Файл: Понятие правового государства (Исторические особенности становления и развития идеи правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфически российским феноменом выглядит всеобщий правовой нигилизм, который проявляется не только в нежелании строго соблюдать законы, но и в нежелании их знать и даже, порой, в нежелании вообще их иметь. В сознании людей плохо удерживается мысль о том, что основным регулятором всех управленческих процессов в демократическом государстве является система норм права.

Большая часть некоммерческих организаций, возникших в России в постсоветское время, была создана, существовала и продолжает существовать на средства западных спонсоров и доноров. Что характерно для развивающихся стран, население которых никогда прежде не знало демократии.

Общественные некоммерческие организации, составляющие авангард гражданского общества, не являются политическими организациями в узком смысле этого слова, так как их основная цель не состоит в перераспределении и захвате властных полномочий. Они также не преследуют коммерческих целей, то есть получение прибыли. Однако эти организации дают возможность гражданам влиять на принятие важных управленческих решений, напрямую затрагивающие их интересы, выступать в качестве реальной силы давления на бюрократию и коррупцию, существенно ограничивать ее проявления, решать повседневные задачи социальной поддержки человека, повышать его благосостояние.

Институты гражданского общества должны развиваться на инновационных принципах. В такой модели инновационного развития ставка делается на наиболее «продвинутые» некоммерческие организации и наиболее востребованные направления, формирование нового качества экономической и социальной сфер. На них концентрируются ресурсы развития институтов гражданского общества (экономические, кадровые, организационные, идеологические).

Инновационное развитие страны вне активного участия институтов гражданского общества лишено стратегической перспективы.

Стратегия развития институтов гражданского общества по оптимистическому сценарию с максимальной степенью использования благоприятных возможностей для развития общества в перспективе до 2025 г, может выглядеть следующим образом:

I этап (2009 - 2015 гг.). При сохранении ряда инерционных тенденций осуществлен ощутимый поворот к инновационным механизмам и технологиям, создание инфраструктуры, необходимой для инновационного развития некоммерческих организаций. Повысилась степень узнаваемости некоммерческих организаций среди населения. Улучшилась прозрачность деятельности некоммерческих организаций и органов власти. Однако динамика развития некоммерческих организаций показывает не устойчивый характер.


II этап (2016 - 2020 гг.). Некоммерческие организации значительно расширят масштабы своей деятельности, усилятся их экспертные функции. Произойдут структурные сдвиги в номенклатуре некоммерческих организаций в сторону сбалансированного типа развития, однако значительно усилится внимание к комплексным социальным проектам, в т.ч. по проблематике человеческого потенциала, развитию гражданского общества и др. Благодаря созданию надежного информационного поля (Интернет) о деятельности некоммерческих организаций сформируется позитивный мнение и усилится доверия к институтам гражданского общества. Произойдет переход от стратегии управления не затратами, а результатами.

III этап (2021 гг. - 2025 гг.), Институты гражданского общества выйдут на новый качественный уровень. Обогатятся формы интеграции некоммерческих организаций, их межсекторное взаимодействие с государственными структурами и бизнесом, особенно в реализации крупных комплексных социальных федеральных, региональных, городских и муниципальных программ. В действии некоммерческих организаций будут широко использоваться системы социально-юридических механизмов и технологий. Обязательным станет участие общественных организаций в выработке социальной политики правительства на всех уровнях власти, в оценке ее качества, ее общественный аудит, а также произойдет рост гражданской активности населения. В повседневную практику пойдет использование социальных стандартов в деятельности некоммерческих организаций и Правительства как критерия успешной реализации социальной политики. Эффективность и авторитет некоммерческих организаций значительно возрастут, и не будут зависеть от субъективных предпочтений их лидеров и руководителей органов власти. Негосударственные некоммерческие организации во всё большей степени будут развиваться как социально-политический системообразующий фактор.

Пессимистический сценарий вероятен при сохранении тенденций развития существующих условий и главных особенностей современного состояния системы гражданского общества. Он представляет собой их экстраполяцию в перспективу до 2025 г. При реализации данного сценария в стране будет складываться ситуация, неблагоприятная для активизации гражданского участия и развития институтов гражданского общества: сохранится низкая гражданская активность граждан; останется прежней или чуть измениться структура некоммерческих организаций и их ориентация на поддержку и патернализм со стороны государства и бизнеса; не изменятся формы финансирования; сохранится формальное отношение к развитию системы местного самоуправления. Социально-экономическое расслоение населения сильно увеличит степень конфликтности в обществе


Естественный, устойчивый путь гражданского общества – это развитие конкретных, местами даже приземленных социальных инициатив, включающих ясную связь с личным интересом участников и с их возможностями делать, а не говорить, добиваться результата собственными усилиями, а не ждать его от начальства.

Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе 

2.1. Развитие идей правового государства в России

В современных условиях, перед нашим государством, взявшим курс на создание правового общества, остро стоит вопрос определения меры экономической свободы индивида и степени влияния государства на эту свободу.

Ныне действующая Конституция РФ, раскрывая смысл правового государства, устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Из этого конституционного положения следует вывод о том, что в качестве основного приоритета нашего государства выступают права человека, и что немаловажно его свобода. Но государство не вправе предоставить полную свободу личности, полагаясь на ее благоразумие и самосознание.

Такой подход мог бы привести к катастрофическим последствиям, и потому любое общество непременно должно ответить на вопросы: «что такое свобода?», «где границы этой свободы?», «насколько и всегда ли свобода имеет положительную оценку?». И здесь важнейший закон нашего государства отвечает: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».[12]

Таким образом, признавая свободу важнейшей ценностью и обязательной составляющей правового государства, законодатель определяет необходимость некоего ограничения свободы индивида, в том числе экономической, так как именно экономика является основой, способствующей формированию равноправного положения всех членов общества. И это ограничение, указанное законом, основывается на принципе уважения чужих прав и свобод. И целью этого ограничения является установление равновесия гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами, защищен государством от посягательства на них. Дальнейшие положения законодательства, в том числе, конституционные детализируют и конкретизируют те права и свободы, которыми государство наделяет своих граждан, а также устанавливают механизмы реализации данных прав и свобод.


Но можем ли мы сегодня с полной уверенностью сказать, что те конституционные и иные законодательные нормы, которые гарантируют нам наличие и реализацию наших прав имеют непосредственное действие, провозглашенное Конституцией РФ, и не носят декларативного характера? К сожалению, нет.

Многие положения Конституции РФ до сих пор по большей части имеют декларативный характер, а не определяют действительного положения человека в российском обществе. И это представляется вполне закономерным, так как формирование правового государства есть трудный и длительный процесс, и Россия вступила в этот процесс не так давно.

Процесс, начавшийся в XIX веке был прерван, наше государство приняло новую идеологию, в которой не было места, господствовавшим прежде концепциям государственного устройства, общество десятилетия существовало в совершенно иной парадигме ценностей. И, сегодня, вернувшись к истокам формирования правового государства, обозначив его основные направления в основном законе страны, наиважнейшей задачей российского общества является неуклонное следование по выбранному пути.

Сейчас очень важно не сбиться с правильного курса, найти верные решения вопросов построения отношений между индивидом и государством. И с этой целью необходимо на всех уровнях уяснить основные принципы построения правового государства. К таковым относятся: наличие системы процедур, механизмов и институтов, гарантирующих защиту субъективных прав человека; связность законодателя правами человека; создание механизма, благодаря которому Конституция станет реально действующим и главенствующим правовым актом, на который должно ориентироваться законодательство всех уровней и суды при принятии решений.

Самым существенным в системе принципов правового государства является наличие такой социальной модели, при которой общество свободно от социальных противоречий, конфронтации и политической борьбы внутри государства, что достигается, в том числе и путем регулирования баланса между экономической свободой и влиянием государства на экономические процессы.[13]

Условия стабильного функционирования правового государства схематично представлены в Приложении 4.

Необходимо понимать, что государство не существует отдельно от общества своих граждан, оно находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с ними, и это взаимодействие – непременное условие успеха на пути становления правового государства.


Роль общества и отдельно взятой личности нельзя недооценивать и усилия государственной власти будут тщетными в обществе, где господствуют равнодушие, скептицизм, безнравственность, где эгоистические интересы представляют главный приоритет, в обществе, где искажена система ценностей, и права человека не признаются и не уважаются в повседневной жизни, на бытовом уровне. Утверждение правового государства возможно лишь там, где в основе общества лежат солидарность и согласованность интересов, где хорошо развиты нравственные начала и в умах граждан господствуют истинные ценности, а права человека имеют приоритетное значение для каждого.

Можно выделить следующие основные причины проблемности развития правового государ­ства в России:

1. Слабость судебной системы с ее зависимо­стью от исполнительной власти. Судебная система по большей части защищает интересы органов власти или корпораций от граждан, вместо того, чтобы защищать закон, права и свободы человека, общественные институты и общие интересы на­ции.

2. Тенденция ужесточения карательных и фис­кальных функций правительства, в ущерб другим его функциям, таким как обеспечение социальной защиты и безопасности населения.

3. Отсутствие сбалансированного распределе­ния полномочий и обязанностей между федераль­ными, региональными и местными органами вла­сти самоуправления.

4. Развитие криминальных и коррупционных сетей в стране (в частности, симбиотические от­ношении преступных элементов с правоохранительными органами и манипулирование чиновни­ками через коррупцию и взяточничество), разру­шающие основы общества и государства, превра­щающие гражданские права и свободы в фиктив­ные и формальные понятия.

5. Растущие ограничения на доступ обществен­ности к информации, расширение требований к служебной тайне, продолжающаяся практика нарушения основных гражданских прав и свобод, фабрикация дел о шпионаже.

6. Отсутствие полноценного законодательства или законодательства в угоду государственных структур по проведению выборов и отсутствие процедур его исполнения не позволяют проводить подлинно свободные выборы и референдумы. Ре­зультаты выборов не исключают их фальсифика­ции, и это исключает возможность досрочного выдворения выборных и представительных должностных лиц, которые не оправдывают ожиданий своих избирателей.

7. Средства массовой информации чрезвычайно зависимы от исполнительной власти, а также от финансово-промышленных групп, оказывающие лоббистские действия/ Это обеспечивает единообразие представленной информации и способствует манипулированию общественным мнением.