Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности (Теоретические аспекты роли международного частного права в нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты роли международного частного права в нотариальной деятельности

1.1. Источники нотариального права

В юридической науке существует дискуссия относительно целесообразности выделения нотариального права в отдельную самостоятельную отрасль права. Выделяют следующие признаки, которые могут охарактеризовать нотариальное право как самостоятельную (комплексную) отрасль права: во-первых, наличие кодифицированного правового акта — Основ законодательства РФ о нотариате[1]; во-вторых, наличие общего предмета регулирующего воздействия — отношений, связанных с совершением нотариальных действий; в-третьих, это комплексный характер нотариального права, ибо оно включает в себя юридические нормы гражданского, административного, процессуального и иных отраслей российского права; в-четвертых, нотариальное право имеет ряд особых принципов, общих положений, приемов и способов регулирования, образующих особый правовой режим[2].

Нотариальное право обладает собственной системой источников, под которыми понимаются нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариата. Так, сущность нотариальных действий заключается в участии в гражданском обороте путем удостоверения бесспорных юридических фактов. При совершении нотариального акта нотариус прежде всего руководствуется нормами материального права: устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате[3]), проверяет дееспособность граждан и правоспособность юридических лиц (ст. 43 Основ законодательства РФ о нотариате), удостоверяет сделки (глава X Основ законодательства РФ о нотариате).

Нотариальный процесс можно определить как комплексную систему правовых форм деятельности нотариуса, а также заинтересованных в правовом результате и наступлении правовых по- следствий граждан, государственных и негосударственных организаций. Нотариальный процесс регулируется правовыми нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих нотариальных актах. Таким образом, нотариальное право представляет собой комплексную отрасль права, которая сформировалась в связи с необходимостью специализированного регулирования определенной группы отношений на основе и в рамках существующих отраслевых юридических режимов[4].

Нормы нотариального права регулируют общественные отношения по поводу нотариальной деятельности на основе различных самостоятельных источников права и сочетания публичных и частных интересов. По своему характеру нотариальное право является как процессуальным (процедурным), так и материальным, ибо регулирует как общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, определяя их юридические последствия.

Нотариальное право обладает своей системой источников. Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате. К числу источников относится Конституция Российской Федерации[5], Основы законодательства РФ о нотариате[6], федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты.

Главным федеральным нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность нотариата в Российской Федерации, являются Основы законодательства РФ о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. Несмотря на то что их принятие предшествовало Конституции РФ, они неоднократно были признаны Конституционным Судом РФ соответствующими нормам Конституции РФ. Само наименование нормативного акта «Основы законодательства» принадлежит к устаревшей типологии, предусмотренной Федеративным договором. Нотариат указан в нем как предмет совместного ведения. А по предметам совместного ведения Российская Федерация могла принимать Основы законодательства, кодексы и законы, а уже регион осуществлял собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции[7].

Многие вопросы, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, также регулируются федеральными законами и кодифицированными актами. Так, Налоговый кодекс РФ[8] регулирует вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины: порядок ее взимания, размеры и особенности уплаты, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

Гражданский кодекс РФ[9] регулирует многие вопросы, относящиеся напрямую к деятельности нотариата: наследственное право, исполнение обязательств путем внесения долга в депозит нотариуса и многие другие.

Гражданский процессуальный кодекс РФ[10] определяет порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Новый пункт 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ придает особый статус нотариально оформленному документу: «Обстоятельства, подтверждаемые нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».

Согласно ст. 72 Конституции РФ[11] нотариат относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что по вопросам организации и деятельности нотариата субъекты РФ вправе издавать свои нормативные акты. На сегодняшний день в ряде субъектов Федерации действуют свои законы о нотариате, которые должны соответствовать Основам законодательства РФ о нотариате. В частности, соответствующие законы приняты в Москве, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области и др.

Нотариальная деятельность детализируется на уровне подзаконных нормативных актов. В частности, следует отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»[12], а также нормативные акты Министерства юстиции РФ, которые в ряде случаев применяются совместно с Федеральной нотариальной палатой, такие, к примеру, как приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами в Российской Федерации».

1.2. Место международных актов в системе источников нотариального права

Нельзя не отметить международные правовые акты, касающиеся развития нотариата. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ[13] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»[14] международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[15].

Благодаря интеграции Российской Федерации в международное сообщество роль и место международных договоров в правовой жизни нашей страны продолжает возрастать. Так, нотариусами в своей деятельности применяются Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.), а также другие международные акты и договоры.

Российская Федерация стала членом Совета Европы и обязана учитывать нормы европейского права. Непосредственное отношение к нотариату имеет Резолюция Европейского парламента А3–0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах — членах Сообщества». Она в большей мере определяет направления развития и изучения нотариата в европейских странах.

Отдельным вопросом, заслуживающим внимания, является вопрос о правовом статусе нормативных актов Международного союза латинского нотариата, который является неправительственной организацией, куда входят национальные объединения нотариусов, допускается также индивидуальное членство граждан-нотариусов. Федеральная нотариальная палата является членом Международного союза латинского нотариата. Однако из текста Конституции РФ[16] и определения международного договора следует, что таковым будет только обязательство Российской Федерации как государства, субъекта международного права. Россия, естественно, в данную организацию не вступала и не могла стать ее членом. Даже если такая возможность и имелась, то в Собрании законодательства РФ можно было бы увидеть Федеральный закон о ратификации Устава Союза, либо иного какого-то договора, свидетельствующего о том, что Россия берет на себя конкретные международные обязательства[17].

Таким образом, договоры общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами[18].

Выводы

Договоры же общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Глава 2. Проблемы использования международных правовых актов в нотариальной деятельности в России

2.1. Международное сотрудничество в сфере нотариата

2.2. Соотношение международного и внутригосударственного права в нотариальной деятельности

2.3. Гармонизация системы нотариальных органов с аналогичными зарубежными

2.4. Унификация правил нотариального производства

Выводы

Заключение

Договоры же общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Список литературы

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).

Введение

Актуальность исследования. Процессы глобализации оказывают влияние на различные сферы и аспекты государственной и общественной жизни, включая и право. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат выполняет особые функции защиты прав и законных интересов граждан и организаций, в первую очередь в сфере регулирования экономических отношений. Для глобализации характерна процессуальность, незавершенность, поскольку на сегодняшний день более или менее гомогенная глобальная цивилизация отсутствует, хотя существуют тенденции к образованию некоего глобального сообщества, в рамках которого
границы между его сегментами радикально трансформируются и которое можно именовать «мегаобществом».

В рамках интернационализации российского законодательства о нотариате можно выделить несколько направлений: соотношение международного и внутригосударственного права в нотариальной деятельности; гармонизация системы нотариальных органов с аналогичными зарубежными; унификация правил нотариального производства.

Целью работы является исследование влияния международного частного права и нотариальную деятельность в России.

Задачи работы:

  • рассмотреть источники нотариального права;
  • исследовать место международных правовых актов в системе источников нотариального права России;
  • рассмотреть международное сотрудничество в области нотариальной деятельности;
  • рассмотреть соотношение международного и внутригосударственного права в нотариальной деятельности;
  • исследовать проблемы гармонизации системы нотариальных органов с аналогичными зарубежными;
  • рассмотреть вопросы унификации правил нотариального производства.

Объектом исследования являются нормы международного частного права в области нотариата.

В ходе исследований применялись различные методы: логический анализ, системный подход, ретроспективный анализ и другие.

Научной и методической основой работы послужили законодательные и иные нормативные акты, работы отечественных ученых и специалистов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты роли международного частного права в нотариальной деятельности

1.1. Источники нотариального права

В юридической науке существует дискуссия относительно целесообразности выделения нотариального права в отдельную самостоятельную отрасль права. Выделяют следующие признаки, которые могут охарактеризовать нотариальное право как самостоятельную (комплексную) отрасль права: во-первых, наличие кодифицированного правового акта — Основ законодательства РФ о нотариате[1]; во-вторых, наличие общего предмета регулирующего воздействия — отношений, связанных с совершением нотариальных действий; в-третьих, это комплексный характер нотариального права, ибо оно включает в себя юридические нормы гражданского, административного, процессуального и иных отраслей российского права; в-четвертых, нотариальное право имеет ряд особых принципов, общих положений, приемов и способов регулирования, образующих особый правовой режим[2].

Нотариальное право обладает собственной системой источников, под которыми понимаются нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариата. Так, сущность нотариальных действий заключается в участии в гражданском обороте путем удостоверения бесспорных юридических фактов. При совершении нотариального акта нотариус прежде всего руководствуется нормами материального права: устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате[3]), проверяет дееспособность граждан и правоспособность юридических лиц (ст. 43 Основ законодательства РФ о нотариате), удостоверяет сделки (глава X Основ законодательства РФ о нотариате).

Нотариальный процесс можно определить как комплексную систему правовых форм деятельности нотариуса, а также заинтересованных в правовом результате и наступлении правовых по- следствий граждан, государственных и негосударственных организаций. Нотариальный процесс регулируется правовыми нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих нотариальных актах. Таким образом, нотариальное право представляет собой комплексную отрасль права, которая сформировалась в связи с необходимостью специализированного регулирования определенной группы отношений на основе и в рамках существующих отраслевых юридических режимов[4].


Нормы нотариального права регулируют общественные отношения по поводу нотариальной деятельности на основе различных самостоятельных источников права и сочетания публичных и частных интересов. По своему характеру нотариальное право является как процессуальным (процедурным), так и материальным, ибо регулирует как общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, определяя их юридические последствия.

Нотариальное право обладает своей системой источников. Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате. К числу источников относится Конституция Российской Федерации[5], Основы законодательства РФ о нотариате[6], федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты.

Главным федеральным нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность нотариата в Российской Федерации, являются Основы законодательства РФ о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. Несмотря на то что их принятие предшествовало Конституции РФ, они неоднократно были признаны Конституционным Судом РФ соответствующими нормам Конституции РФ. Само наименование нормативного акта «Основы законодательства» принадлежит к устаревшей типологии, предусмотренной Федеративным договором. Нотариат указан в нем как предмет совместного ведения. А по предметам совместного ведения Российская Федерация могла принимать Основы законодательства, кодексы и законы, а уже регион осуществлял собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции[7].

Многие вопросы, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, также регулируются федеральными законами и кодифицированными актами. Так, Налоговый кодекс РФ[8] регулирует вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины: порядок ее взимания, размеры и особенности уплаты, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

Гражданский кодекс РФ[9] регулирует многие вопросы, относящиеся напрямую к деятельности нотариата: наследственное право, исполнение обязательств путем внесения долга в депозит нотариуса и многие другие.


Гражданский процессуальный кодекс РФ[10] определяет порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Новый пункт 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ придает особый статус нотариально оформленному документу: «Обстоятельства, подтверждаемые нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».

Согласно ст. 72 Конституции РФ[11] нотариат относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что по вопросам организации и деятельности нотариата субъекты РФ вправе издавать свои нормативные акты. На сегодняшний день в ряде субъектов Федерации действуют свои законы о нотариате, которые должны соответствовать Основам законодательства РФ о нотариате. В частности, соответствующие законы приняты в Москве, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области и др.

Нотариальная деятельность детализируется на уровне подзаконных нормативных актов. В частности, следует отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»[12], а также нормативные акты Министерства юстиции РФ, которые в ряде случаев применяются совместно с Федеральной нотариальной палатой, такие, к примеру, как приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами в Российской Федерации».

1.2. Место международных актов в системе источников нотариального права

Нельзя не отметить международные правовые акты, касающиеся развития нотариата. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ[13] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»[14] международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[15].


Благодаря интеграции Российской Федерации в международное сообщество роль и место международных договоров в правовой жизни нашей страны продолжает возрастать. Так, нотариусами в своей деятельности применяются Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.), а также другие международные акты и договоры.

Российская Федерация стала членом Совета Европы и обязана учитывать нормы европейского права. Непосредственное отношение к нотариату имеет Резолюция Европейского парламента А3–0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах — членах Сообщества». Она в большей мере определяет направления развития и изучения нотариата в европейских странах.

Отдельным вопросом, заслуживающим внимания, является вопрос о правовом статусе нормативных актов Международного союза латинского нотариата, который является неправительственной организацией, куда входят национальные объединения нотариусов, допускается также индивидуальное членство граждан-нотариусов. Федеральная нотариальная палата является членом Международного союза латинского нотариата. Однако из текста Конституции РФ[16] и определения международного договора следует, что таковым будет только обязательство Российской Федерации как государства, субъекта международного права. Россия, естественно, в данную организацию не вступала и не могла стать ее членом. Даже если такая возможность и имелась, то в Собрании законодательства РФ можно было бы увидеть Федеральный закон о ратификации Устава Союза, либо иного какого-то договора, свидетельствующего о том, что Россия берет на себя конкретные международные обязательства[17].

Таким образом, договоры общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами[18].