Файл: Бизнес-планирование в экономической деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) резюме;

3) план маркетинга;

4) производственный план;

5) организационный план;

6) план по персоналу;

7) финансовый план;

8) эффективность и целесообразность реализации проекта;

9) оценка и страхование риска;

10) приложения.

Представленная структура бизнес-плана носит рекомендательный характер и не претендует на роль образцовой. Перечень разделов и их содержание в зависимости от поставленных задач может дополняться или уточняться в связи с условиями, в которых функционирует фирма. [4, с.89]

Перейдем к детальному рассмотрению разделов бизнес-плана.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают наименование проекта; место подготовки плана; авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны; имена и адреса учредителей; назначение бизнес-плана и его пользователей.

Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, то есть информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся.

Резюме содержит следующие данные : идеи, цели и суть проекта; особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов; стратегию и тактику достижения поставленных целей; квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров; прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год); планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования; ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат; основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий). Итак, резюме содержит основные характеристики бизнес-процесса и результаты его реализации

Данные проведенных маркетинговые исследований конъюнктуры рынка и потенциальных возможностей самого предприятия и решения, принимаемые на их основании, находят свое отражение в соответствующем разделе бизнес-плана - "План маркетинга". Этот раздел включает такие пункты, как:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения товаров или услуг;

4) методы стимулирования продаж;

5) организация послепродажного обслуживания клиентов;

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товарах или услугах;

8) бюджет маркетинга;

9) контроллинг маркетинга.

В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия. Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством. [5, с.72]


Организационный план обосновывает выбор организационно-правовой формы предприятия, организационную и производственную структуру предприятия. Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.

Следующий раздел бизнес-плана - "План по персоналу". План по персоналу определяет такие основные моменты, как потребность в персонале, фонд оплаты труда в форме штатного расписания.

Раздел бизнес-плана "Финансовый план" рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы, регулирует издержки производства товаров или услуг в форме сметы затрат и себестоимости.

Смета затрат - это группировка затрат или расходов по их экономическому содержанию и однородности. Имеет следующие экономические элементы:

1. Материальные затраты,

2. Фонд оплаты труда,

3. Единый социальный налог,

4. Амортизационные отчисления,

5. Прочие расходы.

Укрупненный перечень статей затрат и их состав и методы распределения по видам продукции определяется отраслевыми методическими рекомендациями или самим предприятием. [6, с.113]

В разделе "Эффективность и целесообразность реализации проекта" определяется целесообразность реализации проекта на основании системы показателей эффективности реализации проекта, а также выявляются результаты финансовой деятельности фирмы.

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль. Прибыль - это превышение результата от производственно-хозяйственной деятельности над произведенными затратами. Или иными словами полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Прибыль - это абсолютный показатель деятельности предприятия. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и затратами на производство и реализацию продукции (Формула 1).

ПРП = ВРП - С, где (1)


ПРП - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

ВРП - выручка от реализации продукции, работ, услуг, то есть денежные средства, полученные предприятием от реализации продукции, работ, услуг;

С - себестоимость произведенной продукции, работ, услуг, то есть величина затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг определяется по представленной формуле 2:

ВРП = , где (2)

Ni - количество продукции, работ, услуг i-го вида;

Цi - цена продукции, работ, услуг i-го вида.

Важным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Рентабельность - это относительный показатель соизмеряющий результаты с произведенными затратами, которые обеспечили этот результат. Рентабельность является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия, показатели которой характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Чтобы оценить уровень эффективности работы предприятия, получаемый результат (доход, прибыль) сопоставляют с затратами или используемыми ресурсами. Такое соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, если быть точнее, норму рентабельности. Рентабельность продаж (реализации) - отношение прибыли от продаж к выручке от реализации. Рентабельность продаж (реализации) определяется по формуле 3:

, где (3)

Точка безубыточного производства (или точка критического объема производства) - это такой объем реализации, при котором полученная выручка от реализации продукции обеспечивает возмещение всех затрат, но не дает возможности получить прибыль, то есть это нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона прибыльности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Точка безубыточности определяется по формуле 4:

, где (4)

Зпост - условно-постоянные затраты на весь объем производства продукции;

Зпер - условно-переменные затраты на единицу изделия;

Ц - цена на единицу изделия.

Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском. С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач. Структура раздела "Оценка и страхование риска" имеет следующий вид: формирование полного перечня возможных рисков; оценка вероятности проявления рисков; ранжирование рисков по вероятности проявления; оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении; установление и обоснование приемлемого уровня риска; выделение наиболее существенных рисков; страхование рисков. [10, с.124]


2. Разработка бизнес-плана предприятия ЗАО "РМЗ"

2.1 Характеристика предприятия ЗАО "РМЗ"

Полное фирменное название - Закрытое акционерное общество "Ремонтно-механический завод". Сокращенное фирменное название ЗАО "РМЗ". Предприятие находится по адресу: Россия, г. Новосибирск, ул. Ползунова д.15.

Уставный капитал ЗАО "РМЗ" составляет 100 000 рублей и разделен на 100 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.

Основной вид деятельности ЗАО "РМЗ" - ремонт и обслуживание различного промышленного оборудования. Также предприятие реализует поставки необходимых расходных материалов и запасных частей для ремонтируемого оборудования непосредственно от производителей; изготавливает детали и запасные части, необходимые для ремонтов оборудования; осуществляет пусконаладочные работы.

ЗАО "РМЗ" арендует у ОАО "НАПО им.В.П. Чкалова" производственные помещения, общей площадью 5 000 кв. м.

Персонал предприятия составляет 125 человек, в том числе:

Руководители и ИТР - 20 человек,

Основные рабочие - 95 человек,

Вспомогательные рабочие - 10 человек.

2.2 Бизнес-план предприятия ЗАО "РМЗ"

ЗАО "РМЗ" планирует открыть новый вид деятельности - ремонт и обслуживание оборудования с системами ЧПУ, включающий планово-предупредительный ремонт (ППР) станков с ЧПУ, аварийный ремонт (АР) станков с ЧПУ, пуско-наладочные работы (ПНР) станков с ЧПУ. Новый вид деятельности предполагает создание отдела по ремонту станков с ЧПУ.

Бизнес-план ЗАО "РМЗ" будет реализовываться за счет прибыли предприятия, полученной за 2010 год. Срок реализации проекта - один год. Предполагается, что вложенные денежные средства окупятся меньше чем за год.

Для размещения отдела по ремонту станков с ЧПУ необходимо арендовать дополнительно 500 кв. м.

Цель маркетинговой кампании - это продвижение на рынок услуг нового вида деятельности ЗАО "РМЗ".

Стратегия маркетинга будет включать следующие основные задачи:


достижение большей информированности клиентов и заказчиков фирмы о новой услуге;

привлечение новых клиентов и заказчиков;

достижение необходимого уровня заказов на ремонт станков с ЧПУ.

В таблице 1 представлены прогнозные объемы заказов и цены на ремонт станков с ЧПУ на 2011 год.

Таблица 1 - Прогнозные объемы заказов и цены на ремонт станков с ЧПУ на 2011 год.

№ п/п

Вид заказа на ремонт станков с ЧПУ

Объем, шт.

Цена, руб.

1

Планово-предупредительный ремонт станков с ЧПУ

1200

10 000

2

Аварийный ремонт станков с ЧПУ

300

20 000

3

Пуско-наладочные работы станков с ЧПУ

200

30 000

Исследование конъюнктуры рынка предоставило информацию о потенциальных заказчиках и конкурентах. Потенциальными заказчиками будут являться ОАО "НАПО им.В.П. Чкалова", НПК "ИРКУТ", РСК "МИГ", а также все те предприятия, у которых есть станки с ЧПУ, но не имеется собственной материальной базы и собственных специалистов для проведения ремонтов. Потенциальными конкурентами могут выступать: ООО "Хандтманн Руссланд", ООО " Сапр центр", ООО "Абамет", ООО "СибМегаМастер", ООО "Авиатехснаб", ООО "НПФ Дюкон".

Схема распространения предлагаемой услуги будет включать следующие рекламные средства:

1. Участие в выставке "Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Металлургия" в роли спонсора сувенирной продукции выставки. Это предоставит возможность размещение стенда на выставке, размещение логотипа компании и реквизитов на обложке блокнота и ручках, размещение рекламного модуля А4 в официальном каталоге выставки, а также размещение логотипа фирмы на публикуемых в СМИ рекламных модулях, на сайте, в официальном каталоге на странице благодарности спонсорам, на официальных плакатах выставки.

2. Размещение в Городском Информационном справочнике Дубль ГИС с применением опции "минимакет". Опция подразумевает прикрепление к зданию компании указателя и отображение его на карте. Минимаркет - это указатель, по которому клиенты увидят месторасположение фирмы на карте. По щелчку на логотип открывается информация о компании в окне справочника. Это обратит внимание потенциального клиента при работе не только со справочником, но и с картой. Информацию о фирме будет видно при просмотре рубрик справочника; при поиске места расположения компаний-конкурентов.

Годовой бюджет рекламной кампании по продвижению новой услуги предприятия представлен в таблице 2.