Файл: Понятие правового государства (Исторические особенности становления и развития идеи правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Разрушены процедуры взаимодействия об­щества и государства. Чиновники выбирают пред­ставителей так называемой «общественности», с которыми они проводят «ритуальные» встречи, вместо того, чтобы поддерживать диалог с реаль­ными людьми.

9. Недостаточная поддержка оказывается ма­лым и средним компаниям, которые должны со­ставлять основу рыночной экономики и свободно­го гражданского общества. Правительство по-прежнему очень активно занимается частной тор­говлей.

10. Отсутствие правовых и экономических ус­ловий препятствует развитию неправительствен­ных организаций и благотворительных организа­ций.

11. Без развития гражданского и свободного общества прогресс России, находясь на демокра­тическом пути его интеграция в мировое сообще­ство невозможны.[14]

По мнению исследователей, для совершенствования гражданского общест­ва и создания правового государства, в России необходимо сделать сле­дующее:

1. Эффективность управления государством должна повышаться за счет социальной вовлеченности граждан, развития партнерских отношений между обществом и институтами власти, развития демократической культуры.

2. Общественность должна получить контроль над деятельностью силовых структур. Права гра­ждан на участие в управлении делами государства должны осуществляться на конституционном уровне, хотя бы на уровне некоторых зарубежных стран, где существуют элементы правового госу­дарства.

3. Необходимо строго разграничить организа­ционные и финансовые функции правительства, связанные с экономическими интересами государ­ства и социальной защитой населения. Экологиче­ский мониторинг и оценка должны быть восста­новлены и поддерживаться вне государственных учреждений.

4. Необходимо создать экономические стимулы и механизмы для развития свободного граждан­ского общества. Социальное неравенство должно быть уменьшено за счет полного отказа от реаль­ных арендных платежей, взимаемых за использо­вание природных ресурсов. Экономическая дея­тельность должна быть децентрализованной.

5. Управление государственными делами должно быть передано на местный уровень. Спи­ сок избранных должностных лиц следует расширить, а число назначенных должностных лиц – сократить.

6. Необходима реальная независимость судеб­ной власти. Гражданам должен быть предоставлен равный доступ к правосудию (за счет увеличения числа судов и судей и за счет централизованного и независимого финансирования судов). Военные судебные коллегии должны быть упразднены.


7. Граждане должны иметь беспрепятственный доступ к информации, в том числе экологической, а также к информации о потенциальных угрозах их безопасности или здоровью, о нарушениях прав человека и гражданских свобод. Должны быть ус­тановлены процедуры привлечения к ответствен­ности государственных должностных лиц за отне­сение открытых данных к категории секретных или охраняемых авторским правом, а также пре­следования граждан и организаций за сбор, анализ и распространение таких сведений информация. Секретные данные должны быть безоговорочно раскрыты по истечении срока их действия.

8. Необходимо восстановить и законодательно закрепить право граждан отзывать выборных должностных лиц, не оправдавших ожиданий сво­его электората, до окончания срока их полномо­чий.

9. Процедуры публичного обсуждения всех ре­шений, принятых в отношении здоровья и благо­получия населения, должны быть разработаны и преобразованы в закон. Такие дебаты должны происходить на этапе подготовки законодательст­ва, результаты которых должны учитываться при принятии окончательных решений.

10. Экономические стимулы и правовые воз­можности должны создаваться в поддержку обще­ственных организаций либо за счет благотвори­тельных организаций, либо за счет общественного спроса.[15]

Таким образом, можно сформулировать общий вывод, что становление правового государства, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, равенство и равноправие всех членов общества требует совместных усилий государства и его граждан.

Ответственная позиция каждого члена общества, признание каждым прав человека высшей ценностью и готовность отстаивать и защищать не только свои права, но и права своих сограждан любыми законными способами – вот те обстоятельства, которые являются непременным залогом в достижении общей цели – формировании правового государства.

2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства

Основу взаимоотношений между государством и личностью составляют принципы правового государства с четким определением ценностных приоритетов в пользу человека, его прав и свобод.

Вместе с тем, представляется очевидным, что провозглашение основных прав и свобод человека само по себе не является достаточной гарантией их эффективного осуществления.


В этой связи, охрана прав и свобод человека выступает практической задачей всех государственных органов.

Именно реализация принципа взаимной ответственности государства и личности обеспечивает гармонию в их отношениях, баланс их интересов, гарантирует существование подлинно правового государства.

Напротив, отсутствие эффективного механизма его реализации является предпосылкой распространения социальной несправедливости, что многократно увеличивает риск возникновения и обострения конфликтов публичных и частных интересов.

Сказанное позволяет утверждать, что проблемы взаимной ответственности государства и личности приобретают стратегическое значение для становления и развития социальной и правовой государственности.

Реализация всех возможностей, заложенных в правовом статусе, возможна лишь в условиях правовой государственности, идеи которой отражены в основных законах большинства стран мира. Конституция РФ также провозгласила Россию демократическим правовым государством (п. 1 ст. 1), права и свободы человека высшей ценностью, а основной обязанностью государства — признание, соблюдение и защиту этих прав (ст. 2). Тем самым декларируются новые формы взаимоотношений личности, общества и государства, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Однако само декларирование идей правовой и социальной государственности не влечет неукоснительного следования им участников общественных отношений.

Правовой статус граждан в современной России характеризуется такими особенностями, как крайняя неустойчивость, недостаточная социальная и правовая защищенность, неспособность государственно-властных структур эффективно обеспечить права, свободы и законные интересы гражданина, отсутствие гарантий их реализации.

Современные исследователи характеризуют принцип взаимной ответственности государства и личности как наличие закрепленных законодательством прав и обязанностей органов государственной власти, а также прав и обязанностей граждан, несоблюдение которых должно влечь адекватные меры государственного принуждения.[16]

Таким образом, в трактовке правоведов взаимная ответственность государства и личности представляет собой идею о способе ограничения государственной власти, основанном на верховенстве права и равной обязательности требований закона для власти и подвластных.

Можно сформулировать общий вывод, что принцип взаимной ответственности государства и личности представляет собой сложное организационно-правовое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю формы воплощения в правовой системе России.


Внешняя сторона представлена такими компонентами, как правовой статус личности, сущность и социальное назначение государства, характеризующими все виды взаимодействия власти и индивида. Внутреннюю сторону исследуемого принципа образует взаимная юридическая ответственность частных и публичных субъектов за неправомерные действия.

Заключение

Проведенное в данной курсовой работе исследование особенностей понятия и признаков правового государства позволяет сформулировать следующие выводы:

Правовое государство - такое устройство общества, при котором право, как нормативно закрепленная и реализованная справедливость, имеет приоритет перед государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативными актами, издающимися в его исполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную (при некотором верховенстве последней); высока роль суда, в том числе конституционного, в решении важнейших проблем экономического и политического характера; существует взаимная равная ответственность гражданина и государства, подкрепленная соответствующей нормативной базой.

Правовое государство не учреждается законом или указом: оно является продуктом общественного развития. На пути становления правового государства в России возникает ряд проблем, связанных со сформировавшейся системой ценностей и правовым сознанием граждан.

Одна из сложностей состоит в том, что интерпретация принципа взаимной ответственности государства и личности многие годы предполагала однонаправленную отдачу со стороны граждан как благодарность за предоставленную им свободу.

Однако, в правовом государстве власть должна служить обществу, обеспечивая неприкосновенность личности и её всестороннюю защиту, а граждане, в свою очередь, обязаны нести ответственность перед государством и защищать его интересы.

Становление правового государства, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, равенство и равноправие всех членов общества, требует совместных усилий государства и его граждан.

Ответственная позиция каждого члена общества, признание каждым прав человека высшей ценностью и готовность отстаивать и защищать не только свои права, но и права своих сограждан любыми законными способами – вот те обстоятельства, которые являются непременным залогом в достижении общей цели – формировании правового государства.


Принцип взаимной ответственности государства и личности представляет собой сложное организационно-правовое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю формы воплощения в правовой системе России.

Внешняя сторона представлена такими компонентами, как правовой статус личности, сущность и социальное назначение государства, характеризующими все виды взаимодействия власти и индивида. Внутреннюю сторону исследуемого принципа образует взаимная юридическая ответственность частных и публичных субъектов за неправомерные действия.

В заключение необходимо отметить, что реализация принципов правового государства представляется долгим и сложным процессом, факторами замедления которого являются многонациональный состав населения, огромная территория, а также исторически сложившаяся правовая культура граждан.

Преодоление всех трудностей, возникающих на пути к становлению правового государства, позволит построить в России систему организации жизни, при которой будут верховенствовать закон и право.

Список использованных источников

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. №52; Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Литература

2.1. Научная и учебная литература

  1. Алёшина И.А., Грандонян К.А., Затонский В.А. Общая теория государства и права: учебник. – Саратов, 2018. – 392 с.
  2. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2015. – 516 с.
  3. Сафронов Е.В. Теория государства и права. – М.:ИНФРА–М, 2016. – 615 с.

2.2. Периодические издания

  1. Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия «правовое государство» // Вопросы экономики и права. 2014. №1. С. 14 - 16.
  2. Бгажнокова Д.А., Магдесян Г.А. Проблемы становления правового государства в современной России // Актуальные проблемы формирования правового государства в Российской Федерации. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2017. С. 25 - 27.
  3. Гаджиев Р.М., Магомедов А.Т., Багандова Э.К. Проблемы и перспективы становления правового государства в России // Современный ученый. 2019. № 6. С. 215 - 220.
  4. Даминова З.Ш., Рахманов Ф.Х. Гражданское общество: понятие, признаки // Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 8 - 11.
  5. Круглова А.М. Проблемы становления правового государства в России // Государство и право, экономика и образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2019. С. 28 - 32.
  6. Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 149 - 153.
  7. Молгажева А. Проблемы и перспективы становления правового государства в России // Источники частного и публичного права. Сборник научных трудов по материалам VII ежегодной международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 167 - 174.
  8. Мулява К.Е. Особенности и проблемы становления правового государства в современной России // Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов ХII Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2019. С. 22 - 25.
  9. Петрушина В.Д., Наумова Ю.В. Современные интерпретации теории разделения властей // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 29 - 33.
  10. Ралько О.В. Актуальные научные подходы к феномену «правовое государство» // Гражданин и право. 2014. №11. С. 85 - 88.
  11. Самсонова О.В. Правовое государство: сущность и понятие // Научные труды МГЮА. 2012. №1. С. 178 - 182.
  12. Сердобинцев К.С. Понятие «гражданское общество»: проблема дефиниции // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: материалы международной научно-практической конференции. – М., 2016. С. 123 - 129.
  13. Серов Г.И. Проблемы построения правового государства в России // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сборник научных статей – М., 2019. С. 70 - 72.
  14. Соловьева Д.В., Працко Г.С. Правовое государство в истории политико-правовой мысли России // Тенденции и перспективы решения проблем государства и права: сборник статей Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 127 - 132.
  15. Целиковская Ю.К., Гайлаев Х.Р. Правовое государство - признаки. Право и закон в правовом государстве // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. № 2. С. 149 - 155.
  16. Шайсламова М.М. История формирования идеи правового государства // Актуальные проблемы формирования правового государства в Российской Федерации. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2016. С. 93 - 94.