Файл: Договор коммерческой концессии /франчайзинга/ (Становление и развитие коммерческой концессии в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение источников правового регулирования коммерческой концессии и его генезиса в Российской Федерации позволяют выявить недостатки правового регламентирования и разработать основные направления развития данного договора в нашей стране.

В цивилистике, как и в международном частном праве, отсутствует единство в понимании юридической природы данного договора, более того, отсутствует сам термин, используемый для обозначения правоотношений, возникающих на его основе. В теории выделяют несколько точек относительно понятия, признаков и существенных условий договора коммерческой концессии.

Актуальность темы обусловлена, в первую очередь, тем, что сегодня коммерческая концессия активно распространяется в предпринимательской деятельности, как в сфере международного сотрудничества, так и внутри Российской Федерации. Это определяется тем, что пользование известным торговым знаком (торговой маркой), а также применение созданных технологий производства определенной продукции способствуют приобретению ряда преимуществ не только для правообладателя, но и для пользователя и, разумеется, для конечного потребителя товара. Для России договор коммерческой концессии является достаточно новым и еще не вполне исследованным институтом гражданского права, и, несмотря на сформировавшуюся судебно-арбитражную практику, существует ряд проблем, в том числе теоретических и правоприменительных, которые требуют разрешения и более четкой регламентации российским законодателем.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с регулированием договоров коммерческой концессии в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие вопросы заключения и исполнения договоров коммерческой концессии, монографическая и публицистическая литература по данной проблематике, а также материалы судебной практики.

Цели курсовой работы заключаются в исследовании и обобщении теоретических положений и материалов судебной практики в сфере регулирования договоров коммерческой концессии.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть становление и развитие коммерческой концессии в России;
  • охарактеризовать понятие и существенные условия договора коммерческой концессии;
  • проанализировать отличия договора коммерческой концессии от смежных договоров;
  • выявить проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии.

В ходе исследования были задействованы такие общенаучные методы, как диалектический метод и метод анализа; в том числе, использованы и специальные методы – сравнительно-правовой и метод юридического толкования.

Теоретическую основу исследования составляют работы А.В. Бессоновой, И.В. Васильевой, Т.Н. Васильевой, О.В. Гридневой, М.А. Данилова и других авторов.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, разделенные на четыре параграфа, заключение и список источников и литературы.

1. Теоретические аспекты договора коммерческой концессии

1.1 Становление и развитие коммерческой концессии в России

Изучая конструкцию договора коммерческой концессии, прежде всего, необходимо выяснить некоторые исторические аспекты, в частности, определить тот временной отрезок, когда предприниматели осознали необходимость создания подобной договорной конструкции.

В литературе отмечается, что появление и, соответственно, развитие франчайзинговых отношений (в глобальном масштабе) следует относить к середине ХХ в. Е.А. Суханов уточняет, что становление франчайзинговых отношений происходило в прошлом веке в США.[1] В целом научное сообщество также придерживается мнения, что отношения, опосредующие передачу комплекса исключительных прав от правообладателя иному лицу, получили развитие в промежутке с XIX до начала XX в.

Классическим франчайзингом, на наш взгляд, являются этапы развития сети быстрого питания «Макдоналдс». Дело в том, что основатель «Макдоналдс Систем (Инк)» Рэй Крок придумал следующее: правообладатель («Макдоналдс Систем (Инк)») передает заинтересованным лицам при покупке франшизы не просто права на результаты интеллектуальной деятельности и товарный знак, но и детальное описание бизнес-процессов с той целью, чтобы новый предприниматель, получивший комплекс исключительных прав (франшизу), стремительно развивался на рынке быстрого питания, что, в свою очередь, приведет к росту «Макдоналдс» в глобальном масштабе. В этом и есть ключевой смысл франчайзинга: пользователь (франчайзи) работает самостоятельно, используя товарный знак правообладателя (франчайзера), неся самостоятельную имущественную ответственность и соблюдая правила и ограничения, установленные франшизой (например, работа на определенной территории).[2] Франчайзер же не вмешивается в управление компанией-франчайзи, осуществляя лишь контроль за соблюдением требований, установленных договором франчайзинга, при условии постоянного совершенствования данных требований в целях развития и повышения ценности франшизы в целом.


Если обратиться к российским временам, а точнее к советским, то следует отметить, что коммерческой концессии (франчайзинга) как договорной конструкции тогда не существовало. Это вызвано рядом объективных причин, так как ни дореволюционное, ни социалистическое право не рассматривало возможность развития предпринимательских отношений подобным образом в силу сложившегося на то время государственно-политического строя и правовой системы. Новый виток развития современного российского гражданского законодательства произошел в 1996 г., когда в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)[3] (далее - ГК РФ) была включена глава 54, содержащая положения о договоре коммерческой концессии.

Вернувшись к истории возникновения договора коммерческой концессии (франчайзинга) не в масштабах мира, а в России, следует обратить внимание на 1990-е гг. Так, М.Ю. Марченко указывает на ситуации, когда арендодатель по договору аренды помещения передавал не только само помещение, но и товарный знак, принадлежащий компании-арендодателю (с той целью, чтобы арендатор осуществлял коммерческую деятельность не за счет арендодателя, но в его интересах и с «продвижением» товарного знака последнего).[4] Отсюда можно сделать вывод о том, что необходимость разработки законодательной базы, регламентирующей условия заключения и в целом создания института коммерческой концессии, прежде всего, была вызвана возраставшей популярностью подобной схемы. К тому же после детального регулирования указанных отношений появились дополнительные возможности для взимания платы в бюджет государства, что не могло не являться еще одним мотивом для разработки законодательной базы.

Российский парламент приступил к работе над гл. 54 ГК РФ в 1990-х гг., так как практики использования договоров коммерческой концессии на территории РФ не существовало. Вместе с тем нормативная база в отношении договора коммерческой концессии отнюдь не являлась катализатором активного развития экономики России, которая ударными темпами двигалась вперед после распада СССР. Так, в гл. 54 ГК РФ были ограничения в отношении прав сторон договора. Данные ограничения отнюдь не способствовали использованию коммерческой концессии как новой и отвечающей всем современным требованиям договорной конструкции в ходе предпринимательской деятельности. В частности, вплоть до конца 2011 г., в соответствии с положениями ст. 1030 ГК РФ, вознаграждение по договору коммерческой концессии могло выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. Данные положения сводили на нет возможность включения в договор смешанных моделей платежей – начального взноса вкупе с периодическими платежами, несмотря на то, что сложившаяся мировая (да и отечественная) практика уже имела ряд подобных примеров.[5]


Наличие противоречий в положениях гл. 54 ГК РФ в конечном итоге привело к тому, что предприниматели, намеревающиеся урегулировать отношения путем заключения договора коммерческой концессии, не опирались на существующую договорную конструкцию и нормы гл. 54 ГК РФ, а использовали общие положения ГК Ф о продаже/перепродаже товаров и услуг, нормы о предоставлении права использования на отдельные объекты интеллектуальной собственности. Именно поэтому, а также в силу необходимости развития и поддержки предпринимательства в целом (в частности, в сфере коммерческой концессии) и возникла потребность сформировать законодательную базу, отвечающую всем современным вызовам и потребностям, используя для этого практику зарубежных стран, ведущих организаций и предприятий России и мира.

Федеральный закон от 18.07.2011 №216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации»[6] внес ряд ключевых изменений в существующее законодательство. Так, в частности, были модифицированы ограничения для сторон договора коммерческой концессии с той целью, чтобы договор коммерческой концессии по российскому праву был столь же детально проработан, как это реализовано за рубежом.[7]

Статьей 1033 ГК РФ установлены следующие положения:

– обязательство правообладателя не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав другим лицам для их использования на закрепленной за первоначальным пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

– обязательство о неконкуренции пользователя (не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии);

– отказ пользователя от получения по договору коммерческой концессии аналогичных прав от конкурентов правообладателя;

– обязательство пользователя перепродавать товары, выполнять работы или оказывать услуги по ценам, которые установлены правообладателем, а также не осуществлять реализацию (перепродажу, выполнение работ и оказание услуг) с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений иных правообладателей;

– обязательство пользователя осуществлять деятельность в границах определенной за ним правообладателем территории;

– обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.


Резюмируя, необходимо отметить, что новеллы Федерального закона от 18.07.2011 №216-ФЗ играют ключевую роль в развитии института коммерческой концессии в России и имеют своей целью удовлетворение возникающих сейчас и в будущем новых потребностей в регулировании данной договорной конструкции.

1.2 Понятие и существенные условия договора коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) является новым для российского гражданского права. В российской практике термин «франчайзинг» используется для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для определения договора (контракта) между конкретными партнерами в реализации системы отношений на практике.[8] Содержание терминов «франчайзинг» и «франшиза» соответствует содержанию терминов главы 54 ГК РФ «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии», поэтому будем понимать термин «коммерческая концессия» в значении термина «франчайзинг», а именно - система отношений по организации промышленного использования в предпринимательской деятельности объектов исключительного права; а термин «франшиза» в смысле содержания термина «договор коммерческой концессии» - договора, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее отработанную в практике систему ведения определенной промышленной (коммерческой) деятельности, предоставляет другому лицу (правополучателю) право на использование этой системы (объекта исключительного права) за определенное вознаграждение на определенных договором условиях. Соответственно лицо, которое предоставляет франшизу, именуется «франчайзер» (правообладатель), а лицо, которое получает франшизу, - «франчайзи» (пользователь).[9]

Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ коммерческой концессией является соглашение, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу - хау).