Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Понятие процессного подхода к управлению предприятием).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы моделирования бизнес-процессов
1.1. Понятие процессного подхода к управлению предприятием
1.2 Развитие методов моделирования и описания бизнес-процессов
1.3 Основные принципы моделирования бизнес-процессов
2. Программные системы для описания бизнес-процессов
2.1. Построение модели в системе AllFusionProcessModeler
2.2. Система бизнес – моделирования Business Studio
2.3. Моделирование основных бизнес-процессов в методологии ARIS
Специалисты считают, что AllFusionProcessModeler – это мощный инструмент моделирования, который используется для анализа, документирования и реорганизации сложных бизнес-процессов. Модель, созданная средствами AllFusionProcessModeler, позволяет четко документировать различные аспекты деятельности предприятия, формируя таким образом целостную картину деятельности предприятия [7].
Модель в AllFusionProcessModeler рассматривается как совокупность работ, каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. С помощью AllFusionProcessModeler пользователь может сделать свою работу более продуктивной.Интерфейс AllFusionProcessModeler, выполнен в стиле «проводника»и облегчает навигацию и редактирование сложных процессов с иерархической структурой.
Модели AllFusionProcessModeler дают основу для осмысления бизнес-процессов и оценки влияния тех или иных событий, а также описывают взаимодействие процессов и потоков информации в организации.
AllFusionProcessModeler автоматизирует решение многих вспомогательных задач, которые обычно связаны с построением модели процесса, и обеспечивает логическую строгость, необходимую для достижения корректных и согласованных результатов.AllFusionProcessModeler отслеживает связи в диаграммах, сохраняет их целостность при внесении изменений в модель. Динамическоевыделение объектов служит подсказкой при построении модели и предостерегает от повторения распространенных ошибок в моделировании. Кроме этого, AllFusionProcessModeler поддерживает заданные пользователем свойства, что позволяет вносить соответствующую потребностям информацию[2].
На рисунке 4 показан пример модели бизнес-процессов верхнего уровня.
Рисунок 4 – Диаграмма декомпозиции А0 в AllFusionProcessModeler
Программная система AllFusionProcessModeler позволяет строить Swim-Laneдиаграммы (рис.5), показывающие роли исполнителей процесса.
Рисунок 5 – Swim-Laneдиаграмма
Несмотря на многие достоинства программной системы AllFusionProcessModeler, у нее имеются серьезные недостатки:
- ограничение по количеству объектов на диаграмме;
- отсутствует операция «откат» - сделав последовательность неверных действий нет возможности их откатить;
- отсутствие элементов имитационного моделирования;
- недостаточно удобный интерфейс, к тому же, только англоязычный, достаточно сильно отличается от стандартного интерфейса Windows;
- нет возможности оценивать корректность работы бизнес-процессов, связывать их с показателями и исполнителями;
- проблемы с режимом масштабирования - нет возможности установить для всех диаграмм одинаковый масштаб при открытии.
2.2. Система бизнес – моделирования Business Studio
Современная система бизнес-моделирования Business Studio разработана специально, как говорится в документации,«для необычайно легкого создания бизнес - архитектуры предприятия»[8]. Business Studio поддерживает полный цикл создания эффективной системы управления предприятия – «Проектирование – Внедрение – Контроль – Анализ». Система позволяет решать следующие задачи:
– формализация стратегии предприятия и контроль ее достижения;
– моделирование и оптимизация бизнес-процессов предприятия;
– проектирование организационной структуры и штатного расписания;
– регламентация деятельности предприятия: разработка регламентов и распространение их среди сотрудников;
– внедрение системы менеджмента качества на предприятии в соответствии со стандартом ISO;
– формирование технических заданий и поддержка внедрения информационных систем на предприятии.
Возможности Business Studio можно визуально продемонстрировать с помощью диаграммы (рис.6), показывающей цикл совершенствования процессов предприятия.
Рисунок 6 – Возможности BusinessStudio
Система может быть предназначена для руководителей, специалистов отделов организационного развития, консультантов в области управления и информационных технологий, специалистов в области качества [8].
В системе Business Studio можно выделить следующие основные направления работы:
1. Постановка целей, формализация и контроль выполнения стратегии предприятия.
Цели, которые ставит перед бизнесом собственник, являются отправной точкой для разработки стратегии его развития. Хорошо зарекомендовавшим себя инструментом представления процесса реализации стратегии в понятной форме является сбалансированная система показателей - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей. BusinessStudio позволяет провести формализацию своей стратегии, выделить и зафиксировать в стратегической карте дерево целей компании, разработать показатели достижения этих целей. Показатели для наглядности могут быть размещены на диаграмме стратегической карты (рис.7).
Рисунок 7 – Пример стратегической карты
Для каждого показателя можно задать целевое значение и дату, к которой нужно его достигнуть. Важной возможностью системы является то, что обеспечивается не только разработка, но и контроль достижения целей при помощи сбора значений показателей от ответственных за их заполнение сотрудников. Имеется возможность контролировать текущие значения показателей, а также оценивать их динамику с помощью набора специальных отчетов (рис.8).
Рисунок 8 – Контроль показателей
2. Моделирование и оптимизация бизнес-процессов предприятия. BusinessStudio позволяет построить как комплексную иерархическую модель деятельности предприятия, так и описать ряд отдельных процессов. Для этого в распоряжение специалиста, бизнес-аналитика предоставляются наиболее популярные и удобные нотации моделирования: IDEF0 (рис.9), Процедура (CrossFunctionalFlowchart), BPMN 2.0, Процесс (BasicFlowchart), EPC (EventDrivenProcessChain).
Рисунок 9 – Пример модели IDEF0
3. Проектирование организационной структуры предприятия и штатного расписания, которые являются результатом распределения обязанностей за выполнение спроектированных бизнес-процессов. Система BusinessStudio позволяет сформировать иерархическую организационную структуру непосредственно на организационной диаграмме. В системе есть возможность создать организационную структуру предприятия, штатное расписание, назначить владельцев и исполнителей бизнес-процессов и сформировать организационную диаграмму (рис.10).
4. Формирование и распространение регламентирующей документации. Чтобы внедрить в жизнь идеи, заложенные в бизнес -архитектуре, следует донести эти идеи до сотрудников в понятном для всех виде.
Рисунок 10 – Пример организационной диаграммы
BusinessStudio позволяет автоматически формировать все основные регламентирующие документы организации: стратегическая карта, регламенты бизнес-процессов и процедур, положения о подразделениях, должностные инструкции.
5. Построение системы менеджмента качества. Система Business Studio позволяет разработать, внедрить и подготовить к сертификации систему управления в соответствии с требованиями стандартов ISO (ISO 9001, ISO 14001 и других).
6. Разработка технического задания на внедрение информационных систем. Система BusinessStudio позволяет спланировать автоматизацию бизнес-процессов: сформировать реестр функций информационных систем, указать функции информационных систем, поддерживающие выполнение бизнес-процессов.
2.3. Моделирование основных бизнес-процессов в методологии ARIS
Методология ARIS используется в различных проектах по реинжинирингу и оптимизации бизнес-процессов, ИТ-проектах внедрения и эксплуатации ERP-систем. В программной системе ARIS существуют проработанное интеграционное решение для SAP R/3. Кроме того, программное обеспечение ARIS составляет основу пакета BusinessProcessAnalysisSuite корпорации Oracle. Программная система обладает обширными функциональными возможностями: от описания процессов до стратегического планирования.
В методологии ARIS любая организация рассматривается с пяти точек зрения: организационной, функциональной, обрабатываемых данных, структуры бизнес-процессов, продуктов и услуг. При этом каждая из этих точек зрения разделяется ещё на три подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения. Для описания бизнес-процессов предлагается использовать около 80 типов моделей, каждая из которых принадлежит к определенному аспекту. Среди большого количества возможных методов описания процессов в методологии ARIS можно выделить следующие:
- eEPC (extended event-driven process chain) – методописания процессов;
- ERM (entity-relationshipmodel) - модель «сущность-связь» для описания структуры данных;
- UML (unifiedmodelinglanguage) - унифицированный объектно-ориентированный язык моделирования[9].
Модели в системе ARIS представляют собой диаграммы, элементами которых являются разнообразные объекты –«функции», «события», «структурные подразделения», «документы» и т.д. Между объектами определённых видов могут быть установлены связи соответствующих видов («выполняет», «принимает решение», «должен быть проинформирован о результатах» и т.д.). Каждому объекту соответствует определенный набор атрибутов, которые позволяют ввести дополнительную информацию о конкретном объекте. На рисунке 11 показан пользовательский интерфейс программной системы ARIS Express.
На рисунке 12 показан пример модели в методологии ARIS, описывающей бизнес-процессы предприятия верхнего уровня. Модель построена с использованием программной системы ARIS Express 2.4b.
Рисунок11 - Пользовательский интерфейс ARIS Express
Рисунок 12 – Модель ARIS
Изображения моделей можно сохранять в файлах форматов EMF и PDF, а дополнительные сведения об объектах модели - в отчетах в форматах RTF и PDF. Во избежание несанкционированного доступа к моделям их можно защитить паролями.
Заключение
В последние годы моделирование бизнес-процессов стало широко распространенным явлением, охватившим многие предприятия различной отраслевой принадлежности и масштаба. Во многих компаниях создаются подразделения, основная задача которых заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия на основе применения процессного подхода, представляющего собой рассмотрение деятельности как совокупности процессов, каждый из которых является связанным набором повторяющихся действий, операций, которые преобразуют исходный материал или информацию в конечный продукт или услугу в соответствии с предварительно установленными правилами.
Хорошая программа по управлению бизнес-процессами обладает широкими функциональными возможностями для максимально легкого создания бизнес-архитектуры, начиная с постановки целей и проектирования бизнес-процессов, обеспечения сотрудников базой знаний и удобным доступом ко всей необходимой информации, и заканчивая контролем состояния компании, а также анализом отклонений и предложений сотрудников для совершенствования системы управления.
В курсовой работе дано понятие процессного подхода, приведена характеристика моделирования бизнес-процессов, описаны наиболее популярные программные системы для построения бизнес-моделей.
В моделировании чаще всего используются нотации IDEF0, IDEF3 и DFD.
Нотация IDEF0 в большей степени подходит для описания процессов на высоком уровне, дополнительные нотации DFD и IDEF3 удобны для описания процессов на низком уровне, с точки зрения непосредственных исполнителей процессов и функций.
Список литературы
- Джестон Джон. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. / Джон Джестон. - М.: Символ-Плюс. 2012.
- Маклаков, С.В. Создание информационных систем с AllFusionModelingSuite. – М.: ДИАЛОГ – МИФИ, 2002.
- Моделирование бизнес-процессов в 2011 году. Журнал Компьютер Пресс №1/ 2012. http://www.compress.ru/Article.aspx?id=22723
- Репин, В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация / В.В.Репин. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.
- Тельнов, Ю.В. Практикум по курсу «реинжиниринг бизнес-процессов». / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003.
- Ткаченко, Н.А. Моделирование бизнес-процессов: учебное пособие / Н.А.Ткаченко, Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: РГТЭУ Кемеровский институт (филиал), 2013.
- Железко, Б.А. Реинжиниринг бизнес-процессов : учеб.пособие / Б.А.Железко, Т.А. Ермакова , Л.П. Володько. – Мн.: Мисанта, 2006.
- Модели бизнес-процессов предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.businessstudio.ru/procedures/models/