Файл: Общение как взаимодействие (Общение как важный фактор личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.

Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Средства общения как невербальные, к которым относят все движения тела, пространственную организацию общения, интонационные характеристики голоса.

19

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении.

К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, поцелуя, похлопывания.

А к проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Нарушением дистанции общения воспринимается негативно.

20

Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.

Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Такой фактор как психологическая совместимость является важным фактором успешного общения субъектов взаимодействия.


В социуме психологической совместимостью понимают как эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

Социальные качества человека выделял А. Б. Добрович, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия и экстраверсия, мобильность и ригидность, доминантность и недоминантность.

Первый кто описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека считается К. Юнг.

21

Направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность личности свойственны экстравертированному типу.

Стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру присущи интровертированному типу личности.

Качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом называют мобильностью и ригидностью. Мобильные люди динамичны и выразительны.

Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем.

При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим.

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.

Действие как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Мид. Каждый акт можно рассматривать как единицу общения.

Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.

Практически любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения.

Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам.

По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими

22

людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. Социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя называют перцепцией.


Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и так далее называют социальной перцепцией.

Социальное восприятие включает восприятие межличностное, само восприятие и восприятие межгрупповое.

В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.

В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта, воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

23

Как же устроена социальная перцепция ее способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Самыми распространенными механизмами являются:

Познание эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний называют эмпатией. Во многом это чувство сопоставляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Но это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием.

А так же различают особую форму восприятия и познания другого человека, сформировавшуеся по отношению к нему устойчивого позитивного чувства называют аттракцией.

За счет чувств симпатии, дружбы, привязанности, любви и так далее, между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.

Это чувство как механизм рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений;

Следующий тип механизма связан с приписыванием человеку причин поведения.

У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.

Соотношение причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает,


24

будут видеться ему во внешних обстоятельствах.

2.3. Вывод по Главе 2

По второй главе мы узнали, что взаимодействие может носить характер конкуренции и конфликта. Конкуренция это борьба индивидов или групп индивидов, которые не обязательно находятся в контакте. Статус индивида или группы индивидов в социальном порядке, с другой стороны, обусловлен соперничеством, войной или более утонченными формами конфликта.

А конфликт, в свою очередь это состязание, в котором контакт является необходимым условием. Конкуренция, явная и бесконтрольная, как у растений, и как великая жизнь-борьба человека со всем человеческим родом и живой природой в целом, бессознательна. Конфликт же всегда осознан; он вызывает самые глубокие эмоции и самые сильные страсти, он мобилизует огромную концентрацию внимания и усилий. И конкуренция, и конфликт являются формами борьбы. Конкуренция при этом непрерывна и безлична, а конфликт - носит временный и личностный характер.

А так же общественные отношения выдают во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, формой организации которой является взаимодействие. Межличностные отношения также указываются во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который

25

возникает при данных конкретных условиях, будет ли это сотрудничество или соперничество, так и степень выраженности этого типа так сказать, будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество.

Поскольку взаимодействия совершенно идентичны по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка выстроить всю систему социального знания, ссылаясь только на результаты формы взаимодействия.

При взаимодействии имеет значение и тот факт, как анализирует каждым человеком его вклад в общую деятельность, именно этот факт помогает ему строить свою стратегию. При этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Непременным является тот факт, что от меры взаимопонимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их взаимообмен. Если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

26

3.


Заключение

И так, мы узнали, что общение это некая форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Это характеризует общение как двустороннюю деятельность, некую взаимную связь между людьми.

Само общения является, прежде всего, состояние у людей наладить между собой какой-то контакт.

По сути общение является самым распространённым средством взаимосвязи. Речь это способ общения человека с другими людьми посредством естественного языка.

Само общения проявляется в основном при совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность так сказать организовать ее. Причастность одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой вклад в эту область. Это и позволяет более детально изучить взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Как было сказано выше общественные отношения являются, частью взаимодействие. Межличностные отношения также связаны с взаимодействием: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при конкретных условиях, это может быть сотрудничество или же наоборот соперничество. Эмоциональная основа в системе межличностных отношений, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом приукрашивает взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная окраска взаимодействия не может

27

полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях неблагоприятных межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно подчинено выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует.

Так взаимодействия, относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности.

Взаимодействие с каждым участвующим, с его вкладом в общую деятельность, помогает ему выстроить свою цель. При этом взаимодействия, возникает на основе взаимопонимания, между его участниками. Понимания партнерами друг друга зависит успешность работы и совместных действий. Если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о собеседнике.