Файл: Инновационные модели бизнес-предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретическое исследование не связано конкретно с решением определенных прикладных задач. Но именно данное исследование является фундаментом инновационного процесса. Вместе с тем, потребность теоретических исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом ранее полученных о предмете знаний.

1.3 Современные инновационные модели бизнес-предприятия малых форм

При всем разнообразии и уникальности малых инновационных компаний все они используют (создают) определенные бизнес-модели, под которыми понимаются способы организации бизнеса, отражающие экономическую логику деятельности компании. Бизнес-модель компании как предмет исследования на понятийном уровне не имеет однозначного определения и рассматривается скорее как набор важнейших характеристик компании, таких как позиция в отраслевой бизнес-системе, формула прибыли и ценность для потребителей, инновации в компании, ключевые ресурсы и процессы [13, c. 204].

Существующие методики исследования бизнес-моделей применительно к малому инновационному бизнесу имеют ряд ограничений. Эти ограничения связаны со сложностью определения присутствующих в рассматриваемых методиках базовых характеристик бизнес-моделей. Прежде всего это: сложность определения места малых инновационных компаний в отраслевой бизнес-системе, слабая формализация структуры и архитектуры компаний, интуитивный характер стратегий компаний.

В связи с указанными ограничениями для выявления и типизации бизнес-моделей малых инновационных компаний была разработана авторская методика, основанная на методе углубленного интервью и структуризации предметной области с последующей классификацией инновационных компаний.

Был разработан список вопросов для углубленного интервью руководителей/собственников таких компаний, который включал 35 вопросов, сгруппированных в 4 раздела.

В первом базовом разделе интервью запрашивается формальная информация о компании, а также задаются вопросы о ее системе управления.

Вторая группа вопросов была направлена на определение товарного предложения, или того, что компания предлагает на рынок в настоящее время. Методические сложности исследования возникли в связи с отсутствием однозначного понимания, что такое инновационная компания. В структуре интервью несколько вопросов были ориентированы на понимание уровня инновационности бизнеса: «Связь компании с наукой», «Степень новизны продукции», ряд других.


Многое для понимания бизнес-модели компании дает третья группа вопросов, связанная с оценкой рынка, на котором работает компания.

Четвертый блок вопросов был связан с дальнейшей стратегией жизнедеятельности компании в части перспективы выхода на новые рынки и поиска новых потребителей, разработки новой и усовершенствования существующей продукции, а главное – перспективы поиска инвесторов или продажи бизнеса.

Предложенную методику можно концептуально представить в следующем виде (рис.1):

Стратегические ресурсы:

сфера деятельности;

история создания;

связь с наукой;

уникальные особенности компании;

управленческая структура;

стратегические активы

Инновационная компонента:

товары и услуги;

организация бизнеса;

ключевые процессы;

интеллектуальная собственность

Ценностная сеть:

рынки сбыта;

потребители;

удовлетворение потребности клиента

Направления развития:

перспективные потребители;

перспективные рынки;

перспективные партнеры

Дизайн компании

Место в бизнес-системе

Стратегия компании

Рисунок 1 - Основные составляющие методики бизнес-модели малых инновационных компаний

Углубленные интервью проводились с руководителями/собственниками инновационных компаний. Единственным критерием отбора малых инновационных компаний была готовность руководителей ответить на вопросы интервью, которое длилось примерно 1 час. Форма интервью позволяла задавать уточняющие вопросы, получать комментарии и другую полезную информацию, выходящую за рамки задаваемых вопросов.

В результате серии интервью – было опрошено 30 компаний – получен массив разноплановых данных, поскольку компании имеют различную степень инновационности, работают в различных отраслях, имеют различную структуру и т.д. Однако содержательный анализ позволил выделить четыре типа бизнес-моделей, характерных для инновационных компаний: модель специализированного поставщика, модель высокотехнологичного поставщика, модель точечного продукта и модель компании-интегратора.

Важным итогом исследования является также классификация малых инновационных компаний в соответствии с выявленными бизнес-моделями.

  • Компании, производящие продукты / технологии для традиционных отраслей промышленности – реализация модели специализированного поставщика;
  • Компании, производящие продукты / технологии для наукоемких отраслей (отраслей hi-tech) – реализация модели высокотехнологичного поставщика;
  • Компании, предлагающие готовые продукты для широкого рынка (рынка В2С и / или В2В) – реализация модели точечного продукта;
  • Оболочечные, виртуальные компании – реализация модели компании-интегратора.

В заключении хотелось бы отметить, что разработанная методика позволила выявить бизнес-модели малых инновационных компаний, проанализировать их, а также предложить классификацию малых инновационных компании в соответствии с выделенными типами бизнес-моделей. Результаты могут быть использованы руководителями/собственниками малых инновационных компаний для повышения эффективности деятельности их предприятий, путем анализа полученных данных, что показывает практическую значимость исследования.

Глава 2 Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия на примере ООО «Тульский мясокомбинат»

2.1 Общие сведения о предприятии ООО «Тульский мясокомбинат»

Тульский мясокомбинат, - одно из старейших перерабатывающих предприятий не только области, но и страны. Ему уже 70 лет, и он полноправный член Мясного союза России, коллективный член Российской инженерной Академии. Но возраст сказывается лишь на его традиции выпускать качественную продукцию. Производственные же его помещения и оборудование за последнее десятилетие значительно «омоложены».

В то время, когда некоторые другие предприятия данной отрасли постепенно переходили в разряд банкротов, свертывали производство, на Муромском комбинате изыскивали резервы, как его обновить. Здесь были уверены, что бум вокруг привозимых из-за границы мясопродуктов, наблюдавшийся в начале девяностых, скоро пройдет, и потребитель вновь повернется лицом к отечественной, более экологически чистой и, как теперь уже установлено, более натуральной отечественной мясной продукции.

Поэтому на Тульском мясокомбинате взялись за перевооружение производства. Полностью реконструировали колбасный цех. Сделав пристрой, значительно расширили производственные площади цеха, установили современное, преимущественно импортное оборудование, обновив его таким образом более чем наполовину. Все это позволило повысить качество выпускаемых мясных изделий, улучшить их внешний вид, что для покупателя, как показала практика, имеет тоже немаловажное значение.


Предприятие в настоящее время может выпускать до 100 видов колбасных изделий, как традиционных, уже хорошо известных потребителю, так и новых, разработанных в последние годы: полуфабрикаты, пельмени, майонез, горчицу.

На Тульском мясокомбинате появилось несколько десятков новых колбас, разработанных его специалистами в последние годы. Они сразу покорили своего покупателя и относительно низкой ценой, и своими вкусовыми качествами. Традиционно раскупаются за короткий срок колбасы «Тульская», «Особая», «Мясницкая», «Новинка», «Павловская» и другие.

Основное направление производства - выработка колбасных изделий по старинной традиционной технологии, так называемых ГОСТовских видов, без применения вкусовых добавок, консервантов, которые увеличивают срок хранения продукции, таких как: «Любительская» в/с в натуральной оболочке, «Докторская» в/с, «Русская» в/с, «Краковская» в/с, «Таллиннская» в/с, «Московская» в/с и другие.

Но на предприятии вырабатываются и другие виды колбасных изделий по современной технологии, которая позволяет использовать соевые добавки, не менее полезные, чем белки животного происхождения. Использование растительных добавок позволяет снизить цены по сравнению с ГОСТовскими колбасами, которые вырабатываются только из мяса.

Вся продукция сертифицирована и проходит строгий контроль на всех стадиях производства со стороны независимой лаборатории Госстандарта. Продукция всегда свежая и доставляется в магазины ежедневно по заявкам.

2.2 Инвестиционная политика предприятия ООО «Тульский мясокомбинат»

Как было отмечено выше, руководство ООО «Тульский мясокомбинат» постоянно находится в разработке новейших технологий, которые приводят к модернизации производства и расширению производства.

Мясной комбинат - крупное современное мясоперерабатывающее предприятие.

Стратегическая цель предприятия – абсолютное лидерство на рынке Тульской области высококачественных мясоколбасных изделий среднего ценового сегмента. Достичь этого предприятие планирует благодаря стабильному качеству производимой продукции, применению инновационных технологий производства и продвижения колбасных изделий.

Инновации, разрабатываемые на предприятии, имеют несколько направлений:


- продуктовые: нацелены на расширение ассортимента, выпуск новых рецептур

- технологические: рассматриваются новые приемы производства, внедрение новых технологических линий

- маркетинговые: применение новых для отечественной практики подходов в сфере производства колбасной продукции.

Для реализации стабильного качества предприятие оснащено по последнему слову техники. Благодаря использованию вакуумных куттеров вареные колбасы отличаются от обычных колбас своей упругой консистенцией. Коптильно-варочные шкафы фирмы «Schaller» позволяют создать оптимальный режим тепловой обработки колбасных изделий. Автоматические этикеровщики позволяют производить колбасы с яркой этикеткой, что выделяет продукцию фабрики среди традиционных колбасных изделий.

Особое внимание необходимо уделить обновлению оборудования, от уровня технического развития которого зависит состояние сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства колбасных изделий.

В 2008 – 2009 годы произошла замена отечественного оборудования на импортное: Laska (Австрия), Kramer + Grebe (Дания), Palmia (Швеция), Seydelmann, Schaller, (Германия), КТ (Финляндия) и др.

Существенной инновацией, применяемой в последнее время, является использование спайсеров: каждое из наименований смесей специй SPICER, так же как и моноспеции SPICER, имеет множество различных профилей вкуса (например, карри индийский, карри среднеазиатский, карри европейский или Любительская с мускатом, Любительская с кардамоном и т.д.)

Качество и оперативность внедрения ароматных смесей в колбасные изделия позволяет лидировать практически во всех вкусовых направлениях.

Спайсеры имеют широкую область применения и успешно используется в производстве: варено-копчёных колбас, варенных колбасных изделий, ветчины, деликатесов, консервов, ливерных колбас, зельцев, паштетов, пищевых концентратов, полу копчёных колбас, полуфабрикатов, рыбных продуктов, соусов, майонезов, кетчупов, сыров, сыро копчёных колбас.

Применения спайсеров позволяет: создать продукцию стабильно высокого качества, обеспечить широкий ассортимент, придать продуктам эксклюзивный вкус и аромат, обеспечить микробиологическую чистоту готового продукта, скорректировать недостатки сырья и других ингредиентов, повысить экономическую эффективность.

В таблице 2.1 рассмотрим виды спайсеров, внедренных на ООО «Тульский мясокомбинат».

Таблица 2.1 - Виды спайсеров, используемых в колбасном производстве

Наименование SPICER

Описание продукта

Область применения

«Докторская» 600101

Смесь с ароматам и вкусом мускатного ореха

ГОСТовские колбасы

«Докторская» (традиционная) 600122

Смесь с ароматами и вкусом мускатного ореха и чёрного перца

Колбасы, сосиски, различные виды эмульсий, крахмал, пшеничная мука

«Любительская» (с мускатом) 600148

Смесь с ароматами и вкусом мускатного ореха и чёрного перца

Колбасы высших сортов, по ГОСТу, колбасы типа «Любительская» мускатного направления

«Молочная» (традиционная)

Смесь с ароматами и вкусом чёрного перца, мускатного ореха, душистого перца

Колбасы высших сортов. По ГОСТу, сосиски типа «Молочные»

«Молочная» 600103

Смесь с ароматами и вкусом чёрного перца, мускатного ореха и корицы

Колбасы, сосиски сардельки. Мясные хлеба с заменой мясного сырья 10-15%

«Русская» (традиционная) 60012

Смесь с ароматами и вкусами мускатного ореха, черного перца и чеснока

Колбасы высших сортов, по ГОСТу, сардельки, шпикачки, мясные хлеба

«Сардельки говяжьи 1-го сорта» 600105

Смесь с ароматами и вкусом черного перца и кориандра

Вареные колбасы, сардельки, сосиски, полукопчёные колбасы

«Краковская п/к» (традиционная) 600107

Смесь с ароматами и вкусом черного и душистого перца, чеснока

П/к колбасы по ГОСТу, в/с. 1 сорт

«Московская в/к» 600111

Смесь с ароматом и вкусом черного перца и мускатного ореха

Варено-копчёные колбасы высш, 1 сорт, по ГОСТу

«Сервелат в/к» (с коньяком)

Смесь с ароматами и вкусом муската, имбиря, коньячной ноты

Варено-копчёные колбасы высш, 1 сорт, по ГОСТу

«Сервелат в/к» (вишневая косточка)

Смесь с ароматами и вкусом муската, имбиря, вишни

Варено-копчёные колбасы высш, 1 сорт, по ГОСТу

«Сервелат-в/к»

Смесь с ароматами и вкусом черного перца, муската и кардамона

Варено-копчёные колбасы высш, 1 сорт, по ГОСТу

«Сервелат-в/к» (традиционный) 600133

Смесь с ароматами и вкусом черного перца, мускатного ореха, имбиря и миндаля

Варено-копчёные колбасы высш, 1 сорт, по ГОСТу

«Таллинская» (традиционная) 600115

Смесь с ароматами и вкусом черного перца, кориандра, чеснока, тмина

Полукопчёные колбасы 1с, сардельки 1с, мясные хлеба с нотой тмина