Файл: Рынок ценных бумаг (РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ЕЕ СУЩНОСТЬ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После августовского кризиса 1998 г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций всчитанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998 г. и в 10-15 разпо сравнению с октябрем 1997 г.

Ключевыми задачами нового этапа развитияфондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций вреальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные исогласованные действия государственных органов должны способствовать какросту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капиталаинституциональными инвесторами.

3.2 Тенденции развития рынка ценных бумаг в РФ

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 1997 г. ("азиатский кризис"), поразил в большей степени развивающиеся страны, в том числе и молодой рынокценных бумаг Российской Федерации. На первой стадии кризиса произошел оттоккапитала с отечественного рынка государственных и корпоративных ценных бумагв конце 1997 - начале 1998 гг.

Репатриация государственных займов, увеличивспрос на иностранную валюту, привела к понижению цен на корпоративные бумаги.

Падение мировых цен на сырье в сочетании со снижением золотовалютных резервов потребовало девальвации рубля, которая, однако, проведена не была.

Весенний правительственный кризис 1998 г. и ухудшение состояния платежного баланса страны инициировали вторую стадию кризиса российского рынка ценныхбумаг. По-прежнему остро стоял вопрос о девальвации рубля и, кроме того,назрела необходимость срочного удешевления обслуживания внутреннегогосударственного долга, сформированного в основном за счет краткосрочных ивысокодоходных ГКО-ОФЗ и превысившего к этому времени 20% валовогонационального продукта.

Для восстановления доверия к российскому фондовому рынку Федеральная комиссияпо рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в течение 1997-1998 гг. предпринималамногочисленные антикризисные меры, в частности, разработку и утверждение вПравительстве Государственной программы защиты прав инвесторов; участие вподготовке закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынкеценных бумаг"; публичные требования отмены трехмесячной отсрочки погашениябанковских задолженностей и пересмотра условий реструктуризациигосударственного долга; снижение требований к минимальным размерамсобственного капитала профессиональных участников рынка; неоднократныеприостановки торгов на фондовых площадках для защиты рынка корпоративныхбумаг и т.д.


Таким образом, в результате кризиса российского рынка ценных бумаг изменились определенные правовые аспекты его деятельности, уменьшилось числопрофессиональных участников, беднее стала номенклатура обращающихся ценныхбумаг.

После утраты финансовым рынком такого важного инструмента регулирования банковской ликвидности, как ГКО-ОФЗ, возникла потребность в появлении новогоинструмента, который бы позволил банкам решать проблемы регулированиякраткосрочной ликвидности и явился бы альтернативой вложениям в валюту. Сэтой целью ЦБ РФ в сентябре 1998 г. предоставил рынку новый инструмент -собственные бескупонные облигации Банка России (ОБР) (так называемые "бобры"), срок их обращения составлял 3 месяца, максимальный объемэмиссии - 10 млрд руб. Однако интерес участников рынка к этим облигациям былневысоким: в течение первого месяца существования рынка ОБР спрос наоблигации практически полностью отсутствовал из-за острого дефициталиквидности у банков.

Банку России удавалось размещать ОБР только навторичных торгах. Аукционы 2 и 16 сентября были признаны несостоявшимися из-за высокого уровня доходности, заявленного участниками рынка. Первый успешныйаукцион по размещению ОБР состоялся 30 сентября, а затем были признаны

состоявшимися четыре аукциона, проведенные в октябре и ноябре.Общее изменение состава участников рынка государственных ценных бумаг под

влиянием финансового кризиса нашло отражение и на рынке ОБР.

В докризисныйпериод основную роль на рынке ГКО-ОФЗ играли крупные банки – держателивнушительных портфелей государственных ценных бумаг.

Активизация операций с ОБР наметилась лишь в октябре в условиях относительной стабилизации валютного курса. Некоторое увеличение привлекательности ОБРобъяснялось возможностью использовать их в качестве залога при получении уБанка России ломбардных кредитов и кредитов "овернайт

По мере развития рынка ОБР Банк России продолжал расширять возможности держателей этих бумаг. Так, с ноября ЦБ рф начал проводить на рынке ОБРсделки РЕПО; они могли заключаться только с базовыми выпусками ОБР, имеющимисрок погашения не менее семи календарных дней. Операции РЕПО на рынке ОБРпроводились по той же схеме, что и подобные операции на рынке ГКО-ОФЗ. Срок сделок РЕПО составлял 2 дня. В том же месяце впервые состоялся аукцион РЕПОпо ОБР. Средняя за месяц ставка отсечения на аукционе составила около 24%годовых. В декабре этот показатель превысил уже 29% годовых. При этом объемопераций, составлявший в ноябре более 1 млрд руб., в декабре снизился до 0,2млрд руб.


До конца 1998 г. было размещено 12 выпусков ОБР, в том" числе 5 выпусков на аукционе и 7 на вторичных торгах; погашено 8 выпусков этих облигаций. Объемчетырех выпусков ОБР находившихся в обращении на 1 января 1999 г., насчитывал2,3 млрд руб. по номиналу. Последний выпуск ОБР был погашен 17 февраля 1999г. Итогом четырех месяцев работы рынка ОБР явилось продолжение торговлиценными бумагами на организованном рынке и предоставление рынку инструментарегулирования банковской ликвидности.

В феврале 2000 г. был проведен первый официальный аукцион по размещению двух выпусков новых ГКО объемом по 2,5 млрд руб. каждый. Один из нихпредназначался для иностранных инвесторов, а другой - для российскихучастников рынка. Доходность размещенных бумаг достигла в среднем 20,1%, а вовторой половине года доходность очередных эмиссий снизилась до 17-18%[11].

В июле 2000 г. завершилось обращение ОГСЗ, выпущенных до кульминации кризиса.

Учитывая дефицит привлекательных для инвесторов инструментов, Минфин РФ принял решение о возобновлении эмиссии ОГСЗ за счет сокращения объема выпускаОФЗ. Полугодовая купонная ставка по новым ОГСЗ определялась исходя изофициального уровня инфляции за предшествующие 6 месяцев, увеличенного на1,5%. Последующие выпуски этих бумаг имели аналогичные условия. Новые ОГСЗстали первыми индексируемыми по уровню инфляции инструментами рынкавнутреннего государственного долга.

В 2001 г. эмиссия новых государственных краткосрочных ценных бумаг продолжилась. Они выпускались для финансирования кассовых разрывов бюджета, атакже для уменьшения задолженности по внешним заимствованиям. Их доходностьсоставляла 13- 15%, а сроки обращения - 98 'и 196 дней, в зависимости отвыпуска. Масштабы эмиссии новых ГКО в настоящее время строго увязаны свеличиной бюджетного дефицита. Аукционы по их размещению проходят, как ипрежде, на ММВБ. Операции осуществляются официальными дилерами ЦБ РФ. НовыеГКО предназначены для резидентов и нерезидентов, являются предъявительскими

бумагами и подлежат централизованному хранению и погашению.

Несмотря на негативный опыт банки вновь покупают ГКО Им необходимо размещать большой объем скопившейся рублевой массы, а кредитованию реального сектораэкономики по-прежнему уделяется мало внимания. Однако, если до кризисапогашение этих бумаг осуществлялось в размере 6 млрд руб. - (1 млрд долл.

США) еженедельно, то сейчас эти показатели значительно ниже.


3.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в РФ

Перспективы развития. В настоящее -время и РФ, как и в других странах, происходит расширение банковских операций с ценными бумагами. Однакосуммарная рыночная капитализация российских банков (стоимость всех видовценных бумаг, выпущенных банками) все еще несравнимо мала в сопоставлении сдругими, в том числе развивающимися странами.

С середины 1999 г. в стране быстро развивается рынок корпоративных облигаций.

Можно говорить о возникновении нового сегмента отечественного рынка, не менее привлекательного, чем рынок государственных ценных бумаг. Расширяетсяпривлечение ресурсов на долгосрочной основе, а также оказание посредническихуслуг при первичном размещении ценных бумаг.

Быстрыми темпами развивается и вторичный рынок корпоративных облигаций.

Для дальнейшего развития этого рынка необходимо существенное снижение налога на эмиссию ценных бумаг; сейчас его размер в РФ - 0,8% от объема эмиссии,против 0,026% в США.

Ограниченным остается инструментарий российского рынка ценных бумаг. На отечественном биржевом рынке по-настоящему ликвидными могут считаться акциилишь 5-7 компаний и менее 10 выпусков государственных и корпоративныхоблигаций, что намного ниже, чем в других странах.

Одно из главных направлений развития российского рынка ценных бумаг сегодня существенное увеличение количества обращающихся инструментов.

Для этого необходимо:

1. расширение операций кредитования под залог государственных и корпоративных ценных бумаг (операций РЕТЛО), в частности продажа Банком России бумаг изсобственного портфеля с обязательством обратного выкупа;

2. развитие рынков биржевой торговли инвестиционными паями ипотечными облигациями, срочными производными инструментами, находящихсясейчас в зачаточном состоянии;

3. организация в России (в частности в Москве) международного сектора рынка ценных бумаг, т.е. осуществление на российских биржах листинга и обращенияакций и долговых бумаг, входящих в расчет фондовых индексов Dow-Jones, NIKKEIи др.

В соответствии с основными направлениями экономического развития страны на 2002-2004 гг. и новой концепцией развития фондового рынка одобренными Советом Федерации и Правительством РФ, необходимо:

1. законодательное закрепление возможности обращения иностранных ценных бумаг нароссийском рынке;

2. принятие законов об инвестиционных фондах, обэмиссионных ипотечных ценных бумагах;


3. изменение Закона "Об ипотеке (залогенедвижимости)";

4. внесение поправок в ГК РФ и НК РФ, земельное законодательство идр.

Следует также преодолеть синдром недоверия инвесторов, особенно граждан к рынку ценных бумаг. В развитых странах главная составляющая структуры всехинвесторов - физические лица, действующие напрямую или через пенсионные ипаевые фонды, брокерские фирмы и банки и др.

В РФ численность этой категорииинвесторов составляет лишь несколько десятков тысяч обеспеченных граждан.

Одно из важных направлений в решении этой задачи - развитие использования автоматизированных систем фондовой торговли, реализуемых посредством интернета.

Эта технология в начале 90-х гг. привлекла на фондовый рынок США

дополнительно десятки миллионов граждан. В РФ система Internet-торговли былареализована в конце 1999 г. на ММВБ и также показала высокую эффективность, объем заключенных сделок в течение следующего года возрос почти в 70 раз исоставил в среднем 27 млрд руб. за месяц. Количество пользователей системыстремительно росло: в 2001 г. к ней было подключено 90 брокерских компаний.

Широкое развитие систем фондовой торговли с использованием интернета или других прогрессивных технологий могло бы обеспечить доступ на российский рынок ценных бумаг существенно большему кругу граждан страны и зарубежных инвесторов.

Однако этому препятствуют: низкий уровень организационно-технического развития телекоммуникационных сетей, ограничен­ность юридического обеспечения, вчастности, наличие нерешен­ных вопросов оформления сделок (электронноефаксимиле, на­пример), фискальный характер налоговогозаконодательства, в частности, удержание налога на доходы физических лиц собо­рота совершенных сделок независимо от их прибыльности или убыточности и др.

Современный рынок ценных бумаг Российской Федерации активно развивается, растет его значение как одной из важней­ших сфер макроэкономики страны.

Государство совместно с дру­гими профессиональными участниками рынка активно формиру­ет его инфраструктуру. Являясь самодостаточной экономическойсистемой, РФ не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центров,поддерживая отношения с ними. Страна стремится стать самостоятельнымфинансовым центром и формирует собственную модель рынка ценных бумаг наоснове учета мирового опыта, на­циональных интересов и традиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ