Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (СОСТАВЛЯЮЩИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иначе говоря, если хозяйствующих субъектов обяжут в установленном законом порядке отдавать более половины вновь созданной стоимости, то они уйдут в теневой сектор.

Таким образом, одной из важнейших задач реформирования налоговой системы является рациональное распределение налогового бремени, что позволит не только увеличить собираемость налогов, но и сформулировать у российских граждан психологию добросовестных налогоплательщиков, повысить налоговую культуру в стране.

1.2.ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РФ

Актуальность данной темы заключается в том что, экономическая политика государства направлена на реформирование отраслей экономики с целью повышения эффективности их деятельности. [14]

Основная составная часть экономической реформы России - налоговая реформа, целью которой является стабилизация финансовой системы государства, обеспечение устойчивого сборов налогов, посредством совершенствования налогового администрирования, повышения эффективности налогового контроля. [15]

Мировая практика свидетельствует, что результаты деятельности налоговой системы любого государства зависят от качества проведения налогового контроля.

При его низкой эффективности налогоплательщики будут изыскивать методы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме, что приведет к резкому снижению поступления налогов в бюджет, невыполнению государством социальных программ, нагнетанию социальной напряженности в обществе и многие неблагоприятные последствия. [16]

Совершенствование налогового контроля и обеспечение эффективности работы налоговых органов способствуют увеличению налоговых доходов государства.

К сожалению, до сих пор в РФ не обеспечен полный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет, так же не устранены лазейки уклонения недобросовестных налогоплательщиков от уплаты налогов, поэтому тема статьи весьма актуальна. [17]

Проведенное анализа позволяет выделить приоритетные направления совершенствования организации налогового контроля в современных условиях в целях повышения его эффективности:


• дальнейшее совершенствование законодательной базы организации налогового контроля;

• совершенствование организации, форм и методов налогового контроля;

• разработка единой методики оценки эффективности деятельности налоговых органов.

Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и:

•расширение возможности использования банковских гарантий;

•введение обязанности налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими;

•установление права налогоплательщика заявить налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных им на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ;

•введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

•установление права налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений;

•введение запрета на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам операции приостановлены. [18]

Совершенствование налогового администрирования в 2016 - 2018 гг.- планируется в разных направлениях:

  1. введение института предварительного налогового контроля.
  2. оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне.
  3. совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН).
  4. борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. [19]

В периоде 2016 - 2018 гг. планируется осуществить ряд мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов, для чего планируется ввести прямой запрет на злоупотребление правами в сфере налогообложения, в том числе на законодательном уровне закрепить механизмы, ограничивающие использование фирм-"однодневок" и оффшорных компаний.


Разработан следующий законопроект, в соответствии с указанным решением не только укрепится, но и станет более эффективным существующее взаимодействие между Федеральной 23 службой судебных приставов Российской Федерации с одной стороны и Федеральной налоговой службой Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Пенсионным фондом России с другой стороны. [20]

В связи с этим произойдет увеличение поступлений налогов в бюджет, сократится количество налоговых правонарушений (так как у налогового агента не будет стимула к возникновению задолженности по заработной плате в связи с сокрытием дохода работника с целью не уплаты налогов и не перечислению отчислений в соответствующие фонды), обеспечится защита прав и законных интересов граждан, а также увеличатся поступления во внебюджетные фонды, что имеет ряд преимуществ как для самих фондов, так и для отдельно взятого человека. [21]

Из выступления Президента В.В. Путина: «Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации»

Все вышеуказанное свидетельствует об актуальности проблемы совершенствования налогового администрирования на современном этапе, о необходимости проведения системного научного анализа ее теоретических и практических вопросов, что и явилось определяющим обстоятельством в выборе данной темы и направлений ее исследования.

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМЫ РФ, ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

2.1. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. [22]

Правовое регулирование взимания налогов, сборов и пошлин в условиях становления свободного рынка в России носит актуальный характер, так как действующее законодательство о налогообложении является несовершенным, а потому сдерживает социально-экономическое развитие российского государства.


Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем. Одним из важнейших недостатков является нестабильность налогового законодательства. Это связано с тем, что в налоговый кодекс регулярно вносятся изменения и дополнения, что приводит к неустойчивости экономики страны, способствуя тем самым развитию экономического кризиса.

В связи с этим вытекает следующая проблема – недостаточная четкость и ясность нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность. Все это значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком, что приводит к частым ошибкам при исчислении налогов. [23]

В налоговой системе РФ существует большое количество налогов, сложные методы их расчета, наличие множества бюрократических процедур. Все это приводит к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. [24]

Недостатком налоговой системы является и то, что налогоплательщик и налоговые органы находятся в неравноправном положении. Так, например, налогоплательщику тяжело отстоять и защитить свои права через обычные суды в связи с их перегруженностью и отсутствием у судей специальных знаний по этой отрасли.

Фискальная направленность налогового производства продолжает оставаться одной из проблем налоговой системы. Она выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы.

В отличие от большинства европейских стран, в РФ нагрузка на корпоративный сектор гораздо выше, чем на физических лиц. Это дестимулирует развитие производства. В России легче купить самолет, дорогую машину, элитный дом, чем открыть собственное дело. Нам необходимо перенести тяжесть фискальной нагрузки с процесса производства на процесс потребления.

Так же можно обозначить еще одну существенную проблему – ненадлежащий контроль за сбором налогов. Это приводит к уклонению от их уплаты, в результате чего уменьшаются налоговые поступления. Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике.

Но даже при желании владельцев, капиталам, укрытым от налогообложения, тяжело вернуться в легальную экономику, поскольку крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу. [25]

Можно перечислить еще достаточно много проблем, связанных с различными сферами – это и проблема страховых взносов во внебюджетные фонды, нерациональное распределение средств, поступающих в бюджет, высокое налогообложение физических лиц при невысокой оплате труда, введение налога на недвижимость для физических лиц, подорожание акцизов и другое. [26]


Для решения всех этих проблем необходимо как можно лучше и быстрее привести в действие совершенные налоговые механизмы, что позволило бы преобразовать имеющуюся налоговую систему.

Во-первых, государство должно обеспечить стабильность налоговой системы, а также предсказуемость величины платежей для налогоплательщиков на длительный промежуток времени. Реализации этой цели, в частности, должно способствовать установлению на федеральном уровне исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, а также предельных значений их ставок.

Изменения, производимые в налоговом законодательстве, должны проводиться комплексно и одновременно с проведением других реформ, таких как административная, судебная и др., что позволит избежать противоречивости законов и подзаконных актов.

Необходимо ослабить налоговое бремя путем снижения налоговых ставок, а также обеспечить разумный уровень налоговых изъятий. Следует упростить налоговую систему путем существенного снижения перечня налогов и сборов, максимального объединения действующих методик расчета и порядка уплаты налоговых платежей, а также исключение из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначную интерпретацию. [27]

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Для предприятий, уклоняющихся от налогов и имеющих на протяжении длительного периода времени задолженность по платежам в бюджет, необходимо ввести временные ограничения в их деятельности. [28]

На данном этапе нельзя проводить кардинальные реформы и революции. Необходимо понять, как в сегодняшней ситуации, не дисбалансируя систему в целом, не подвергая её серьёзным рискам, выйти на решения по стимулированию роста.

Важно не допустить снижения доходов бюджета, но при этом сделать еще и так, чтобы в дальнейшем за счёт роста налогооблагаемой базы доходы бюджета росли. При выполнении выше указанных задач возможно создание более удобной, стабильной и, главное, эффективно работающей налоговой системы.

2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ