Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и сущность инновационного проектирования. Проблемы управления инновационным риском
1.1. Понятие, сущность и признаки инновационной деятельности
1.2. Понятие и сущность инновационного проекта. Виды инновационных проектов
1.3. Управление инновационными рисками
2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
2.1. Понятие венчурного финансирования
2.2. Опыт реализации моделей венчурного финансирования малого инновационного предпринимательства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих и некоммерческих организаций, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.
Важное место для дальнейшего развития и повышения экономической эффективности инновационной деятельности коммерческих организаций занимает научно обоснованная инновационная политика администраций регионов, крупных городов и муниципальных образований. Это позволяет создать благоприятные экономические и административно-правовые условия для деятельности коммерческих организаций при создании и внедрении инноваций.
Понятие «инновация» до сих пор не имеет четкой законодательной формулировки. В связи с этим перед законодателями стоит задача определить правовое содержание данного понятия и закрепить его в соответствующем нормативном правовом документе федерального значения. Практически не изучен вопрос о субъектном составе инновационной деятельности.
Правовое поле, регулирующее инновационную сферу, достаточно широкое. Так, по некоторым данным, оно насчитывает более 400 нормативных правовых актов. Однако именно правовое регулирование отношений в инновационном процессе по указанным выше причинам вызывает большие дискуссии. При этом работ, посвященных этой тематике в юридическом аспекте на современном материале, практически нет. Между тем автором были изучены работы, посвященные некоторым аспектам рассматриваемой темы, О.А Городова, А.П. Бердашкевича, А.Ю. Лариной. Однако их исследования в основном сводятся к анализу общих положений, затрагивающих инновационную сферу, и естественно, без учета тех преобразований, которые произошли за последнее время.
Цель работы заключается в изучении сущность инновационного проектирования, методов анализа инновационного риска и организации венчурного финансирования.
Цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность и признаки инновационной деятельности по законодательству России;
- изучить сущность и виды инновационных проектов;
- исследовать методы анализа инновационных рисков;
- рассмотреть организацию вечнурного финансирования;
- проанализировать опыт организации вечнурного финансирования в России и зарубежных странах.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере инновационной деятельности.
Предметом исследования являются инновационные проекты, инновационные риски, венчурное финансирование.
Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных ученых экономистов: П.Ф. Друкера, И. Шумпетера, Н.Д. Кандратьева, С.И. Карпухиной, Д.И. Кокурина, а так же научные труды цивилистов по теории гражданского и предпринимательского права, касающиеся вопросов правового регулирования инновационной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, , заключения и списка литературы.
1.Понятие и сущность инновационного проектирования. Проблемы управления инновационным риском
1.1. Понятие, сущность и признаки инновационной деятельности
Методологические основы описания инноваций в современной науке базируются на международном стандарте, называемом "Руководством Фраскати", принятом в 1963 году и с тех пор постоянно уточняемом. В последней редакции стандарта, датируемой 2003 г., термин "инновация" (innovation - новшество, нововведение - англ.) определяется как "...конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности". Аналогичное определение предлагается в "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы".[12.C.21] В этом документе закреплены и другие используемые в настоящей работе понятия, по смыслу и по сути связанные с термином "инновация". В частности, это:
"инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки; [22.C.14]
"инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации); [10.C.3]
"инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий); [13.C.34]
"государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.[18.C.12]
Термин "инновация" и родственные ему понятия активно используется в экономической литературе. В научных публикациях, как российских, так и зарубежных, насчитываются сотни определений. Однако единство мнений по поводу терминологии пока не достигнуто. В экономическом сообществе до настоящего времени нет единого общепризнанного определения инноваций. Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживается студент. Как правило, в подходах превалирует формирующаяся точка зрения исходя из изначального экономического состояния, а именно, рассматривают инновации с позиции результата творческого процесса либо как процесса внедрения новшеств. [12.C.8]
Другие исследователи отмечают, что инновации распространяются не на все новшества, а лишь на те из них, которые получили, как результат творческой деятельности «... воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
В последние годы на практике встречается более широкое толкование инноваций, с выделением характерных признаков. По мнению С.А. Ашировой[4.C.100] понятие инновации характеризуется и сопровождается его эффективным использованием «...не только уровнем научных исследований и разработок, но и комплексом определенных технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций, составляющих инновационный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами». Но ведь организационные инновации уже сами по себе есть «внедренные новации», применяемые новшества. Поэтому если говорить об определенных операциях с этой точки зрения, то да, широкое толкование может и должно использоваться при характеристике того или иного инновационного процесса. Вместе с тем, если этим «... операциям...» придается особое самостоятельное значение, то это означает включение в понятие сущностных характеристик, которыми данное экономическое явление не обладает. [4.C.91]
Привязка маркетинговых технологий используемых на предприятии к инновациям может иметь обоснование, если эти технологии разработаны и используются как новшества для той или иной фирмы. Но, это не означает, что комплекс уже известных технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций автоматически попадают под определение инновации. Прежде всего, потому что внедрение новых разработок может осуществляться при использовании годами проверенных известных технологий распространения без использования каких-либо новаций в них. [15.C.38]
Отдельными исследователями доказывается, что содержание понятия «инновация» охватывает не только узкую экономическую, технологическую, производственную сферу человеческого бытия, но и распространяется на социально-философскую сферу «... поскольку ... характеризуют не только экономическую сферу, но и весь социум: науку, образование, экологию, здравоохранение, искусство, спор, управление, религию, политику, право и т.д. Во всех сферах социума совершаются новационные и инновационные процессы, и они не обязательно связаны с экономическими или финансовыми показателями и критериями оценки».[22.C.9]
Несколько с иной позиции рассматривает инновационную деятельность российский исследователь М.Л. Новожилов[19.C.25], по мнению которого её сущность состоит в адаптации к конкурентной среде внутреннего и внешнего рынков. В этой связи правомерно поставить вопросы: о наличии зависимости между конкурентной средой и инновациями, о возможности ведения инновационной деятельности вне конкурентной среды, о возможности ведения конкурентной борьбы без инновации. Экономическая действительность показывает достаточно примеров осуществления инновационной деятельности вне конкуренции, что характерно, прежде всего, для таких монополий, как ОАО «Газпром», РАО ЕЭС (в 2008 г. завершается процесс реорганизации) и другие монопольные объединения. В то же время, многие малые предприятия успешно конкурируют друг с другом без каких-либо значительных затрат материально-денежных ресурсов на организационные и технологические инновации. Особенно это относится к таким сферам как осуществление консалтинговой, образовательной деятельности и некоторых других. Хотя они и являются проводниками новшеств, создателями инновационных продуктов для других. [19.C.37]
В основе повышенного внимания к инновациям лежат несколько факторов:
- это сокращение длительности производственного цикла, порождаемое как ускорением научно-технического прогресса, так и растущей волатильностью (степенью изменчивости) структуры потребительского спроса. [21.C.56]
- это сдвиги в приоритетах национальной экономической политики. На протяжении большей части XX века безусловным приоритетом национальной экономической политики являлась макроэкономическая стабильность как ключевая гарантия поддержания роста экономики и уровня благосостояния. Однако в последние десятилетия стало ясно, что этот фактор — необходимое, но еще недостаточное условие для обеспечения конкурентоспособности и успешного развития.[8.C.12] Важное и даже решающее значение приобретают микроэкономические условия развития, в частности способность государства и бизнеса генерировать знания и информацию, обеспечивать к ним доступ, а также добиваться их наиболее эффективного использования. [3.C.87]
Ядром инновационного процесса является бизнес, так как именно он получает выгоды от успешного использования, новшеств, именно он создает новую стоимость. [20.C.34]
На микроуровне инновации повышают экономическую конкурентоспособность двумя способами. Во-первых, они ведут к большей конкурентоспособности компаний через оптимизацию процессов производства, снабжения и сбыта. Во-вторых, инновации могут приводить к появлению новых продуктов, услуг или стратегии, которые позволяют компаниям сохранять существующие доли рынка и захватывать новые.[9.C.6]
Определение инновации включает в себя четыре ключевых компонента:
- Креативность — умение генерировать новые идеи.
- Стратегия - выявление того, является ли эта идея такой уж новой и полезной с точки зрения развития успешной корпоративной деятельности.
- Реализация — переход от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг.
4. Потребность — повышения до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. [20.C.6]
В экономической литературе в последние годы появились подходы к более широкому толкованию инновационной деятельности. Так, по мнению A.B. Барышевой [5.C.231], в характеристику инновационной деятельности, сопровождаемую становлением новых комбинаций факторов развития, которые выходят за рамки обновления процесса производства, изменением и трансформацией производства, рынка, можно и нужно включать человеческий потенциал. По мнению исследователя, сюда можно отнести:
- формирование человеческого капитала как особого фактора экономического развития;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование новой техники или улучшенной техники, новых или улучшенных технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства (покупка-продажа);