Файл: Разработка бизнес-плана организации гостеприимства («BBQ Zone»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
Введение
Каждому предпринимателю, решившему открыть дело в ресторанном бизнесе, в начале своей деятельности необходимо иметь чёткое представление о потребностях в будущем, финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения. Владельцу бизнеса нужно уметь рассчитывать эффективность использования данных ресурсов в процессе работы предприятия общественного питания.
Чёткое и эффективное планирование деятельности организации – необходимость для достижения стабильности в развитии ресторана или кафе, установления контактов с партнёрами и инвесторами. Данный путь возможен при постоянном сборе и анализе информации о состоянии рынка и конкурентов, а также собственных перспективах и возможностях, а также учёта специфики предприятий гостеприимства.
Бизнес-план – это комплексный документ, в котором отражены основные показатели и аспекты деятельности предприятия.
Цель данной курсовой работы – разработка бизнес-плана нового предприятия в сфере общественного питания.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты бизнес-планирования в сфере общественного питания
- Рассмотреть ресторан, как предприятие индустрии гостеприимства, сущность услуг и организацию деятельности
- Рассмотреть принципы бизнес-планирования на предприятии общественного питания
- На примере ресторана «BBQ Zone» обосновать практическое использование разобранного в теоретической части курсовой работы материала
Объект исследования – ООО «BBQ Zone», предметом исследования является бизнес-план ресторана «BBQ Zone».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бизнес-планирования в целом, а также принципы бизнес планирования на предприятии общественного питания с учётом специфики отрасли.
Во второй главе представлен бизнес-план организации ресторана «BBQ Zone», включающий анализ рыночной ситуации, разработку маркетингового, организационного, производственного и финансового планов, а также спрогнозирована возможность рисков.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана организации
1.1.Бизнес-план, как метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия
Переход в России от централизованно-плановой к рыночной обязал по-новому относиться к организации управления, объективному анализу и научно обоснованной оценке любого бизнеса, предпринимательского начинания, государственной, муниципальной частной и другой собственности [1].
В нынешней экономике бизнес-план стал инструментом, проникшим во все сферы предпринимательства, ввиду того, что в нём описан процесс функционирования фирмы, как спланировать деятельность для решения тактических задач и достижения основной стратегической цели в виде получения или увеличения прибыли.
Бизнес-план также содержит не только финансовую информацию, но сведения о компании, продукте (услуге), особенностях его производства и рынке сбыта.
Ввиду того, что работа над бизнес-планом предполагает тщательное изучение целевого рынка, сбора большого объёма информации и о реальных и потенциальных клиентах и позволяет оценить имеющиеся ресурсы, всё это может обеспечить организации стабильность на текущий момент и даже на ближайшие годы.
Также одной из причин к подготовке бизнес-плана может стать необходимость в поиске инвестора или получения банковского кредита, грантовых средств фондов в рамках программ развития предпринимательства. Для привлекательности бизнес-плана в нём описываются отношения с конкурентами, потребителями, поставщиками, указываются имеющиеся ресурсы, кадровая политика, система маркетинга, совокупность конкурентных преимуществ[2].
Для самого предпринимателя работа над бизнес-планом поможет оценить реалистичность самого проекта, так же, как и предупредить или, при определённых событиях, достойно встретить возникающие препятствия и трудности во время воплощения в жизнь нового проекта или же развития существующего бизнеса[3].
Основная цель разработки бизнес-плана – это подробное описание предполагаемой деятельности предприятия на ближайший год для снижения рисков при открытии нового предприятия или разработке новых товаров или услуг. То есть, наилучшим вариантом для предпринимательства является новая, еще не освоенная сфера или направление деятельности, так как фирма, которая начинает функционировать первой, не имеет конкурентов, формирует спрос, может определять ассортимент и цены[4].
В бизнес-плане принято выделять две части: аналитическую и практическую. В аналитической части бизнес-плана обосновывается платёжеспособный спрос на товары/услуги/работы фирмы и приводится анализ возможностей рынка (уровень цен, конкуренты, каналы движения продукции, регулирующие нормативы и др.).
Практическая часть состоит из определенного набора планов различных сторон деятельности фирмы для достижения поставленных целей, то есть обоснование, каким образом организация намерена реализовать намеченное[5].
Практическая часть состоит из:
1) плана производства, в котором содержатся основные компоненты производства продукции (сырье, оборудование, персонал, контроль качества, стандарты, издержки производства, готовая продукция);
2) коммерческого плана, в котором указаны основные параметры взаимодействия организации с партнёрами в связи с приобретением товаров и сбытом собственной продукции;
3) организационного плана, в котором отображены основные сведения о том, каким образом распределена рабочая сила, и указаны принципы взаимодействия между подразделениями компании;
4) юридического плана, в котором включена информация о порядке взаимодействия между учредителями фирмы, между организацией и кредиторами, между фирмой и инвесторами;
5) оценки риска и страхования (данный раздел имеет важное значение для бизнес-плана, потому как прогнозирует действия организации в форс-мажорных обстоятельствах);
6) финансового плана[6].
Финансовый план является резюмирующим блоком всего бизнес-плана, так как содержит прогноз объемов реализации продукции, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу затрат и результатов деятельности организации, сводный баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности и рентабельности фирмы.
Начинается бизнес план с введения и резюме, то есть описания организации, рода ее деятельности, контактных данных владельца, уровня конкурентоспособности и т.д[7].
Структура бизнес-плана не может быть жесткой, а сам бизнес-план может иметь сравнительно небольшой объём. При этом основной информационный массив составляют приложения, иногда состоящие из нескольких томов. Они содержат подробный экономический анализ различных сторон бизнес-проекта, технико-экономическое обоснование предстоящей деятельности организации[8].
Также различают три вида бизнес-плана, которые исходят из его объёма, полноты изложения фактов, документально подтвержденных и научно-обоснованных аргументов:
- Полный. Содержит все расчеты, справки, свидетельства. В нем прописана вся подноготная получения тех или иных результатов. Как правило полный бизнес-план хранится у руководителя организации и предъявляется ограниченному числу заинтересованных лиц. Это могут быть самые серьезные участники бизнеса, например, инвесторы или банкиры.
- Достаточный. Включает в себя все разделы бизнес-плана (их электронные версии) по предполагаемому варианту и не обязательно содержит подробные расчеты по альтернативным вариантам. Обычно такой бизнес-план носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития организации.
- В виде резюме. В данном случае под резюме подразумевают краткие выводы по каждому разделу бизнес-плана, без обоснования и расчётов. Как правило, подобный бизнес-план состоит из одной-четырёх страниц текста с «ответами без решений» и носит рекламный характер, представляя либо разрабатываемую продукцию (или услуги), либо саму организацию[9].
Традиционно в мировой практике процесс подготовки бизнес-плана проходит ряд этапов:
- подготовительная;
- разработка бизнес-плана;
- продвижение бизнес-плана;
- реализация бизнес-плана[10].
Перспективная бизнес-идея является ключевым компонентом подготовительной стадии. Правильный выбор бизнес-идеи, её технические, организационные, и экономические особенности лежат в основе успеха нового коммерческого предприятия. Источниками бизнес-идей могут выступать потребители, которые и определяют потребительский спрос, а также потенциальные или реальные конкуренты и даже сами сотрудники, если руководитель организации привлекает персонал к выдвижению новых идей.
Основные вопросы, на которые следует дать однозначный ответ на подготовительной стадии, являются следующие:
1) в чем конкретно заключается бизнес-идея (товар, услуга);
2) в чем состоит новизна бизнес-идеи;
3) кто будет пользователем (покупателем) продуктов (услуг);
4) какие ресурсы необходимы, чтобы приступить к реализации бизнес-идеи;
5) что может воспрепятствовать практической реализации бизнес-идеи[11].
Прежде, чем приступить к разработке и реализации бизнес-плана, необходимо провести сметное планирование, то есть провести плановый расчёт, который определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Сметой называют простейший финансовый план, то есть план поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений[12].
Если речь идёт о проектировании нового предприятия, то предполагают составление сметы «с нуля». В других случаях имеют ввиду смету «от достигнутого». Как правило, смета оставляется на год, с поквартальной или месячной разбивкой.
Выделяют следующие сметы бизнес-плана предприятия:
- Смета продаж;
- Смета производства;
- Смета прямых материальных затрат;
- Смета расходов на оплату труда, накладных расходов и себестоимости реализованной продукции;
- Смета текущих периодических расходов;
- Смета прибылей и убытков[13].
При этом смету продаж считают основной, так как на ней базируются все последующие сметы. Смета продаж содержит в себе информацию о выручке от продаж, об объёме продаж в натуральном выражении и о цене единицы товара. В смете производства определяют объём производства, соответствующий объёму продаж, и размер материальных запасов.
По данным сметы производства рассчитывается смета прямых материальных затрат. Она зависит от объёма основных материалов, используемых в производственном процессе.
Расходы на оплату труда оценивают умножением количества часов, отработанных в производстве, на средний уровень почасовой оплаты труда.
Уровень развития производства влияет на накладные расходы, которые могут достигать 20% общепроизводственных затрат.
Смета себестоимости продукции составляется на основе смет:
- Производства;
- Прямых материальных затрат;
- Затрат на оплату труда;
- Накладных расходов.
Смета текущих расходов является частью сметы затрат и включает в себя расходы на аренду, рекламу, страхование, общие и административные расходы[14].
Смета прибылей и убытков составляется на основе данных из смет продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов, в том числе данных с прочими прибылями и расходами, также налога на прибыль[15].
Для диагностики внутренней и внешней среды деятельности организации проводят стратегический анализ бизнеса. Он позволяет оценить эффективность выбранной стратегии, прочность позиции на рынке и конкурентоспособность фирмы в ее будущем развитии[16].
Конечной целью стратегического анализа считают раскрытие потребности в продукции, работах и услугах на фоне нынешнего состояния отрасли, ее развития и способности наполнения рынка. Состояние и перспективы развития отрасли характеризуются значениями технических и экономических