Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности (Теоретические аспекты роли международного частного права в нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты роли международного частного права в нотариальной деятельности

1.1. Источники нотариального права

В юридической науке существует дискуссия относительно целесообразности выделения нотариального права в отдельную самостоятельную отрасль права. Выделяют следующие признаки, которые могут охарактеризовать нотариальное право как самостоятельную (комплексную) отрасль права: во-первых, наличие кодифицированного правового акта — Основ законодательства РФ о нотариате[1]; во-вторых, наличие общего предмета регулирующего воздействия — отношений, связанных с совершением нотариальных действий; в-третьих, это комплексный характер нотариального права, ибо оно включает в себя юридические нормы гражданского, административного, процессуального и иных отраслей российского права; в-четвертых, нотариальное право имеет ряд особых принципов, общих положений, приемов и способов регулирования, образующих особый правовой режим[2].

Нотариальное право обладает собственной системой источников, под которыми понимаются нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариата. Так, сущность нотариальных действий заключается в участии в гражданском обороте путем удостоверения бесспорных юридических фактов. При совершении нотариального акта нотариус прежде всего руководствуется нормами материального права: устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия (ст. 42 Основ законодательства РФ о нотариате[3]), проверяет дееспособность граждан и правоспособность юридических лиц (ст. 43 Основ законодательства РФ о нотариате), удостоверяет сделки (глава X Основ законодательства РФ о нотариате).

Нотариальный процесс можно определить как комплексную систему правовых форм деятельности нотариуса, а также заинтересованных в правовом результате и наступлении правовых по- следствий граждан, государственных и негосударственных организаций. Нотариальный процесс регулируется правовыми нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих нотариальных актах. Таким образом, нотариальное право представляет собой комплексную отрасль права, которая сформировалась в связи с необходимостью специализированного регулирования определенной группы отношений на основе и в рамках существующих отраслевых юридических режимов[4].

Нормы нотариального права регулируют общественные отношения по поводу нотариальной деятельности на основе различных самостоятельных источников права и сочетания публичных и частных интересов. По своему характеру нотариальное право является как процессуальным (процедурным), так и материальным, ибо регулирует как общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, определяя их юридические последствия.

Нотариальное право обладает своей системой источников. Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате. К числу источников относится Конституция Российской Федерации[5], Основы законодательства РФ о нотариате[6], федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты.

Главным федеральным нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность нотариата в Российской Федерации, являются Основы законодательства РФ о нотариате, принятые 11 февраля 1993 г. Несмотря на то что их принятие предшествовало Конституции РФ, они неоднократно были признаны Конституционным Судом РФ соответствующими нормам Конституции РФ. Само наименование нормативного акта «Основы законодательства» принадлежит к устаревшей типологии, предусмотренной Федеративным договором. Нотариат указан в нем как предмет совместного ведения. А по предметам совместного ведения Российская Федерация могла принимать Основы законодательства, кодексы и законы, а уже регион осуществлял собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции[7].

Многие вопросы, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью, также регулируются федеральными законами и кодифицированными актами. Так, Налоговый кодекс РФ[8] регулирует вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины: порядок ее взимания, размеры и особенности уплаты, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

Гражданский кодекс РФ[9] регулирует многие вопросы, относящиеся напрямую к деятельности нотариата: наследственное право, исполнение обязательств путем внесения долга в депозит нотариуса и многие другие.

Гражданский процессуальный кодекс РФ[10] определяет порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Новый пункт 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ придает особый статус нотариально оформленному документу: «Обстоятельства, подтверждаемые нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».

Согласно ст. 72 Конституции РФ[11] нотариат относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это означает, что по вопросам организации и деятельности нотариата субъекты РФ вправе издавать свои нормативные акты. На сегодняшний день в ряде субъектов Федерации действуют свои законы о нотариате, которые должны соответствовать Основам законодательства РФ о нотариате. В частности, соответствующие законы приняты в Москве, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области и др.

Нотариальная деятельность детализируется на уровне подзаконных нормативных актов. В частности, следует отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»[12], а также нормативные акты Министерства юстиции РФ, которые в ряде случаев применяются совместно с Федеральной нотариальной палатой, такие, к примеру, как приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами в Российской Федерации».

1.2. Место международных актов в системе источников нотариального права

Нельзя не отметить международные правовые акты, касающиеся развития нотариата. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ[13] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»[14] международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[15].

Благодаря интеграции Российской Федерации в международное сообщество роль и место международных договоров в правовой жизни нашей страны продолжает возрастать. Так, нотариусами в своей деятельности применяются Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 22 января 1993 г.), а также другие международные акты и договоры.

Российская Федерация стала членом Совета Европы и обязана учитывать нормы европейского права. Непосредственное отношение к нотариату имеет Резолюция Европейского парламента А3–0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах — членах Сообщества». Она в большей мере определяет направления развития и изучения нотариата в европейских странах.

Отдельным вопросом, заслуживающим внимания, является вопрос о правовом статусе нормативных актов Международного союза латинского нотариата, который является неправительственной организацией, куда входят национальные объединения нотариусов, допускается также индивидуальное членство граждан-нотариусов. Федеральная нотариальная палата является членом Международного союза латинского нотариата. Однако из текста Конституции РФ[16] и определения международного договора следует, что таковым будет только обязательство Российской Федерации как государства, субъекта международного права. Россия, естественно, в данную организацию не вступала и не могла стать ее членом. Даже если такая возможность и имелась, то в Собрании законодательства РФ можно было бы увидеть Федеральный закон о ратификации Устава Союза, либо иного какого-то договора, свидетельствующего о том, что Россия берет на себя конкретные международные обязательства[17].

Таким образом, договоры общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами[18].

Выводы

Договоры же общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Глава 2. Проблемы использования международных правовых актов в нотариальной деятельности в России

2.1. Международное сотрудничество в сфере нотариата

2.2. Соотношение международного и внутригосударственного права в нотариальной деятельности

2.3. Гармонизация системы нотариальных органов с аналогичными зарубежными

2.4. Унификация правил нотариального производства

Выводы

Заключение

Договоры же общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Список литературы

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).

Выводы

Нотариат – это особая система органов, назначение которых состоит в совершении специальных, предусмотренных законом действий, направленных на закрепление бесспорных фактов и прав в целях придания им юридической достоверности.

Нотариальное право обладает своей системой источников. Перечень нормативных правовых актов, которые регулируют нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате. К числу источников относится Конституция Российской Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, а также иные нормативные правовые акты.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Договоры же общественных организаций — Федеральной нотариальной палаты и Международного союза латинского нотариата никак не могут повлиять на объем правомочий государства. Поэтому любые рекомендации, нотариальные стандарты, разъяснения, источником которых является международный профессиональный Союз, не имеют обязательного характера для государственных органов, а также нотариусов, так как один из главных принципов российской нотариальной деятельности — независимость.

Нотариус руководствуется только Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами РФ и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Глава 2. Проблемы использования международных правовых актов в нотариальной деятельности в России


2.1. Международное сотрудничество в сфере нотариата

Для российского нотариата международное сотрудничество является очень актуальным. В настоящее время отмечается тенденция увеличения количества дел с иностранным элементом в практике российских нотариусов. Основное место среди дел с международной составляющей занимают наследственные дела. Здесь примечательно то, что различия между внутренним законодательством государств по вопросам наследования наиболее значительны, так как связаны с национальными традициями. В частности, странам англосаксонского права практически не известны положения об обязательной доле в наследстве.

Среди причин увеличения дел с международным элементом можно выделить следующие:

  • с распадом СССР складывалось множество ситуаций, когда родственники оказывались проживающими в разных государствах;
  • увеличение личных, семейных, профессиональных и деловых контактов российских граждан и организаций с иностранными физическими и юридическими лицами;
  • процессы миграции иностранной рабочей силы, наплыв беженцев и переселенцев;
  • развитие транснационального бизнеса[19].

Нотариус способен обеспечить в делах с иностранным элементом защиту общезначимых социальных ценностей, составляющих основу нашего государства и общества и в то же время нотариус больше чем кто-либо должен стремиться удовлетворить желания обращающихся к нему лиц, находя законные решения для достижения ими своих целей. Это позволяет находить гибкие и эффективные решения, устраняющие всякую неопределенность и спорность из отношений сторон в области международных отношений.

Наиболее ярким примером международного сотрудничества в области нотариата является деятельность Международного союза Латинского нотариата. Созданный в 1948 г. в настоящее время он объединяет уже более 80 членов. Подчеркнем, что основная роль в организации взаимодействия на международном уровне национальных нотариатов разных стран, определения концептуальных векторов совершенствования нотариальной профессии и нотариальной деятельности, представления интересов нотариата на международной арене принадлежит Уставу МСЛН. Основной целью деятельности МСЛН, которая нашла свое отражение в тексте Устава, является «продвижение и применение фундаментальных принципов системы нотариата латинского типа, а также, принципов нотариальной этики».

За годы вхождения России в число членов данного Союза(с 1995 г.) можно отметить, что Россия является полноправными его членом и динамично сотрудничаем с Союзом. Следует отметить, что в рамках МСЛН Россия осуществляет и сотрудничество в рамках СНГ, и двустороннее сотрудничество с рядом стран. В частности российский нотариат длительное время сотрудничал со Швейцарией[20].


Следует отметить, что у РФ уже имеется положительный опыт международного сотрудничества в сфере нотариата с Королевством Испании и Францией. Примечательно, что французский нотариат является одним из самых уважаемых нотариатов в Международном союзе, имеющий богатые традиции и сильную школу, очень веские и весомые позиции у себя в стране и на международной арене.

С 2003 г. регулярно проводятся различные семинары, обсуждаются существующие проблемы, перспективы дальнейшего развития, происходит обмен накопленным опытом. Международное сотрудничество российские нотариусы осуществляют также и в рамках СНГ на базе двусторонних и многосторонних соглашений о правовой помощи.

Международное сотрудничество нотариата активно развивается, и важно, что не только на федеральном уровне. На сегодняшний день действуют международные договоры, заключенные нотариальными палатами субъектов, что служит основой для интеграции российского нотариата в международную правовую среду. В частности, Московская городская нотариальная палата является членом Ассоциации нотариусов европейских метрополий, в которую входят нотариальные палаты столичных городов ведущих европейских стран: Парижа, Брюсселя, Мадрида, Берлина, Вены, Рима, Женевы.

Законодательством РФ, а также международными договорами определяется порядок взаимодействия российских нотариусов и органов юстиции иностранных государств. Как правило, такое взаимодействие осуществляется через органы юстиции РФ[21].

В литературе встречаются мнения о наличии целой отрасли международного нотариального права, что является преждевременным выводом. Однако, можно согласиться с В. В. Ралько, что международное взаимодействие в сфере нотариата в конечном счете обусловливает постепенное формирование межнациональной нотариальной системы, которая представляет собой одно из наиболее перспективных направлений в развитии нотариата.

2.2. Соотношение международного и внутригосударственного права в нотариальной деятельности

В ст. 5 Основ о нотариате[22] указано, что нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности. Он руководствуется Конституцией Российской Федерации[23], законами, другими внутригосударственными нормативными актами, и только на самом последнем месте в общем перечне содержится ссылка на международные договоры. Лишь в ст. 109 уточняется: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те. которые предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора». Данные нормы в целом соответствуют ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила. чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».


Толкование некоторых терминов содержится в постановлении Пленума
Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами об-
щей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[24]. В этом документе указывается, что международные договоры являются одним из важнейших
средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций. в том числе субъектов национального права, включая физических лиц.

Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В соответствии с указанным постановлением Пленума Верховного Суда РФ под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения к правам человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных упреждений.

В ст. 104 Основ о нотариате[25] предусмотрено, что нотариус согласно законодательству Российской Федерации, международным договорам применяет нормы иностранного права. Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации.

2.3. Гармонизация системы нотариальных органов с аналогичными зарубежными

Создание единого экономического пространства диктует потребность сближения национальных правовых систем. Такой процесс можно наблюдать в отношении стран-членов Европейского Союза. Право Европейского Союза представляет собой не просто комплекс договоров, а особую целостную правовую систему обладающую немалой спецификой. Характерная его черта - особенно тесная связь с правом государств-членов. Масштабы влияния права ЕС таковы, что примерно восемьдесят процентов законов и иных правовых актов в экономической и социальной областях, которые в прошлом относились к компетенции государств, разрабатываются органами Союза и являются едиными для всех[26].


России, устанавливающей тесные экономические и политические связи с европейскими странами, процесс формирования такого взаимного проникновения международного и внутригосударственного права небезынтересен. Однако существенным обстоятельством будет выглядеть факт реального вхождения российского государства в европейские организации. Тем более, что ряд политиков настаивает на том. что России прежде всего, необходимо быть в центре других международных организаций, стать связующим элементом между Европой и Азией и не «раствориться» в Европейском Союзе, в котором она не играла бы значимую роль. В этом случае возникает вопрос: в каком направлении следует ориентироваться при сближении юридической инфраструктуры.

В то же время Российская Федерация стала членом Совета Европы и обязана учитывать нормы европейского права. Тем более, что непосредственное отношение к нотариату имеет Резолюция Европейского парламента АЗ-0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах-членах Сообщества». Однако не надо рассматривать данную резолюцию как устанавливающую принципы построения нотариата в странах Европейского сообщества. Она в большей мере определяет направления развития и изучения нотариата и носит рекомендательный характер. Об этом свидетельствует и тот факт, что в странах ЕС нотариат основывается на абсолютно разных принципах: есть государственный нотариат, есть частнопрактикующие нотариусы, имеется модель наделения нотариальными функциями адвоката. Следовательно, европейский парламент не ставит перед собой цель унифицировать нотариальную службу а значит, и российский законодатель, а также правоприменитель должны исходить именно из этого постулата. В центре внимания европейского права находятся не сами вопросы организации нотариата, а функции, выполняемые такими органами[27].

В качестве положительного момента следует отметить направление проекта Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» экспертам Совета Европы для предоставления заключения[28]. Следует обратить внимание на замечание относительно языка нотариального производства: «Продолжающаяся глобализация торговли и правовых отношений заставляет задуматься над вопросом о том. может ли нотариус с согласия всех заинтересованных лиц производить нотариальные действия (удостоверение, свидетельствование), касающиеся документов, составленных на иностранных языках ... В Страсбурге против этого предложения были выдвинуты весомые аргументы. Однако возникает проблема возможного совершения нотариальных действий на региональных языках с учетом того, что русский язык является языком делового производства и торговли страны.