Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами (правление персоналом: понятие, сущность, концепции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данное исследование актуально в связи с тем, что в настоящее время, конкурентных преимуществ организации могут достигать исключительно за счет эффективного использования человеческого ресурса. Таким образом поднимается вопрос эффективного управления персоналом.

Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование. Управление персоналом является основной частью эффективных систем управления организации.

Основная цель управления - качественное и планомерное использование кадровых ресурсов для достижения эффективного результата, а также оптимизация процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления - обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют все возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

Следовательно, для эффективного управления необходимо постоянно изучать методы управления персоналом, применять различные подходы.

В современных условиях в теории и практике управления уже накоплен значительный багаж знаний, вобравший в себя опыт лучших организаций, добившихся значительных успехов в деле мобилизации персонала, - набор правил, принципов и технологий, которые могут быть использованы руководителями, поставившими перед собой цель получить максимальную отдачу от всех ресурсов, имеющихся в распоряжении организации.

Задачей данной курсовой работы является теоретическое исследование подходов к управлению кадрами организации.

Для достижения цели нами решены следующие задачи:

  • дано общее понятие управления персоналом;
  • изучены концепции управления персоналом;
  • охарактеризованы основные подходы к управлению персоналом.

Основой для исследования по данной теме являются работы следующих специалистов в сфере управления персоналом: Ф.У.Тейлор, Генри Гантт, Френк и Лилия Гилберт, Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер.

Для написания курсовой работы источниками информации послужили статьи вышеперечисленных и других авторов, учебная и методическая литература по теме работы, публикации в СМИ, а также материалы ресурсов Интернет.

Курсовая работа включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемой литературы и приложения.

1. Управление персоналом: понятие, сущность, концепции

Под термином «персонал организации» принято понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Персонал фирмы представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, направленной на решение основных задач компании и собственных целей. Управление персоналом - это деятельность руководящего состава организации, направленная на разработку видения и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Главными задачами системы по управлению кадрами являются:

  • подбор заинтересованных в работе сотрудников;
  • активное использование компетенций каждого работника;
  • контроль качества работы сотрудника;
  • обучение и мотивация персонала;
  • создание условий для развития и карьерного роста сотрудников;
  • эффективное использование творческих способностей персонала;
  • организация необходимых (регламентированных) условий труда персонала.

Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на кадровую составляющую организации, направленное на переход в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития компании. Объектом управления является персонал организации, который в отечественной и зарубежной практике трактуется как «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами», «кадровый менеджмент» и прочие.

Управление как элемент общих систем рассматривает В.Н. Волкова, она также акцентирует внимание на следующем: управление - функция системы, направленная или на сохранение основного качества, т.е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разрушению системы в условиях изменения среды, или на выполнение каких-либо программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, гомеостаз, реализация определенной задачи.


Сам термин «управление человеческими ресурсами», обозначаемое как «human resources management», берет свое начало в американском менеджменте, обозначив изменения роли и места человека в трудовом цикле, и стало термином в 70-е годы ХХ в. С того времени эта уникальная функция менеджмента рассматривается как «стратегически и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия».

Более того в настоящее в экономической литературе все еще нет одного общепринятого определения сущности понятия «управление персоналом» и встречаются различные трактовки, которые приведены в Приложении 1.

В результате, трактовки, представленные в таблице, понятия «управление персоналом» свидетельствуют о множестве форм существующих теоретических подходов к управлению человеческими ресурсами. По ходу нашего исследования мы приходим к выводу о том, что управление персоналом, как процесс влияния на кадровые ресурсы организации, находится в перманентной динамике в части организационно-экономических отношений между менеджерами и управляемым персоналом.

Становление менеджмента в ХХ веке возможно обрисовать как «стремительная перемена социальных взоров, понимание роли человека в сфере производства». Желание сотрудничества заменила противоречивые взаимодействия работодателя и подчиненного. Становление науки управления в 20 веке характеризуется обилием средних учебных заведений. Ориентация на то, что или же другой средние учебные заведения менеджмента зависела от моментов факторов, доминирующих в науке и производстве на что или же другой момент. Практика и научные изучения дали возможность образовать важные концепции управления персоналом. Концепция управления персоналом - теоретическая и методологическая база, а также система практических подходов к формированию механизма управления персоналом в конкретных условиях. Произошла смена четырех концепций, прослеживающих роль человека в производственной сфере. На сегодня наибольшее признание получила концепция управления персоналом российского ученого Л.И. Евенко, которая выделяет четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению персоналом: экономического; органического; гуманистического (табл. 1).

Таблица 1 - Концепции управления персоналом

Период

Концепции

Подходы

20-40-е гг. ХХ века

Использование трудовых ресурсов <http://www.grandars.ru/student/statistika/trudovye-resursy.html>Экономический (работник - носитель трудовой функции, «живой придаток машины»)

50-70-е гг. ХХ века

Управление персоналом

Органический (работник - субъект трудовых отношений, личность)

80-90-е гг. ХХ века

Управление человеческими ресурсами

Органический (работник - ключевой стратегический ресурс организации)

XXI век

Управление человеком

Гуманистический (не люди для организации, а организация - для людей)


Экономический подход дал начало концепции применения трудовых ресурсов. В рамках данного расклада основную позицию занимает техническая, а не управленческая подготовка сотрудников на предприятии. В начале XX в. взамен человека в производстве рассматривались только его функция - работа, измеряемый расходами времени на рабочий процесс и заработной платой. По сути, организация - это комплект механических отношений, и работать она обязана аналогично механизму: алгоритмизировано, действенно, накрепко и прогнозируемо. На западе данная концепция отыскала отблеск в марксизме и тейлоризме, а в СССР - в эксплуатации труда государством.

В рамках органической парадигмы поочередно сформировались 2-ая концепция управления персоналом и 3-я концепция управления человеческими ресурсами организации. Научным основанием концепции управления персоналом, развивавшейся с 30-х гг., была доктрина бюрократических компаний, когда сотрудник рассматривался через формальную роль - позиция, а управление проводилось с использованием административных рычагов (принципов, способов, возможностей, функций).

В рамках концепции управления человечными ресурсами человек стал рассматриваться не как место (элемент структуры), а как не повторяемый ресурс - вещество общественной организации в единстве 3-х ведущих компонент - трудящийся функции, общественных отношений, состояния сотрудника.

В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».

Как раз органический расклад определил свежую перспективу управления персоналом, выведя данный образ управленческой работы за рамки классических функций организации труда и заработной платы.

В конце ХХ в. с развитием общественных и гуманитарных качеств в менеджменте сложилась система управления человеком, где человек предполагает ключевой ресурс и социальную значимость для организации.

Разбирая изложенные концепции, возможно обобщить расклады к управлению персоналом, подчеркнув 2 полюса роли человека в социальном производстве:

• человек как ресурс производственной системы (трудовой, человеческий) – значительная составляющая процесса создания и управления;

• человек как лицо с необходимостями, мотивами, ценностями, отношениями - ключевой тип управления.

Иная доля изыскателей оценивает персонал с позиции доктрины подсистем, в коих сотрудники выступают в качестве важной подсистемы.


Беря во внимание все перечисленные расклады для анализа роли человека в производстве, возможно следующим образом систематизировать знакомую концепции с использованием таблицы (рис. 1).

Рисунок 1 - Концепции управления персоналом

По оси ординат показано разделение концепций по тяготению к экономической или социальной системам, а по оси абсцисс - по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства.

В то же время, важно обратить внимание на то, что на данный момент менеджмент по-прежнему пребывает в состоянии развития. Для примера можно обратиться к парадигме П. Друкера, которая отвечает на вопрос: каким образом организовать процесс работы так, чтобы он был продуктивным, а работник был нацелен на достижение результата. В собственной работе автор уделяет особое внимание изменениям, происходящим в структуре рабочей силы, (обусловленных изменениями в экономической среде). «Основные проблемы при управлении трудом и работой предполагают изменившееся психологическое и общественное состояние сотрудника физиологического труда, … и возникновение интеллектуального труда как финансового и общественного центра в постиндустриальном информационном обществе».

Такая мысль развивается в трудах американского ученого Э. Алленбо, акцентирующего внимание на способности управленцев вдохновлять персонал с целью раскрытия и использования их многообещающих перспективных возможностей. «Хотя улучшение технологии безусловно нужно для сохранения превосходства, - отмечает Э. Алленбо, - основной составляющей, оказывающей наибольшее воздействие, будет внедрение неоткрытого потенциала человека».

Отечественные научные работники Т.Ю. Рынков и Б.Л. Еремин именуют переход от классических моделей управления к прогрессивной «преобразованием процесса управления персоналом в процесс управления человечными ресурсами».

Американский ученый М. Армстронг, попытавшийся поделить мнения «управление персоналом» и «управление человечными ресурсами», считает, собственно, что основания для научного отличия меж 2-мя данными мнениями нет, и это следует скорее считать обычным терминологическим многообразием. Таким образом имеет место быть последующая эволюция системы управления человеческими ресурсами.

Исходя из этого, управление персоналом - это специфичная функция управленческой работы, ключевым объектом которой считается человек, входящий в конкретные общественные группы. Современные концепции основываются, с одной стороны, на принципах и способах административного управления, а с иной стороны, на концепции всестороннего становления личности и доктрине человечных отношений.