Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На состояние налоговой системы большое влияние оказывает как внутренняя социально-политическая обстановка в стране, так и способность государства эффективно взимать налоговые платежи с населения.

В России исследования в области построения налоговой системы страны стали возрождаться примерно со второй половины 1980-х гг. Предметом этих исследований являлись вопросы, касающиеся роли налогов, взаимодействия налогов с другими финансовыми рычагами, применения налогов в международных экономических отношениях и пр.

Устойчивая система налогообложения СССР пошатнулась в середине 1980-х годов, когда начались процессы, подавившие налоговые поступления в бюджет, и они спровоцировали острый бюджетный кризис. Для выравнивания ситуации правительство приняло решение о необходимости создания экономических стимулов для предприятий, которые в свою очередь породили стимулы для увеличения прибыли и как следствие увеличения налоговых сборов.

Так же удалось повысить экономическую устойчивость с помощью создания кооперативов и малых предприятий. Распад СССР в 1991г. разрушил устоявшийся политический и экономический строй.

Необходимо было сформировать новую налоговую систему, подходящую для страны с рыночной экономикой. Для этого было принято решение о заимствовании опыта более развитых в этом вопросе стран, а в частности Испании и Франции.

Налоговая реформа РФ состояла из трех этапов. Первый её этап начался с принятия в 1991г. более полутора десятков налоговых законов, которые вступили в силу в январе 1992 г. и действовали до принятия второй части НК в 2000г. Главной основой принципов налогообложения, его основных понятий и перечня федеральных, региональных и местных налогов стал ФЗ РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991г.

В соответствии с ним источниками пополнения государственного бюджета явились следующие налоги и сборы:

- акцизы;

- НДС;

- таможенная пошлина;

- налог на прибыль организации;

- ЕСН; - налог на операции с ценными бумагами;

- сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

- налог на имущество, которое переходит в порядке дарения или наследования.

Цель: изучить налоговую систему РФ и проблемы еe совершенствования.

 Задачи:

  1.  Изучить налоговую систему РФ
  2. Рассмотреть проблемы и совершенствования налоговой системы РФ

Объектом исследования является налоговая система РФ

Предметом исследования является особенности налоговой системы РФ.

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрена налоговую систему РФ.

Во второй главе показаны проблемы и совершенствования налоговой системы РФ

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ

1.1.СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ

Задачи обеспечения финансовыми ресурсами потребности государства, а также поддержание на должном уровне, призвана решать оптимальная налоговая система, которая создает также стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. [1]

Поэтому одним из главных измерителей качества налоговой системы страны является показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика. Для межгосударственных сопоставлений чаще всего используется показатель налогового бремени. [2]

Имеются еще две наиболее важных сферы применения этого показателя, на что указывают многие авторы:

- урегулирование финансовых взаимоотношений между субъектами в союзных или федеративных государствах;

- проведение финансовых (налоговых) реформ при определении высоты возможного обложения.

Под налоговым бременем обычно понимают долю доходов, которая уплачивается государству в форме налогов и платежей налогового характера. Как правило, налоговое бремя говорит о стоимости, цене, тяжести “содержания” государства со всеми его функциями и атрибутами для человека, предприятия страны.

Отмена льгот и преференций, как показывает опыт, при одновременном увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает резко снижаться.


При этом значительной части налогоплательщиков приходится сворачивать свое производство, другая часть – не находя выхода из создавшегося положения вынуждена искать пути и средства минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов и в конечном счете, потери бюджетной системы становятся невосполнимыми.

В дальнейшем при снижении налогового бремени для восстановления нарушенного производства требуются годы. Профессор Артур Лаффер еще в начале второй половины XX века что определил зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в государственную казну налогов. [3]

С помощью графика, получившего название кривая Лаффера, устанавливают, что при повышении ставки налога рано или поздно достигается точка, начиная c которой общая сумма налоговых поступлений в государственный бюджет уменьшается. [4]

При увеличении ставки налога согласно кривой Лаффера, поступления в государственный бюджет увеличиваются, но как только величина налоговых поступлений достигнет некоторой точки C, всякое увеличение налоговой ставки приводит к сокращению общей суммы поступлений. [5]

Уровень оптимальных налоговых ставок для каждого государства, как правило, индивидуален и зависит от состояния складывающихся социально- экономических отношений в обществе и поэтому постоянно меняется. И экономически нецелесообразен прямой перенос налоговой системы из одной страны в другую.

Идеальная симметричная форма кривой Лаффера, которая в реальности всегда асимметрична и может иметь несколько экстремумов, но при этом выпуклость ее сохраняется. Согласно А. Лафферу, необыкновенное увеличение налогового бремени, является первопричиной развития теневого сектора экономии. Именно А. Лаффер обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость.

Кривая Лаффера Изъятие у налогоплательщика до 30-40% от дохода, как показывает мировой опыт налогообложения, – вот та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику.

Полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства в случае, если ставки налогов и их число достигает такого уровня, что у плательщика изымается более 40-50% его доходов. Как правило, обеспечение разумных потребностей государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов, связано с организацией эффективной налоговая системы. [6]


По некоторым данным налоги в России составляют 30-32% валового внутреннего продукта по данным ФНС РФ - около 10%, а предприниматель сетует, что в налоги уходит от 70 до 90 копеек с рубля дохода.

Развитие теневой экономики подрывает финансовые основы государства и подлежит всемирному ограничению как посредством ужесточения борьбы с неплательщиками налогов, так и с помощью снижения ставок налогообложения.

Вышеизложенное позволяет сделать нам вывод о том, что встроенные автоматические регуляторы всегда стремятся привести экономику к идеальному состоянию, описываемому следующими условиями:

- когда налоговая погрузка меньше чем идеальная или равновесная, встроенные внутренние стабилизаторы экономики стремятся увеличивать налоговую нагрузку до идеального или равновесного состояния;

- когда налоговая нагрузка велика, стабилизаторы стремятся уменьшить ее до идеального состояния. [7]

В мировой практике существуют четыре базисных модели налоговых систем, в зависимости от распределения налогового бремени: англосаксонская, евро-континентальная, латиноамериканская, смешанная. Рассмотрим особенности каждой из них. Особенности англосаксонской модели является то, что физические лица несут основное бремя налогоплательщики. [8]

Причем отмечается незначительная доля косвенных налогов (НДС, налог с продажи, акцизы). Австралия одна из стран, которая использует англосаксонскую модель налоговой системы, где доля прямых налогов в доходной части бюджета составляет свыше 60%.

Доля физических лиц, в доходах бюджета в три раза больше, чем предприятий. Подоходный налог с физических лиц в США, Германии, Италии и Великобритании составляет соответственно 44, 38, 36, и 26,7% доходов бюджета. Такая же модель используется в большей степени Канаде, Новой Зеландии. [9]

Для евро-континентальной модели характерно высокая доля отчислений на социальное страхование. Следует также отметить наличие значительной доли здесь косвенных налогов, в частности НДС. Важной статьей доходов бюджета являются также прямые налоги, хотя поступления от них в несколько раз меньше поступлений от косвенных налогов.

Латиноамериканской налоговой модели свойственна высокая инфляционность экономики, что и предопределяет в большей степени специфические черты данной модели. Многие Латиноамериканские страны строят свои налоговые системы, ориентированные на обложение именно косвенными налогами, учитывая, что они лучше приспособлены к условиям высокой инфляции, чем прямые.


К числу стран ориентированных на обложение этим видом налогов относятся такие страны, как Чили, Боливии и Перу. Многие страны, не желая ставить бюджетные поступления страны в зависимость от конкретного вида налога или группы плательщиков, диверсифицировали структуру доходов бюджета, что вызвало необходимость существования смешанной модели налоговой системы. [10]

Например, в Италии высока доля прямых налогов, составившая порядка 36%, при этом значительный удельный вес занимают косвенные налоги. Аналогичное положение дел имеет место в Аргентине и США. [11]

Для сравнения можно привести величины налоговой нагрузки в ведущих странах (в % к ВВП): Германия – 40,5%, Франция – 42,7%, Швеция – 54,5%. Однако это вовсе не означает, что в России налоговое бремя легче по сравнению с высокоразвитыми странами с рыночной экономикой. Необходимо учитывать, что, во-первых, западные налогоплательщики работают в условиях развитых рыночных отношений, стабильной налоговой системы.

Российские же налогоплательщики в условиях становления рыночных отношений, социально-экономической нестабильности государства, адаптации к новым экономическим отношениям и постоянным изменениям в налоговой системе, спада производства и т.д. Известно, что косвенные налоги легче перелагаемы.

Предприятие, уплачивающий налог, перекладывает его на потребителей, через механизм включения его в цену товаров, работ, услуг. На цену продукции, а, следовательно, и на спрос влияют косвенные налоги.

Они же тяжелым бременем ложатся в зависимости от характера спроса на продавцов и покупателей. Продавец вынужден нести большую часть косвенного налога при эластичном спросе на товар, потому что, увеличив цену он может потерять своих покупателей, а при неэластичном спросе, продавец имеет возможность переложить основную часть налога на потребителей, так как величина спроса слабо зависит от цены (например, электрические лампочки, хлеб, и т.д.) [12]

Доля налогов в ВВП характеризует налоговую нагрузку на экономику и характеризует величину всех поступивших в госказну налогов в общей сумме ВВП. Экономический смысл его в том, что он показывает, какая часть ВВП перераспределена с помощью налогов. В России наиболее приемлема относительная налоговая погрузка на уровне 35-40% к вновь созданной стоимости. [13]

Более высокое налоговой давление в ведущих секторах экономики не только сдерживает развитие предпринимательской активности, но и ставит производство на хрупкую грань выживания. При этом максимальная относительная налоговая нагрузка на любого из хозяйствующих субъектов не может превышать 50%.