Файл: Инфляция как денежный феномен, ее виды и формы. Ее альтернативная концепция. (Понятие инфляции).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
Из-за сохранения санкций, усиления геополитической обстановки в мире, снизившихся цен на нефть бороться с инфляцией будет сложно, и по прогнозам аналитиков эти проблемы не будут решены в ближайшие месяцы. Поэтому население должно быть готово к этим сложностям, а государство должно продолжать политику стабилизации экономики, не допускать дестабилизации курса рубля, продолжать проводить работу по импортозамещению, искать новые рынки сбыта и поддерживать внешнеторговые связи.
2.2 Анализ антиинфляционной политики России в 2015 году
Экономическое положение России в 2015 г. можно охарактеризовать как кризис, вызванный внешними шоками: падением цен на нефть и санкциями, резко ухудшившими доступ к мировым рынкам капитала. Темпы восстановления экономики в 2016-2018 гг. будут определяться эффективностью адаптации к новым внешним условиям, результативностью проводимых структурных преобразований и реализуемого Правительством плана мер по стабилизации экономического положения.
В среднесрочной перспективе ожидается сохранение действующих санкций в отношении российских банков и компаний, что подразумевает практически полное отсутствие займов на европейском и американском рынках. При этом постепенно будут улучшаться возможности заимствований на азиатских рынках.
Предполагалось, что в 2015 г. произойдет сокращение чистого оттока капитала частного сектора до уровня 100 млрд. долл. (со 154 млрд. в 2014 г.) в первом сценарии и до 85-90 млрд. долл. во втором. [16]
При этом чистый отток капитала предприятий возрос с 77 млрд. долл. в 2014 г. до110-115 млрд. долл. в 2015 г. в рассматриваемых сценариях. Основные рублевые и валютные ресурсы компаний были направлены на погашение внешнего долга. Согласно графику платежей в 2015 г. предприятиям предстояло выплатить более 70 млрд. долл. в погашение своего долга. Около 80% этих платежей компании смогли «рефинансировать», в том числе за счет прямых зарубежных инвесторов. В результате произошло сокращение внешнего долга на 20 млрд. долл. в 2015 г.
Сжатие реальных доходов населения и стабилизация динамики курса рубля стимулировало население к чистым продажам наличной иностранной валюты. На рисунке 3 представим чистый отток капитала частного сектора.
Рисунок 3 - Чистый отток капитала частного сектора, % ВВП
В базовом сценарии в среднесрочной перспективе чистый отток капитала частного сектора стабилизируется на уровне 60 млрд. долл. в 2016 г. и 50 млрд. долл. в 2017-2018 гг. На фоне растущих цен и стабильности рубля население продолжит возвращать наличную валюту в банковскую систему в объемах 3-9 млрд. долл. в год. Адаптация к финансовым санкциям со стороны Запада повысит уровень рефинансирования внешнего долга предприятий. Более того, рост платежей в погашение внешнего долга в 2018 г. не приведет к значимому увеличению чистого оттока капитала за счет постепенного открытия азиатских рынков капитала.
В сценарии 2 сохраняются такие же условия, но предполагается более активный выход на азиатские рынки капитала в 2016-2018 гг. В этом случае отток капитала ежегодно на 10-20 млрд. долл. будет меньше, чем в первом сценарии. [16]
В то же время, сохраняется риск более интенсивного оттока капитала, прежде всего из-за продолжения геополитического конфликта вокруг Украины. В случае нового обострения конфликта отток капитала в 2015 г. может достичь 110-130 млрд. долл. США. В последующие два года отток капитала может понизиться до 70-80 млрд. долл. и в 2018 г. вновь повысится до 100-120 млрд. долл. в связи с увеличением платежей по корпоративному внешнему долгу. При этом уровень рефинансирования внешнего частного долга не повысится, а понизится по сравнению с показателями 2013-2014 гг. В приложение 1 представим основные показатели платежного баланса Российской Федерации.
Если цена на нефть будет опускаться ниже 50 долл. за баррель, то курс может вернуться к уровням 66-68 руб. за долл. В этом случае Центральный Банк для поддержки обменного курса продолжит активно использовать механизм валютного рефинансирования.
По мере возобновления роста цен на нефть курс рубля начнет укрепляться и в рамках первого сценария (среднегодовая цена нефти 50 долл. за баррель) к концу года достигнет 61 руб. за долл. Валютные резервы Банка России могут при этом снизиться на 40 млрд долл. США в основном в результате продолжения операций валютного рефинансирования банков. В 2016-2018 гг. значения обменного курса будут находиться в диапазоне 55-56 руб. за долл. Рост предложения валюты в результате повышения цен на нефть и снижения оттока капитала будет компенсироваться восстановлением валютных резервов Банка России при возврате средств, затраченных на валютное РЕПО в 2014-2015 гг. На рисунке 4 показана динамика обменного курса и цены на нефть. [16]
Более полное восстановление валютных резервов при прогнозируемых умеренных ценах на нефть потребует поддержания более низкого курса рубля и модификации политики таргетирования инфляции.
Рисунок 4 - Динамика обменного курса и цены на нефть
Ослабление обменного курса и увеличение издержек производства (за счет валютной составляющей) продолжат оставаться основными инфляционными факторами в первой половине 2015 г. По итогам марта годовые темпы инфляции составили 16,9%, однако еженедельные темпы роста потребительских цен в марте начали постепенно замедляться на фоне снижения потребительского спроса при начавшемся укреплении национальной валюты.
В случае если курс рубля не подвергнется серьезным колебаниям и зафиксируется в районе мартовских значений, то инфляция в годовом выражении стабилизируется, а с августа начнет быстро снижаться в результате исчерпания эффектов ослабления рубля и ограничений на импорт продовольствия. В 2015 г. в первом сценарии ожидается снижение инфляции к концу года до 12,0% (декабрь к декабрю), в 2016 г. – до 6,0%, а в 2017 и 2018гг. – до уровня 4,4% (декабрь к декабрю). В среднегодовом выражении инфляция составит 16,1% в 2015 г. и 6,0% в 2016 г. В последующие годы возможен выход на таргетируемый Центральным Банком уровень инфляции близкий к 4-5%, при условии ограничения роста тарифов инфраструктурных компаний темпом не выше инфляции. Во втором сценарии более сильный курс рубля позволит уже в 2015 г. понизить инфляцию до 10-11%.[16]
В 2015 г. и начале 2016 г. риски более высокой, чем прогнозируется, инфляции, прежде всего, связаны с вероятным более высоким ростом цен на продовольственные товары. В результате сокращения экспортных доходов, девальвационного шока и интенсивного оттока капитала стагнация, характерная для 2014 г., в 2015 г. перерастает в кризисное падение производства. В базовом сценарии ожидается сокращение ВВП на 4,7%, при этом потребительский и инвестиционный спрос сократятся в большей степени, чем в 2009 г., тогда как негативный вклад динамики запасов будет меньше. Во втором сценарии более высокие нефтяные доходы и меньшая инфляция позволят ограничить падение ВВП 4,3% в 2015 г. В таблице 2.4 отражена Динамика элементов использования ВВП (1 сценарий).
Потребительский спрос – под ударом сокращающихся доходов и кредитов при повышении склонности к сбережению. Ускорение инфляции существенно снизит доходы населения в реальном выражении в 2015 г. Реальная заработная плата снизится на 9,5%. При росте потребительских цен в среднегодовом выражении на 16,1% зарплаты в бюджетном секторе увеличатся в номинальном выражении только на 2,4%. Номинальный рост зарплат в корпоративном секторе будет также сдерживаться ухудшением общей экономической ситуации и ростом безработицы, и ограничится 6,2%. Это означает значительное сжатие заработных плат в реальном выражении. Уровень безработицы повысится с 5,1% (со снятой сезонностью) в конце 2014 г. до 6,5% в среднем за 2015 г. Снижение реальных доходов населения будет меньше, чем снижение реальной заработной платы. Доходы населения учитывают объемы продаж населением иностранной валюты, которые возрастут в результате ослабления номинального курса рубля. Этот эффект внесет положительный вклад в динамику реальных располагаемых доходов населения.
3 Основные направления антиинфляционной политики на 2016 год
В 2016 г. Всемирный Банк и Банк России ожидают продолжения негативной динамики ВВП за счет снижения как потребительского, так и инвестиционного спроса. Прогноз Внешэкономбанка предусматривает более позитивное изменение условий, которое позволяет трансформировать рост доходов от экспорта и снижение инфляционного давления в рост потребительского спроса.
При условии запланированного в 2015 г. сокращения расходов федерального бюджета, а также дальнейшего сокращения расходов в 2016-2018 гг. ежегодно на 5% в реальном выражении к 2018 г. федеральный бюджет станет профицитным (1,6% ВВП). Это ориентиры для сверхжесткой бюджетной политики, которые за два-три года почти не оставят в бюджете места для расходов инвестиционного характера, что окажет сдерживающее влияние на рост экономики и динамику структурных преобразований. При этом модификация бюджетного правила становится неизбежной, так как в соответствии с ним в 2016 г. был бы необходим скачок бюджетных расходов вместо их сокращения (из-за девальвационного эффекта), а в 2017 г. резкое снижение бюджетных расходов. [16]
Преодоление спада в экономике с последующим выходом на траекторию устойчивого экономического роста потребует проведения Банком России более мягкой денежной политики. Ускоренный рост денежной базы должен обеспечить на протяжении следующих лет решение двух ключевых задач: обеспечение поддержания темпов кредитования предприятий реального сектора экономики на уровне не ниже 7% в 2015 г. с повышением до 12-15% и выше в последующие два года, а также финансирование дефицита федерального бюджета.
Дефицит бюджета, возникающий в 2015 г., полностью финансируется за счёт средств Резервного фонда, что приведет к росту предложения денег в экономике.
Если финансирование дефицита будет идти только за счет Резервного фонда, то он может быть исчерпан в 2017 г. В эмиссионном варианте потребность в кредитовании бюджетного дефицита может вырасти. Банку России необходимо будет обеспечить спрос на государственные ценные бумаги за счёт операций по рефинансированию коммерческих банков.
В случае продолжения жесткой денежной политики при росте денежной базы не выше 9,3-9,5% (в соответствии с прогнозом Банка России) банковская система не будет иметь ресурсов для значимого увеличения кредитования экономики при сохранении высокого бюджетного дефицита. Такая двойная жесткость денежной и бюджетной политики может стать фактором стагнации и в 2016, и в 2017 гг. [16]
Сокращение промышленного производства, ожидается в существенно меньших размерах, чем падение конечного инвестиционного и потребительского спроса. Негативный эффект сжатия конечного спроса частично будет компенсирован эффектом импортозамещения и сокращения издержек в долларовом выражении.
Сырьевые сектора, ориентированные в основном на экспорт (металлургия, химия), и в кризисном 2015 г. могут за счет экспорта сохранить положительные темпы роста.
Основным кризисным очагом станут отрасли машиностроения, где несмотря на рост государственного оборонного заказа, падение инвестиционного и потребительского спроса в сочетании с резким удорожанием кредита вызовут сокращение производства на 9,4%.
Второй сценарий, характеризующийся более сильной инвестиционной направленностью, опирается на более мягкую, чем в первом сценарии денежную политику, а также более масштабное инвестирование средств бюджета и Фонда национального благосостояния, в сочетании с существенным улучшением инвестиционного климата и повышением уровня частных инвестиций.
В этом случае масштаб спада в 2015 г. будет меньше, чем в первом сценарии (– 4,3% против – 4,7%), а в 2016 г. рост будет больше. В целом за 2015-2018 гг. во втором сценарии темп роста ВВП составляет 3,2%, против 0,9% в первом сценарии. Если первый сценарий в целом можно охарактеризовать как стагнационный, то второй – как умеренно инвестиционно-ориентированный (см. прилож. 3).
В условиях кризисного сжатия конечного спроса и высокой стоимости кредита дополнительные бюджетные инвестиционные и потребительские расходы имеют высокий мультипликативный эффект при низком инфляционном влиянии. Расчетный мультипликатор инвестиционных бюджетных расходов составляет 1,3-1,5, а расходов на поддержку доходов наиболее уязвимых слоев населения около 1,2. [16]
Предполагается усилить инвестиционную направленность федерального бюджета, начиная с 2016 г., сделав упор на развитие инфраструктуры. Это позволит обеспечить дополнительный вклад в ежегодный рост инвестиций в период 2016-2018 гг. Данная мера даст дополнительный вклад в рост ВВП.
Во втором сценарии предполагается более высокий рост заработных плат и приближение их траектории к целевым соотношениям, заложенных в «майских» указах Президента Российской Федерации. Среднегодовой рост заработных плат в бюджетном секторе в 2016-2018 гг. будет превышать значения первого сценария.
Более быстрое замедление инфляции создает условия для более агрессивного снижения ключевой ставки ЦБ, которая составит не более 10% в середине 2015 г. Другим важным источником увеличения ликвидности будет расходование средств Резервного фонда. Это снизит стоимость ресурсной базы для коммерческих банков, которые смогут уменьшить стоимость кредитов для конечных заёмщиков, прежде всего, предприятий реального сектора экономики. Рост широкой денежной базы будет создавать условия к снижению ставок в экономике до уровня 11-12% уже к концу 2015г. [16]