Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
В подтверждение данной позиции В.А. Заломов приводит ряд сходных черт, типичных для правового статуса как российских, так и немецких нотариусов. Например, и в Российской империи, и в Германии нотариусы официально считались государственными служащими, но при этом они не имели тех прав и привилегий, которые полагались госслужащим, в том числе отсутствовало право нотариусов на пенсии и получение жалования.
Таким образом, проведенный анализ представленных в современной российской юридической литературе позиций относительно характера возникновения отечественного нотариата позволяет сделать следующие выводы:
1. В современной отечественной юридической науке сформировались две противоположные позиции относительно происхождения отечественного нотариата: первая из них признает, что нотариат сформировался на базе российского опыта совершения регистрационных действий; вторая настаивает на заимствованном характере института нотариата.
2. Обе указанные позиции ведут свое происхождение из дореволюционной литературы, в которой был впервые поставлен вопрос о происхождении российского нотариата.
3. Представители теории автохтонного происхождения отечественного нотариата апеллируют к истории российского права, в котором начиная со времен феодальных республик предусматривался некий порядок совершения юридически значимых действий, часто характеризуемый современными авторами как протонотариальный.
4. Представители теории заимствованного характера российского нотариата указывают на несомненное сходство в правовом статусе нотариусов и регулировании их деятельности в Российской империи и в Германии.
5. Представляется более убедительной позиция, настаивающая на том, что возникший в 1866 г. в Российской империи нотариат имел заимствованный характер.
1.2.Назначение нотариата в России
Основным нормативным правовым актом, регулирующим правовой статус нотариата в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[16] (далее Основы), имеющие статус федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 1 Основ нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ[17], конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России (в прежней редакции рассматриваемой нормы говорилось не о конституциях (уставах) субъектов РФ, а о конституциях республик в составе России; соответствующее терминологическое изменение внесено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, чем норма согласована с Конституцией РФ).
Как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда России от 19 мая 1998 г. № 15-П[18], данная норма гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС России РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П[19], нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как государственными, так и частными нотариусами от имени России, являются публично значимыми действиями.
Согласно пункту «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ[20] вопросы нотариата находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Соответственно, нотариальная деятельность регулируется не только Основами и иными законодательными актами РФ, но и законами субъектов РФ, например, Законом г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (далее – Закон г. Москвы о нотариате), Законом Санкт-Петербурга от 16 января 2009 г. № 803-3 «Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга). В этой связи, представляется целесообразным упомянуть о примечательности нормы ст. 1 Закона г. Москвы о нотариате, провозглашающей, что нотариат в г. Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России[21].
Нотариальные действия в России совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно ч. 3 ст. 2 Основ[22] при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Там же установлено, что оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариусы совершают нотариальные действия в России в соответствии с Основами. При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 39 Основ порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами РФ и субъектов РФ[23].
В ч. 3 ст. 1 Основ[24] закреплена необходимость ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «реестр нотариусов"). Согласно данной норме указанный реестр ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «федеральный орган юстиции»), которому и делегировано полномочие по установлению порядка ведения такого реестра.
Данная часть также определяет открытый характер содержащихся в реестре нотариусов сведений, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и предусматривает необходимость размещения таких сведений на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет[25].
Кроме того, рассматриваемая часть предусматривает выдачу территориальным органом федерального органа юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "территориальный орган юстиции") лицу, внесенному в реестр нотариусов, по его просьбе выписки из реестра нотариусов, содержащей сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. При этом установлен срок выдачи такой выписки - в течение двух рабочих дней после дня обращения соответствующего лица.
Федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в соответствии с п. 1 и подп. 3 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»[26], является Минюст России. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 25 утверждены Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации[27], а Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 – «Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации[28].
В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района[29].
С нормой ч. 4 ст. 1 Основ согласуется положение п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[30], в котором в рамках определения прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Соответственно рассматриваемым положениям Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена п. 12, предусматривающим право органов местного самоуправления муниципального района на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.
В ч. 6 ст. 1 Основ[31] предусмотрено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В развитие данной нормы в ст. 6 Основ закреплен запрет нотариусу заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Кроме того, исходя из норм гражданского законодательства РФ в ч. 5 ст. 24 и ч. 3 ст. 29 Основ[32] предусмотрено, что соответственно нотариальная палата и ФНП могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения их уставных задач.
1.3. Функции нотариата
Основные направления деятельности нотариата отражаются в его функциях, которые характеризуют сущность и специфику нотариальной деятельности. Функциям нотариата присущ особый характер, вытекающий из публично-правового характера нотариальной деятельности и особенностей компетенции нотариуса, действующего в рамках бесспорной гражданской юрисдикции[33].
Функции нотариата – это основные направления его деятельности, которые отражают сущность и правовую природу нотариата, определяются его местом в государственном механизме и направлены на решение основных задач, возлагаемых на нотариат действующим законодательством[34].
Функции нотариата имеют следующие особенности:
1) правовой характер;
2) социальный характер;
3) наличие специфического внутреннего содержания;
4) реализация в общественных отношениях;
5) взаимосвязь с функциями государства.
В современных условиях главными факторами, определяющими содержание и направления модели функций отечественного нотариата, являются:
1) продолжающееся реформирование системы государственного управления, связанное с модификацией системы и структуры органов государственной власти и перераспределением их полномочий, с изменением самой сущности управленческого воздействия на общественные отношения;
2) процесс развития судебной системы, ее реформирования и совершенствования;
3) развитие законодательства, в том числе внесение масштабных и принципиальных изменений в гражданское законодательство России, а также в процессуальное законодательство[35].
В юридической литературе классифицируют функции нотариата по различным основаниям. Одни авторы подразделяют их исходя из публично-правового и частноправового содержания нотариальной деятельности[36].
На этой основе все функции нотариата делят на две большие группы:
1) функции нотариата, которые вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности;
2) функции нотариата, которые вытекают из частноправового содержания нотариальной деятельности[37].
В каждую из названных групп входит разное количество функций.
Так, в первую группу входят:
- правоохранительная, которая выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота;