Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда (КСО компании Henkel).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции
1.1 Понятие социальной ответственности бизнеса
1.2 Стандарты корпоративной социальной ответственности
Глава 2 Анализ направлений социальной ответственности компании Henkel
2.1 Описание объекта исследования
2.2 Анализ кодексов социальной ответственности компании Henkel
Введение
В современном обществе в силу его приверженности гуманитарным ценностям невозможны организация и функционирование бизнес-структур без связей с обществом и обязательств перед ним. Констатация существования этой неразрывной связи между бизнес-сообществом и социумом отражается в идее социальной ответственности бизнеса. Становясь все более популярной, эта идея в России находится на стадии концептуализации, до настоящего времени не обрела четких, научно приемлемых очертаний.
Концепция корпоративной социальной ответственности, часто упоминаемая в работах последнего десятилетия, безусловно, задает некоторые ориентиры для создания соответствующих теоретических основ, однако она разработана зарубежными учеными в рамках теории менеджмента и не затрагивает иных, кроме управленческих и отчасти экономических, проблем. Эти особенности не позволяют рассматривать ее в качестве универсальной теории, потребность в которой назревает, если уже не стала насущной. В связи с этим возрастает актуальность попыток определить возможную сферу социальной деятельности бизнеса, содержание этой деятельности и ее правовые формы.
Сегодня в деловом мире значительно возросли требования к открытости ведения бизнеса, появилось понятие отчетности перед обществом. Многие компании ясно осознали, что дальше успешно вести бизнес, функционируя в своем изолированном пространстве, они просто не могут. Для развития открытости перед заинтересованными сторонами и ключевыми партнерами одним из эффективных инструментов управления социальной ответственностью в новых условиях корпоративного развития становится корпоративная социальная отчетность.
Отчет компании может быть представлен в свободной или стандартизированной форме. Свободная форма сводится к выпуску красочных буклетов о благотворительных программах компании, поддержке ею образования, здравоохранения, культуры и спорта. Эта форма очень удобна для компании, однако она не может обеспечить достоверность отчета и сравнимость его с другими подобными документами, не способствует оценке и признанию со стороны международных организаций. Поэтому отчет в свободной форме, в отличие от стандартизированного, сложно рассматривать в качестве серьезного, значимого документа и на его основе анализировать уровень социальной ответственности компании.
В то время как отчет в стандартизированной форме предполагает следование ряду общепризнанных международных стандартов, представляющие собой разрабатываемые авторитетными международными организациями принципы, правила и показатели раскрытия информации о социальной активности компании, которые носят рекомендательный характер и которые помогают компаниям соблюдать правила КСО.
Цель работы: рассмотрение социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда.
Объектом исследования является социально-ответственный бизнес.
Предметом исследования – стандарты корпоративной социальной ответственности.
Курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1 Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции
1.1 Понятие социальной ответственности бизнеса
Прежде всего, необходимо определиться с понятием "бизнес", которое применительно к избранной проблематике должно означать субъект предпринимательской деятельности или совокупность таких субъектов в регионе, стране, отрасли экономической деятельности (бизнес-сообщество). С учетом складывающейся практики социальной активности предпринимателей очевидно, что это понятие в настоящее время реально охватывает лишь организации, являющиеся работодателями значительного количества работников и получающие внушительного размера прибыль.
Нельзя не обратить внимание и на то, что социальное предназначение бизнеса в научной литературе рассматривается в узком, среднем и широком значении (иногда говорят об уровнях ответственности).[1]
В узком значении социальная ответственность бизнеса сводится к его основной цели - извлечению прибыли и удовлетворению потребностей потребителей.
Условно названное средним значение охватывает уплату предусмотренных законодательством налогов, создание рабочих мест и выплату справедливой заработной платы работникам. Совершенно очевидно, что сюда должно включаться и осуществляемое в силу требований закона социальное страхование. В России это пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, медицинское страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Широкое значение включает не только названные компоненты, но и деятельность, необязательную для субъекта предпринимательской деятельности и не имеющую непосредственной связи с его интересами, - установление благоприятных (льготных по сравнению с требованиями законодательства) условий труда, осуществление дополнительного социального страхования и социальной поддержки работников и пенсионеров из их числа, а также членов семей работников, участие в социальных программах государственных и муниципальных органов власти, благотворительность.
В принципе только широкое значение роли бизнеса в общественном развитии можно интерпретировать как социальную ответственность в собственном значении этого термина. Другие трактовки социальной ответственности сужают ее значение либо до интересов самого бизнеса, либо до условий его легитимного существования в государственно-организованном обществе. Определяя лишь основные параметры взаимодействия с другими хозяйствующими субъектами, общественными институтами и государством в рамках действующего законодательства, они не отражают главного в концепции социальной ответственности бизнеса - приверженности идее добровольной инициативной деятельности в социальной сфере.
Вряд ли можно говорить об извлечении прибыли и удовлетворении потребностей потребителей как о некой социальной цели, имеющей самостоятельное (за пределами функционирования экономического механизма) значение для общества. Это просто обозначение основной функции предпринимательской деятельности. Сведение социальной ответственности к исполнению предписаний законодательства также не способствует определению ее как оригинального понятия. Во-первых, соблюдение закона описывается специальным термином "правомерное поведение", ничего нового по сравнению с этим термином идея социальной ответственности в предложенном значении не несет. А во-вторых, игнорирование требований закона недопустимо и наказуемо, т.е. альтернативы правомерному поведению в нормальном обществе попросту не существует. Недаром некоторые исследователи проблем социальной ответственности бизнеса делают акцент на добровольном исполнении предпринимателями социальных обязательств за пределами требований закон.[2]
Вместе с тем идеологи корпоративной социальной ответственности неизменно включают в это понятие соблюдение законов в качестве необходимой составляющей. Очевидно, такая позиция основана на убеждении (основанном на жизненном опыте), что бизнес осознанно или подсознательно стремится к уклонению от исполнения требований законодательства. Поэтому в современных условиях необходима постановка отдельной задачи соблюдения действующего законодательства. Российская действительность подтверждает существование такой необходимости.
Не останавливаясь на нарушениях законодательства (как налогового и экологического, так и трудового) в силу специфики этой проблемы, не вполне совпадающей с проблематикой статьи, затронем только один аспект отношения бизнеса к действующему законодательству - непрекращающиеся попытки изменить правовое регулирование, с тем чтобы в максимальной степени учесть интересы бизнеса, даже если это не согласуется с целями социальной политики государства и интересами работников. Таким образом, признание трудового законодательства и необходимости выполнять установленные государством требования носит сугубо формальный характер в рамках "соблюдения приличий" и не отменяет стратегической цели бизнеса - свести содержание правового регулирования трудовых отношений до необременительного минимума. Стремление к достижению именно этой цели неоднократно демонстрировалось представителями бизнеса и в ходе подготовки и принятия Трудового кодекса РФ, и впоследствии .
Это не может не настораживать. Прежде всего потому, что в определенной степени свидетельствует если не об осознанном движении к "свободе от права", то о проявлении своеобразного "социального эгоизма", который, как показывает исторический опыт, ведет к обострению противостояния труда и капитала и даже с сугубо прагматической позиции ничего хорошего для общества не несет.
Вместе с тем, возвращаясь к концепции социальной ответственности бизнеса, нельзя признать обоснованным включение в нее такого элемента, как ответственность за соблюдение требований законодательства, в том числе трудового и социального. Прежде всего упомянутая концепция по своему характеру является социально-экономической, а ответственность за соблюдение законодательства не может рассматриваться в отрыве от правовых явлений. Произвольное объединение разнородных по своей природе и существу элементов вряд ли методологически оправдано. Важно указать и на то, что, говоря о некой правовой ответственности (сводящейся к соблюдению законов), сторонники ее включения в содержание корпоративной социальной ответственности, не будучи юристами, исходят скорее из психологического представления об ответственности как личностном качестве, проявляющемся в том числе в готовности выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
Идея же социальной ответственности бизнеса основана главным образом на философском осмыслении социально-экономических процессов и стремлении задать экономическому развитию выходящий за пределы собственно экономики метаэкономический вектор. Задачей экономической деятельности не может быть только экономический рост, в противном случае можно прийти к абсурдному тезису о существовании экономики ради экономики. Цели национального экономического развития должны определяться государством (обществом). Из этого с неизбежностью следует, что эти цели, во-первых, не задаются априори самой экономикой; во-вторых, не исчерпываются задачами ее развития, т.е. лежат вне плоскости экономических явлений. Экономический рост является лишь предпосылкой социального прогресса, однако не гарантирует этот прогресс и, следовательно, не исчерпывает значения общественного развития.[3]
Основой социальной ответственности бизнеса является представление об осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии с морально-этическими принципами и нравственными идеалами добра и справедливости, а сама ответственность проявляется в определенных действиях (деятельности), имеющих социальную, общественно значимую направленность. При этом термин "социальный" в данном контексте обозначает не только сферу соответствующей деятельности бизнеса, подчеркивая ее общественную значимость, но и характер ответственности, проявляющийся в существовании нравственного долга перед обществом в целом.
Строго говоря, социальная ответственность бизнеса является экстраполяцией социолого-психологического представления об отношении индивида к своим поступкам, словам и т.п. на бизнес-сообщество.
Исходя из того, что именно этот - нравственный - аспект является ведущим в концепции социальной ответственности бизнеса, очевидно, он и должен стать основным критерием при определении того, какие виды деятельности можно рассматривать как включенные в сферу такой ответственности. Исключая собственно предпринимательскую деятельность и законопослушное поведение, о чем было сказано ранее, приходим к тому, что во главе угла остается добровольная инициативная деятельность в социальной сфере, не имеющая непосредственной связи с интересами извлечения прибыли.
Заметим, что социальная сфера в таком аспекте охватывает практически все, что не относится собственно к бизнесу: как трудовые отношения с собственными работниками, так и поддержку образования или физкультуры и спорта. Иными словами, все, что выходит за пределы вполне объяснимого экономического интереса. При этом обычно социально ответственное поведение понимают как охватывающее в том числе добросовестную деловую практику в отношении поставщиков и других деловых партнеров, а также потребителей и конкурентов. [4]
Однако такая практика, хотя и свидетельствует о приверженности субъектов предпринимательства нормам этики и оказывает влияние на общественное развитие в самом широком смысле слова, социальной деятельностью, т.е. деятельностью, имеющей целью создание условий для развития человека, не является.
Работодатель, ориентирующийся на социальную ответственность, должен избегать недобросовестной правоприменительной деятельности, которая, подчеркнем, не вступает в прямое противоречие с требованиями законодательства, а лишь использует в своих интересах его несовершенство. В качестве примера можно отметить встречающиеся случаи уменьшения заработной платы работников, в том числе основной (тарифной) ее части, под предлогом изменения организационных или технологических условий труда. Формально ст. 74 ТК РФ это допускает, во всяком случае она не содержит специальной оговорки относительно невозможности снижения размера заработной платы. В соответствии со ст. 57 ТК РФ оплата труда относится к обязательным условиям трудового договора, и, хотя в средних и крупных организациях это условие просто воспроизводится из соответствующих нормативных актов (коллективного договора или положения об оплате труда), буквальное прочтение нормы ч. 1 ст. 74 ТК РФ позволяет относить заработную плату к тем условиям, которые могут быть изменены в одностороннем порядке работодателем. Некоторые работодатели этим пользуются, несмотря на то что изменения технологии производства, техники, а также реорганизация производства объективно не могут служить обоснованием уменьшения размера заработной платы. Названные изменения процесса труда направлены на повышение эффективности производства, повышение производительности труда, экономию ресурса рабочей силы. Специалисты в сфере экономики труда и организации производства в качестве возможных последствий таких преобразований называют оптимизацию использования наемного труда и, как следствие, сокращение персонала, но не уменьшение заработной платы, которая с ростом производительности труда и эффективности производства, как правило, увеличивается.