК ЛМЗ»: Российская Федерация, 618900, Пермский край, г. Лысьва, ул. Металлистов, 1.
Основными направлениями деятельности завода являются:
- Производство стальной эмалированной посуды, шликеров;
- Производство электрических и газовых плит, конфорок и трубчатых нагревателей.
- Производство оцинкованного проката и проката с полимерным покрытием
Структура органов управления завода в соответствии с уставом:
- Общее собрание акционеров;
- Совет директоров;
- Правление (коллегиальный исполнительный орган);
- Генеральный директор (единоличный исполнительный орган).
Субъект моделирования - процесс бюджетирования ОАО «АК ЛМЗ»
Цели процесса:
- Сокращение затрат
- Координация и финансовая согласованность деятельности подразделений
- Управление финансовыми потоками на ежемесячном уровне
- Управление активами и обязанностями ОАО «АК ЛМЗ»
- Прогноз финансово-экономического состояния ОАО «АК ЛМЗ»
- Закрепление финансовых полномочий и ответственности участников бюджетного управления
- Управление стоимостью ОАО «АК ЛМЗ»
Роль процесса в общих задачах предприятия: описание финансовых инструментов для достижения поставленных целей.
Точка зрения: Моделирование производится с точки зрения заместителя генерального директора по экономике и финансам.
Схема заинтересованных сторон относительно процесса представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Схема заинтересованных сторон
2.2 Описание структурных моделей процесса бюджетирования в ОАО «ЛКМЗ»
Владелец процесса – заместитель генерального директора по экономике и финансам – Двинских А.В.
Исполнители процесса:
- Финансово-экономическое управление
- Главная бухгалтерия
- Коммерческая служба
- ЦФО подразделений
Участники процесса:
- Совет директоров
- Правление ОАО «АК ЛМЗ»
- Генеральный директор ОАО «АК ЛМЗ»
- Заместители генерального директора ОАО «АК ЛМЗ»
- Руководители центров финансовой ответственности
- Финансово-экономическое управление
Объекты процесса:
- Центры финансовой ответственности согласно «Положению о центрах финансовой ответственности»
- Центры финансового учета – места возникновения затрат, определенные исходя из целей калькулирования, оценки деятельности подразделений и возможности их реструктуризации.
- Продукция ОАО «АК ЛМЗ»
Инфраструктура процесса:
- ЦФО находятся в каждом подразделении.
- Финансово-экономическое управление, главная бухгалтерия и коммерческая служба находятся в одном здании, там же находится все управление, в том числе и генеральный директор.
- Каждое рабочее место оснащено компьютером и телефоном.
Документы и сообщения необходимые для выполнения работы:
Бюджет, экономическая программа, платежный календарь, план расходов структурного подразделения, отчет о предполагаемых расходах и доходах, заявка на производство, план коммерческой деятельности, отчет о результатах контроля, отчет о наличиях негативных тенденций, сопроводительное письмо, квитанция об оплате, отчет об исполнении бюджетов, отчет о выполнении экономической программы подразделениями, извещения об отклонении от экономической программы, пояснительная записка от руководителя подразделения, отчет о факторном анализе отклонений от экономической программы по функциональным направлениям, прогноз по выполнениям целевых показателей за год с учетом уже достигнутых результатов, аналитическая записка с предложениями по обеспечению исполнения годового бюджета, отчет по исполнению сводного бюджета, отчет по анализу и оценке деятельности подразделений, отчет о подготовке мероприятий для достижения среднесрочных целей, распоряжения, направленные на улучшение работы предприятия.
Документы и сообщения необходимые для управления процессом:
Положение о бюджетировании ОАО «АК ЛМЗ», Временная методика формирования экономической программы ОАО «АК ЛМЗ», Альбом форм бюджетов ОАО «АК ЛМЗ», Положение о финансовой структуре ОАО «АК ЛМЗ», Учетная политика в области управленческого учета ОАО «АК ЛМЗ», Положение ОАО «АК ЛМЗ» о контроле и экономическом анализе исполнения бюджетов, Документация СК ИСО 9001-2001, Положение о структурных подразделениях, Положение Финансово-экономического управления, Положение о Правлении ОАО «АК ЛМЗ»
Описание структур на внешнем уровне представлено на рис. 2 - 5.
Рисунок 2 - Объектная структура
Рисунок 3 - Функциональная структура
Рисунок 4 – Организационная структура
Обмен информационными потоками и документооборот осуществляются с помощью:
- компьютера: электронная почта и 1С
- факса
- лично
Рисунок 5 - Структура управления
- Внешнее событие: получение приказа генерального директора, начат новый отчетный период
- Список целевых установок: Положение о бюджетировании ОАО «АК ЛМЗ»
Выводы
Существуют следующие показатели процесса:
Временные:
- Время выполнения 1 цикла процесса – 3 месяца.
- Человеческие:
- Количество людей, задействованных в процессе, – 118 человек.
Существуют следующие показатели результата:
- Объем - 1 конечный бюджет для предприятия в месяц
- 100% объема относительно необходимого
Количественный и качественный анализ процесса
Количественный анализ:
Показатели времени:
- Среднее время выполнения 1 цикла процесса в целом – 91 день, но процесс запускается каждый месяц.
- Среднее время простоев:
- фактическое - 3 дня
- теоретическое – 33 дня (так как выполнение бюджета не входит в рассматриваемый процесс).
- Показатель эффективности производственного или операционного цикла – (91-33)/91 = 0,64.
- Среднее время выполнения отдельных функций процесса – см. Таблица 1.
Удельные:
- Время выполнения процесса/численность персонала процесса:
- 91 день / 118 человек = 0,77
- В среднем требуются 1 человек на выполнение 1 функции.
Время выполнения процесса/количество функций процесса:
- 91 день /8 функций = 11,38
- В среднем отводится 11 -12 дней на выполнение 1 функции.
- Проектирование моделей бизнес-процессов бюджетирования и реинжиниринг
3.1 Проектирование моделей бизнес-процессов в нотации IDEF0 и в системе ARIS
В нотации ARIS и IDEF0 представлены: общая модель процесса бюджетирования (А0) и модели всех подпроцессов:
- Планирование (А1)
- Составление заявок на производство (А2)
- Формирование и рассылка экономической программы (А3)
- Контроль за исполнением бюджетов (А4)
- Анализ исполнения и составление бюджетов (А5)
- Принятие управленческих решений на основе полученных результатов (А6)
Функциональная модель процесса представлена на рис. 6.
Рисунок 6 - Функциональная модель процесса бюджетирования.
На таблице 3 представлены организационно-штатные единицы.
Таблица 1
Отдел |
Количество сотрудников |
|
Финансово-экономическое управление |
Планово-экономический отдел |
7 |
Отдел методологии и контроля |
6 |
|
Финансовый отдел |
9 |
|
Коммерческая служба |
Управление продажами |
15 |
Управление закупками |
12 |
|
Главная бухгалтерия |
25 |
|
ЦФО подразделений |
3 - 5 |
Организационная модель процесса бюджетирования представлена на рис. 7.
Рисунок 7 - Организационная модель
Оптимизация бизнес-процессов бюджетирования
Качественный анализ:
Анализ процесса по отношению к типовым требованиям представлен в таблице 4.
Таблица 4. Анализ процесса по отношению к типовым требованиям
№ |
Функция цикла PDCA |
Подпроцессы и функции |
1 |
Планирование |
|
2 |
Выполнение процесса |
|
3 |
Анализ процесса |
|
4 |
Улучшение процесса |
|
Требования к организации процесса, учитывающие рекомендации стандарта ИСО 9001, представлены в Табл. 5.
Таблица 5 Требования к организации процесса
Проблемы, возникающие при выполнении бизнес-процесса:
- Внешние факторы: экономическая ситуация в РФ, рост конкуренции, увеличение процентных ставок по кредитам.
- Внутренние факторы: смена руководства, выход из строя оборудования, нехватка квалифицированных специалистов.
Нештатное завершение (выполнение) бизнес-процесса:
- Возникновение одной или нескольких из вышеописанных проблем.
- В ходе бюджетирования становится понятно, что при предлагаемых условиях невозможно достижение поставленных руководством целей.
Предложения по оптимизации и реинжинирингу процесса: