Файл: Сущность внутреннего контроля и процедуры внутреннего контроля.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
Введение
Тема моей курсовой работы «Сущность внутреннего контроля и процедуры внутреннего контроля».
Для изучения данной темы, мне необходимо провести исследовательскую работу, изучить научные работы таких авторов как Скала Н.Н., А. Арене , Дж. Лоббек, В.В. Бурцев и др.
Значимость дипломной работы. Теоритическая значимость, заключается в разработке методов правильного и законного ведения документооборота на исследуемом предприятии ООО «Компания ОБИС».
Целью моей курсовой работы является изучение сущности внутреннего контроля и его применение на практике.
В структуру моей курсовой работы входит: введение, первая глава, в которой описывается теоритическая часть, вторая глава в которой проводятся исследования методов проведения внутреннего контроля на предприятии ООО «Компания ОБИС», в третьей главе предлагаются мероприятия по устранению несоответствий, найденных в ходе проведения контроля. Далее идет вывод и список использованной литературы.
Глава 1. Внутренний контроль, его цели и задачи
1.1.Понятие внутреннего контроля
Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это самое главное отличие внутреннего контроля от других видов контроля. Независимая аудиторская проверка проводится независимым аудитором, формы и виды проведения контроля, устанавливаются непосредственно аудитором, на основании Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"[1].
Внутренний контроль это необходимая мера, организованная руководством предприятия. Она необходима для эффективного выполнения сотрудниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность проводимых операций на предприятии и их экономическую выгоду.
В международной литературе различные точки зрения на определение термина «внутренний контроль» высказывают и научные авторы, занимающиеся данной проблематикой. К примеру, Скала Н., один из ведущих авторов по бухгалтерскому учету и аудиту в Республике Казахстан даёт следующее определение внутреннему контролю: «Внутренний контроль — это контроль за составлением и ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществляемый постоянно силами специализированного отдела, создаваемого в структуре организации» [2, с.420].
А. Арене и Дж. Лоббек в своем труде «Аудит» говорит, что «внутренний контроль обеспечивает администрацию ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса». [3, с.267]
Среди российских авторов, изучающих проблемы внутреннего контроля, наиболее точно главную цель внутреннего контроля, по нашему мнению, определяет В.В. Бурцев – обеспечение информационной прозрачностью объекта управления для принятия эффективных решений. [4]
Основными целями проведениями внутреннего контроля являются:
- Эффективная деятельность предприятия.
- Соблюдение установленной политики руководства, каждым сотрудником предприятия.
- Обеспечение сохранности имущества предприятия.
Для осуществления вышеперечисленных целей необходимо согласование бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, в связи с тем, что система двойной записи, лежащая в основе бухгалтерского учета, способствует порядку регистрации хозяйственных операций и обеспечивает необходимый контроль.
Следовательно, главная цель руководителя организации - это не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а система, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества перепроверенных операций. [5]
Проведение внутреннего контроля будет результативным, если будут соблюдены следующие принципы[6]
1) ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и (или) дисциплинарную ответственность;
2) сбалансированности – субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
3) своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях – информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
4) соответствия контролирующей и контролируемой систем – степень сложности системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
5) постоянства – система внутреннего контроля должна действовать на постоянной основе, что позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
6) комплексности – весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
7) распределения обязанностей – функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.
С учетом вышеперечисленных принципов разрабатываются конкретные требования к участникам процесса внутреннего контроля, среди которых можно выделить следующие[6]
1) требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. Выполнение одним субъектом контрольных функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля;
2) требование ущемления интересов. С помощью нормативных документов создаются условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение, что стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин;
3) недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица. В системе внутреннего контроля могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок;
4) требование заинтересованности руководства хозяйствующего субъекта. Эффективное функционирование системы внутреннего контроля невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ-менеджмента хозяйствующего субъекта;
5) требование компетентности, добросовестности и честности внутренних контролеров хозяйствующего субъекта. Если сотрудники организации, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают указанными характеристиками, то даже идеально организованная система не сможет работать эффективно;
6) требование пригодности методик и программ, применяемых в работе системы внутреннего контроля. Методики и программы должны быть целесообразны и рациональны, так как благодаря применению в минимальной степени будет снижаться эффективность работы объектов внутреннего контроля, а последний будет рационален, т.е. не станет нести излишних затрат труда и средств;
7) требование единичной ответственности. Недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, так как это неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств;
8) требование функционального потенциального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов контроля (например, в отпуск) не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их выполнение;
9) требование регламентации. Эффективность функционирования системы внутреннего контроля напрямую зависит от наличия, качества и уровня утверждения регламентов (правил, стандартов), которыми руководствуются и точно выполняют субъекты контроля;
10) требование взаимодействия и координации. Система внутреннего контроля должна функционировать на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб хозяйствующего субъекта. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей хозяйствующего субъекта.
Определение внутреннего контроля в трактовке COSO звучит как совокупность действий совета директоров, менеджмента и сотрудников на всех уровнях. Это процесс, направленный на достижение разумной уверенности в достижении целей организации путем повышения надежности и достоверности финансовой и операционной
информации и отчетности; повышения эффективности и результативности деятельности; поддержания соответствия деятельности законодательству и регулирующим ее нормативам.[7]
Цели и задачи внутреннего контроля
В современных условиях для достижения целей внутреннего контроля на предприятии необходимо решить следующие задачи:
1. бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть грамотно выстроена и соответствовать всем требованиям законодательной системы РФ; все имущество организации и источники его образования должны быть правильно определены, классифицированы, оценены и зарегистрированы;
2. бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и объективное представление о предприятии в целом;
3. программное обеспечение системы учета на предприятии должно иметь достаточную защиту от несанкционированного проникновения в нее, фальсификация первичных и отчетных документов должна быть строго пресечена;
4. средства предприятия должны быть защищены от незаконного присвоения, а также от неэффективного использования;
5. все отклонения от планов должны быть своевременно выявлены, виновные лица определены и привлечены к ответственности;
6. вся необходимая внутренняя информация организации должна быть оперативно и своевременно предоставлена заинтересованным в ней внутренним пользователям и другие задачи системы внутреннего контроля.[8]
Внутренний контроль в понимании COSO основывается на интеграции в бизнес-процессы определенных процедур, обеспечивающих выполнение управленческих решений с минимальными рисками. В зависимости от целей все процедуры контроля можно разделить на четыре группы [9]: директивные, профилактические, детективные и корректирующие.
Директивные функции должны осуществлять руководство предприятия: это создание организационной структуры, принятие корпоративных правил и положений, планирование, внедрение определенных директивных процедур, контроль информационных потоков, создание системы мотивации. К директивным функциям относится также контроль полномочий - контроль, за выполнением своих должностных обязанностей, разграничение полномочий при управлении предприятием, при совершении.
Основные принципы проведения внутреннего контроля рассмотрим в Приложении А.
На многих предприятиях уже давно функционируют службы экономической безопасности, которые частично осуществляют профилактические функции (например, проверка надежности контрагентов, участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей, организация внутреннего контроля основных средств, сырья и материалов, контроль за реализацией продукции), а также осуществляют детективные функции: идентификация нежелательных событий, их предупреждение, выяснение причин наступления, обеспечение информационной безопасности.
Другие профилактические и корректирующие функции относятся к финансовому блоку предприятия. Профилактические функции: контроль документального оформления, т. е. обеспечение отражения всех разрешенных операций, в том числе контроль реализации продукции, контроль денежных поступлений, контроль кредиторской задолженности, расчетов с бюджетом, проверка правильности учета затрат на производство; обеспечение информацией для принятия управленческих решений, обеспечение финансовой информацией, управление рисками; корректирующие функции: контроль выполнения бюджетов и других текущих планов, определение отклонений и выявление причин их возникновения.