Файл: Общение как взаимодействие (Общение как важный фактор личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы в процедуре общения выделяют следующие:

9

- Текстура в личности собеседника.

- Потребность сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и тому подобное.

- Установление контакта

- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

- Проектирование содержания своего общения — человек представляет себе что именно скажет.

- Бессознательно и иногда сознательно индивид выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, как себя вести, решает, как говорить.

- Обмен идеями, мнениями, фактами

- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

- Известными считаются в последние несколько десятков лет различные обучающие технологии общения. Народ все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением излагать свои мысли. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими

10

факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

1.2 Функции общения

Чтобы определить сущность общения важным оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о его функциональной и уровневой организации. Общение определяют как взаимодействие людей, предметом которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, подходящих для процесса совместной деятельности. К примеру Панферов выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, познавательный и регулятивный. А, Ломов в свою очередь описал три стороны так сказать функции, общения: информационно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную, регуляционно – коммуникативную и

подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента. В настоящее время распространен подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны, причем все эти стороны общения проявляются одновременно. Обмен информацией при коммуникации реализуется в, интерактивная - в регуляции взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых то есть вербальных, невербальных систем общения, перцептивная за счет таких психологических механизмов, как рефлексия, сравнение, апперцепция идентификация.


11

Все личности общения несут собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как изначально воплотившие разновидности общения. Так, согласно одной из теории в общении могут быть выделены три функции: это активационная - побуждение к действию; интердиктивная - запрещение, торможение дестабилизирующая - угрозы, оскорбления и так далее, и четыре основные функции общения: инструментальная - координация деятельности путем общения; синдикативная - создание общности, группы; трансляционная самовыражения.

1.3. Взаимодействие

В психологии взаимодействием считается воздействия объектов, процесс непосредственного или опосредованного контакта друг на друга, порождающую их связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Раскрывая более детально влияния людей друг на друга, можно сделать вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. Психологические же отношения – результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, то есть переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами.

12

Таким образом, взаимодействие и психологические так сказать общественные отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако, сами взаимодействия и общественные отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними.

Психологические отношения, взаимодействие, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними – это одно порядковые, но, в то же время, разно уровневые явления, которые не разделяемы один от другого.

1.3. Вывод по Главе 1

В этой главе мы узнали что взаимодействия и общение имеет немаловажную роль в психологии. Так взаимодействие людей имеет огромное значение, человек с рождения является неотъемлемой частью взаимодействия, допустим при рождении у новорожденного и у матери есть некая связь, по сути, взаимодействие. Основными компонентами в процессе взаимодействия между людьми являются они сами, их взаимная связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга.
Взаимодействие является важной частью в социальной психологии и в социологии, поскольку они взаимосвязаны. Идея взаимодействия как принцип подхода к пониманию социально-психологического общения, его места и роли в социальной жизни общепринята и получила распространение среди социологов и психологов.


Взаимодействие, таким образом, складывается из действий. Каждое же социальное действие представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов. 13

2. РАЗНОВИДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. КОНКУРЕНЦИЯ

2.1 Виды взаимодействия.

Взаимодействия по своей сути подразделяется на две противоположности: сотрудничество и конкуренцию или как его еще называют на конфликт.

Сотрудничество это и есть способность взаимодействия, нескольких людей работать вместе, чтобы достичь общих целей.

Сотрудничество   это необходимый компонент для совместной деятельности. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности. Первое из которых, разделение единого процесса деятельности между участниками, и второе это изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что предмет и мотив деятельности не совпадают.

Многие тысячелетия такой метод, как сотрудничество, помогал людям в достижении общих возможных целей. Всегда, во все времена человечество стремилось наладить выгодную связь, которая является крепким фундаментом для быстрого и успешного развития общества.

14

2.2. Конкуренция как вид общения и взаимодействия

Конфликт двух противоположно направленных структур, взглядов объектов взаимодействия считается конкуренцией. Этот вид взаимодействия считается как негативный тип взаимодействия. Но возможно и найти хорошие стороны конфликта, которые приведены в психологии.

При рассмотрении конфликта, прежде всего, необходимо определение собственного мнения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают в различных ситуациях и в предметах.

Выделяют две стадии обостряющее свое внимание социальная психология: во- первых осознание конфликта его участниками; во вторых это конфликт, порождаемых психологическими факторами. Все эти задачи могут быть решены понятий и схемы исследования. Основные характеристики заключающие конфликт является структура, динамика, функция и типология конфликта.


Общая систематика конфликта это позиции участников объекта, а так же развитие и разрешение конфликта. Эти виды ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Всеобщее представление о том, что всякий конфликт в какой то мере имеет негативное значение, опровергнуто множеством исследований. При рассмотрении различных типов взаимодействия важнейшей проблемой содержания деятельности, которые даны те или иные виды взаимодействия.

15

2.3. Место взаимодействия в структуре общения

Структура общения, совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей. Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.

Если процесс общения появляется на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Дружное участие многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Для этого очень важно не только обменяться действиями, но и еще обменяться информацией, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же сторона общения раскрывается понятием взаимодействие, можно теперь ответить: это та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой

16

деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Каждая ситуация проявляет свой стиль поведения и действий, при этом в каждой из них человек по-разному преподносит себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Успех не может быть гарантирован, если допустим стиль сфор­мирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую. Различают три основных стиля действий: гуманистический, ритуальный, манипулятивный. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Этот вид стиля обычно задан некоторой культурой. К примеру, стиль приветствий, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Нужно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тща­тельному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.


17

2.4. Виды восприятия и взаимодействия объектов общения

Связь общения связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности, так называемой коммуникацией.

Само по себе термин коммуникация является актом и процессом установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Целью или действиями, которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Целью выступает достижение социальной общности.

Коммуникация так же рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Широкое распространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди.

Задачей общения как коммуникация проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию является коммуникатором, а человек, воспринимающий эту информацию считается реципиентом.

В процессе общения коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.

Межличностно информационный обмен определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных

18

барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости индивидов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.

Прежде чем человек получает информацию, он ее вначале всего воспринимает.

Само восприятие зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития.

В итоге общением считается обмен информацией, значимой для участников общения. Общения как средства делятся на две группы это вербальные и невербальные.