Файл: Договор коммерческой концессии /франчайзинга/ (Становление и развитие коммерческой концессии в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажным моментом, который необходимо затронуть при рассмотрении вопроса о предмете договора коммерческой концессии является объем использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта.[19]

Исходя из анализа п. 2 ст. 1027 ГК РФ, указание на объем использования является существенным условием договора и может выражаться в трех формах: указание на минимальный объем использования; указание на максимальный объем использования; указание на минимальный и максимальный объем использования.

На практике данное положение прописывается в договоре как установление единицы исчисления объема (как правило, это размер выручки), а также установление срока или периода. В договоре указываются последствия не достижения в оговоренные сроки минимального объема или превышения максимального объема за определенный срок. В этом случае пользователь будет обязан оплатить штраф правообладателю или у правообладателя появляется право расторгнуть договор.[20]

Положения об объеме использования исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта преследуют две важных цели. Во-первых, минимальных объем необходим для мотивации пользователя добросовестно исполнять свои обязанности по договору. Правообладатель заинтересован в надежном партнере по ведению бизнеса. Во-вторых, максимальный объем устанавливается для возможности контроля пользователя со стороны правообладателя. С одной стороны, правообладатель заинтересован в успешности бизнеса пользователя, однако такое возможно не во всех случаях, например, в случае большой прибыли пользователя при фиксированных платежах правообладателю. Другим объяснением может являться то, что правообладатель обладает большим опытом в ведении бизнеса, имеет представление о правильной стратегии на рынке. Тем самым он является более компетентным в планировании бизнеса.[21]

Если у правообладателя имеется большая сеть из пользователей, то он определяет стратегию развития всего бизнеса и не заинтересован в большой самостоятельности пользователей. По своей сути положение о максимальном объеме использования исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта похоже на ограничения прав сторон по ст. 1033 ГК РФ.

Ст. 1030 ГК РФ определяет возможные формы оплаты вознаграждения правообладателю, но оставляя за сторонами возможность определить иную форму, чем перечисленные в законе. Вознаграждение осуществляется денежными средствами и возможно в форме:[22]


1) фиксированного разового платежа. Данный вид платежа представляет собой своеобразный взнос, который позволяет пользователю стать частью сети правообладателя. Как правило, размер этого взноса определен заранее правообладателем и складывается из первоначальных необходимых затрат на пользователя. Например, это может быть помощь правообладателя в организации бизнеса, обучение пользователя и его персонала, маркетинг, реклама, предоставление материальных объектов с изображением товарного знака и т.д.;

2) фиксированного периодического платежа. Такой вид платежа устанавливается в тех видах предпринимательской деятельности, для которых характерно колебание выручки или где сложно ее высчитать. Размер фиксированного платежа устанавливается в договоре и зависит от различных показателей: используемого в предпринимательской деятельности имущества, количества клиентов или покупателей и т.д. (например, это часто применяется при электронных продажах, когда за каждое проданное (скаченное) издание правообладателю отчисляется определенная сумма);

3) фиксированного отчисления от выручки пользователя. Это самая распространенная форма вознаграждения по договору коммерческой концессии. Величина процента фиксируется в договоре и зависит от финансовых результатов за определенный период, который также указывается в договоре;

4) наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем пользователю на исключительной основе для перепродажи. Наценка позволяет правообладателю получать фиксированный доход с каждого проданного пользователем товара. Так как закон разрешает использовать иную форму, предусмотренную в договоре, то из этого вытекает возможность использовать различные комбинированные методы оплаты.

Выбор способа оплаты в каждом конкретном договоре определяется видом предпринимательской деятельности, в которой будет работать пользователь и различными экономическими факторами. Как правило, при заключении договора платится единовременный разовый платеж и после этого периодический платеж.

В предпринимательской деятельности периодическое вознаграждение по договору коммерческой концессии называется «роялти». Разовый платеж также носит название «паушального» взноса.[23]

Нарушения условий о выплате вознаграждения являются одними из самых распространенных в судебной практике. Так как договор коммерческой концессии связан с осуществлением предпринимательской деятельности, то на пользователе лежат все предпринимательские риски. В качестве типичного примера можно привести Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2015 года. Истец (правообладатель) обратился в суд с требованием взыскать с ответчика (пользователя) задолженность по договору коммерческой концессии. Истец обосновал свои требования, ссылаясь на условия договора коммерческой концессии, в том числе, положения о сумме иска и положения об основаниях для расторжения договора.


Истцом было направлено требование к ответчику о подтверждении выплаты задолженности, но ответ получен не был. Суд согласился с требованиями истца и постановил взыскать с ответчика сумму задолженности по договору.[24]

Предмет договора и цена договора, несомненно, являются существенными условиями договора коммерческой концессии. Кроме существенных условий, в содержание договора могу входить обычные и случайные условия договора. К первому виду условий относятся такие условия договора, которые зафиксированы в различных нормативных правовых актах и не нуждаются в согласовании сторонами. Второй вид условий – случайные или индивидуальные условия, перечень которых целиком определяется сторонами.

Как правило, иными условиями договора являются положения о сфере и способах использования комплекса исключительных прав, а также положения о качестве товаров, работ и услуг. Последнее положение направлено на защиту интересов пользователя, который может нести риск ухудшения деловой репутации вследствие действий пользователя. Добросовестный пользователь имеет право требовать от правообладателя всю необходимую документацию и технологии, которые относятся к качеству товаров, работ и услуг.

Таким образом, несмотря на все очевидные преимущества договора коммерческой концессии и франчайзинговые схемы предпринимательства, с применением коммерческой концессии в нашей стране возникает множество проблем из-за несовершенного механизма правового регулирования, отсутствия должного его закрепления, недостаточной правовой культуры, информирования и т.д., поэтому необходимо дальнейшее реформирование действующего законодательства, регулирующего договор коммерческой концессии, с целью приведения его в соответствие с требованиями практики.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем основные выводы.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) является новым для российского гражданского права. В российской практике термин «франчайзинг» используется для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин «франшиза» - для определения договора (контракта) между конкретными партнерами в реализации системы отношений на практике.

Коммерческой концессией является соглашение, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу - хау).


С юридической точки зрения договор коммерческой концессии представляет собой довольно сложный правовой механизм, который включает в себя не только комплекс объектов интеллектуальной деятельности (коммерческие обозначения и т.д.), но и обязанности пользователя соблюдать требования по использованию предмета, чтобы не повлечь отрицательные последствия для правообладателя.

Договоры коммерческой концессии при некоторой схожести с лицензионными соглашениями, а также агентскими договорами и договорами комиссии, имеют различия в части сторон, предмета, формы и содержания, а также возможностей расширения бизнеса и его доходности. Договор коммерческой концессии позволяет расширить границы предпринимательской деятельности правообладателя. Использование такого соглашения законодательно закрепляет большие обязательства и права сторон друг перед другом, большую ответственность сторон.

В заключение отметим, что несмотря на все очевидные преимущества договора коммерческой концессии и франчайзинговые схемы предпринимательства, с применением коммерческой концессии в нашей стране возникает множество проблем из-за несовершенного механизма правового регулирования, отсутствия должного его закрепления, недостаточной правовой культуры, информирования и т.д., поэтому необходимо дальнейшее реформирование действующего законодательства, регулирующего договор коммерческой концессии, с целью приведения его в соответствие с требованиями практики. Необходимо улучшить процесс урегулирования отношений сторон, сделать их максимально прозрачными с целью увеличения числа подобных договоров, что в итоге приведет к стандартизации процедуры заключения договора коммерческой концессии и новому этапу в экономическом развитии России.

Список источников и литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №5. - Ст. 410
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №52 (1 ч.). - Ст. 5496
  3. Федеральный закон от 18.07.2011 №216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - №30 (ч. 1). - Ст. 4564
  4. Решение Арбитражного Суда города Москвы от 29 января 2015 года. Дело №А40-187335/14 // Режим доступа - https://www.rospravosudie.com (дата обращения: 29.01.2017)
  5. Решение Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2015 года. Дело №А56-10778/2015 // Режим доступа - https://www.rospravosudie.com (дата обращения: 29.01.2017)
  6. Бессонова А.В. Проблематика определения существенных условий договора коммерческой концессии // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - №5-3 (80). - С. 242-245
  7. Васильева И.В., Васильева Т.Н. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2016. - №11. - С. 107-112
  8. Гриднева О.В., Стародумова С.Ю. Правовая природа договора коммерческой концессии // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - №2. - С. 228-231
  9. Данилов М.А. Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в свете изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2017. - №16. - С. 44-49
  10. Кузнецова А.В., Бандюков А.Н. Договор коммерческой концессии – франчайзинг или франшиза // В сборнике: Экономико-правовые проблемы устойчивого развития отраслей и предприятий. – Нижний Новгород, 2016. - С. 63-66
  11. Кузнецова Е.О. Коммерческая концессия как предпринимательский договор // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. – Уфа, 2016. - С. 128-130
  12. Литвинов Д.Г. О договоре коммерческой концессии // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. – Уфа, 2016. - С. 214-215
  13. Логвиненко И.Ю. Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы права и управления. – Петрозаводск, 2016. - С. 215-218
  14. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. - 2016. - №14. - С. 10-14
  15. Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры. - 2014. - №4-3 (31). - С. 66-71
  16. Митрофанова Г.А. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии // Отечественная юриспруденция. - 2016. - №6 (8). - С. 50-52
  17. Муртазов А.Р. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными договорами // В сборнике: Научное сообщество студентов. – Чебоксары, 2016. - С. 310-312
  18. Охрименко Е.А. Существенные условия договора коммерческой концессии // Международный научный альманах. - 2016. - №1 (1). - С. 113-118
  19. Соломаха И.А. Особенности договора коммерческой концессии // В сборнике: Актуальные проблемы современного частного права. – Краснодар, 2016. - С. 291-294
  20. Соломонов Е.В., Юрицин А.А. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии: вопросы реализации на примере содержания правоотношений // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2016. - №1 (46). - С. 152-157
  21. Суханов Е.А. Российское гражданское право. Учебник. В 2-х томах. Том 2. Обязательственное право. – М.: Статут, 2014. – 1208 с.
  22. Терехова И.О. Особенности коммерческой концессии как предпринимательского договора // Инновационная наука. - 2016. - №6-3. - С. 182-183
  23. Шоваева М.В., Кокшаева М.В., Яшаева Д.С. и др. Отдельные аспекты договора коммерческой концессии // Аграрное и земельное право. - 2016. - №11 (143). - С. 64-67
  24. Юхименко И.М. О соотношении договора коммерческой концессии с лицензионным договором // Очерки новейшей камералистики. - 2016. - №1. - С. 34-36

  1. Суханов Е.А. Российское гражданское право. Учебник. В 2-х томах. Том 2. Обязательственное право. – М.: Статут, 2014. – С. 618

  2. Соломонов Е.В., Юрицин А.А. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии: вопросы реализации на примере содержания правоотношений // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2016. - №1 (46). - С. 153

  3. Собрание законодательства РФ. – 1996. - №5. - Ст. 410

  4. Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры. - 2014. - №4-3 (31). - С. 67

  5. Гриднева О.В., Стародумова С.Ю. Правовая природа договора коммерческой концессии // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - №2. - С. 230

  6. Собрание законодательства РФ. – 2011. - №30 (ч. 1). - Ст. 4564

  7. Кузнецова Е.О. Коммерческая концессия как предпринимательский договор // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. – Уфа, 2016. - С. 129

  8. Кузнецова А.В., Бандюков А.Н. Договор коммерческой концессии – франчайзинг или франшиза // В сборнике: Экономико-правовые проблемы устойчивого развития отраслей и предприятий. – Нижний Новгород, 2016. - С. 63

  9. Васильева И.В., Васильева Т.Н. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2016. - №11. - С. 108

  10. Охрименко Е.А. Существенные условия договора коммерческой концессии // Международный научный альманах. - 2016. - №1 (1). - С. 114

  11. Соломаха И.А. Особенности договора коммерческой концессии // В сборнике: Актуальные проблемы современного частного права. – Краснодар, 2016. - С. 292

  12. Данилов М.А. Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в свете изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы российского законодательства. - 2017. - №16. - С. 45

  13. Собрание законодательства РФ. – 2006. - №52 (1 ч.). - Ст. 5496

  14. Юхименко И.М. О соотношении договора коммерческой концессии с лицензионным договором // Очерки новейшей камералистики. - 2016. - №1. - С. 35

  15. Митрофанова Г.А. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии // Отечественная юриспруденция. - 2016. - №6 (8). - С. 51

  16. Литвинов Д.Г. О договоре коммерческой концессии // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. – Уфа, 2016. - С. 215

  17. Муртазов А.Р. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными договорами // В сборнике: Научное сообщество студентов. – Чебоксары, 2016. - С. 312

  18. Решение Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 апреля 2015 года. Дело №А56-10778/2015 // Режим доступа - https://www.rospravosudie.com (дата обращения: 29.01.2017)

  19. Терехова И.О. Особенности коммерческой концессии как предпринимательского договора // Инновационная наука. - 2016. - №6-3. - С. 183

  20. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. - 2016. - №14. - С. 12

  21. Шоваева М.В., Кокшаева М.В., Яшаева Д.С. и др. Отдельные аспекты договора коммерческой концессии // Аграрное и земельное право. - 2016. - №11 (143). - С. 66

  22. Бессонова А.В. Проблематика определения существенных условий договора коммерческой концессии // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - №5-3 (80). - С. 243

  23. Логвиненко И.Ю. Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы права и управления. – Петрозаводск, 2016. - С. 216

  24. Решение Арбитражного Суда города Москвы от 29 января 2015 года. Дело №А40-187335/14 // Режим доступа - https://www.rospravosudie.com (дата обращения: 29.01.2017)