Файл: Понятие правового государства (Исторические особенности становления и развития идеи правового государства).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы становления и развития идеи правового государства
1.1 Исторические особенности становления и развития идеи правового государства
1.2 Понятие правового государства в современной теории государства и права
1.3 Основные признаки правового государства
Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе
2.1. Развитие идей правового государства в России
2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства
Введение
Актуальность темы исследования данной курсовой работы обусловлена тем, что зарождение и формирование именно российской модели правового государства прежде всего выражена потребностью российской действительности в последние годы.
Опыт построения государственности многих поколений, ставят концепцию «правового государства» в качестве одного из уникальных явлений, возникающих на стыке теории и практики.
Вместе с тем, разнообразные идеи, особенности их применения к конкретному государственному строительству в определенный период не должны служить определяющим фактором и препятствием понимания концепции правового государства в целом, как комплексной системы, раскрывающей суть подобного феномена. Таким образом, тема исследования данной курсовой работы актуальна и имеет большое практическое значение.
Объектом исследования данной курсовой работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере функционирования правового государства.
Предмет исследования - понятие правового государства; возникновение концепции правового государства; содержание признаков правового государства, конкретные механизмы реализации признаков правового государства.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия и особенностей правового государства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- рассмотреть теоретические основы становления и развития идеи правового государства;
- проанализировать развитие правового государства в России на современном этапе.
Методологической основой работы являются такие методы познания, как диалектический и логический, системный и функциональный подходы, а вместе с ними и частно-научные методы, к числу которых можно отнести формально-юридический, структурный и сравнительный анализ, системный методы и т.д.
Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные отечественной наукой теории государства и права, представленные научными трудами различных авторов, таких как: Ралько О.В., Петрушина В.Д., Наумова Ю.В., Миронов Д.Н., Антонов М.В., Шайсламова М.М., Целиковская Ю.К., Гайлаев Х.Р., Соловьева Д.В., Працко Г.С., Даминова З.Ш., Рахманов Ф.Х., Самсонова О.В., и других авторов.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы становления и развития идеи правового государства
1.1 Исторические особенности становления и развития идеи правового государства
Как особая теоретическая концепция термин «правовое государства» прошел длительное историческое развитие.
Представления о государстве, как особой формы организации общества, всецело основанной на законе, появляются уже в эпоху античности. Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон в своих трудах предпринимали попытки взаимодействия между правом и государственной властью с целью гармоничного функционирования общества.
Прототипом правового государства можно считать государство публично-властной силы, основанной на законе.
Сократ, Платон, Цицерон, Аристотель и другие мыслители античности делали попытки по выявлению различных связей между правом и государственной властью, что обеспечивало бы, по их мнению, гармоничное развитие общества.
Наиболее справедливой и разумной они считали ту форму общежития людей, где закон является обязательным и для государства и для граждан. Аристотель считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой – либо) форме государственного строя».[1]
К идеям древнегреческих философов примыкают гуманистические воззрения древнеримских мыслителей. Государство трактуется ими как публично – правовая общность людей.
Государство, по мнению Цицерона, есть «достояние народа», а народ в свою очередь представляет собой «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Идеи античных мыслителей оказали огромное влияние на развитие учений о конституционализме, правах и свободах личности в эпоху Нового времени.
Представления о свободе и достоинстве личности требовали совершенствования в новом юридическом мировоззрении. Обеспечить политическую свободу личности было возможно лишь на основе принципа разделения власти.
Появление идей о правовом государстве способствовали поиску более совершенных и справедливых форм жизни. Именно государственная власть, признающая право, ставящая право надстройкой функционирования всей системы, ограниченная правом и считалась древними учеными справедливой формой государственности.
В основу современной концепции правового государства легли идеи Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, и других просветителей Европы эпохи Нового времени. Перечисленные ученые считали, что бюрократическое государство эпохи абсолютизма должно сменить государство, в основу которого лягут идеи автономной личности, и присущими ей правами и свободами.
Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. Фон Моля и др.
В последующем, этот термин получил широкое распространение в разных странах, в том числе и в России. Его признавали такие ученные, как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и др.
Однако, как отмечают исследователи, учение о правовом государстве в России формировались и получили развития еще в XIX в.[2]
Истоки обращения к идее об ограничении права монарха законами и конституцией встречаются у М.М. Сперанского в его «Введении к изложению государственных законов» (1809 г).
В.М. Гессен (1868 – 1920 гг.), видный конституционалист, возглавлявший в 1917 г. Особую комиссию Временного правительства по составлению проекта Российской конституции, определял правовое государство как «государство, которое признает обязательную силу всех тех законов и юридических норм, которые издаются как легислатурами, так и правительствами…связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним».
Нельзя не отметить и огромную роль Г.Ф. Шершеневича, который еще начале ХХ века, начал рассматривать проблемы взаимодействия и функционирования гражданского общества во взаимосвязи с правовым государством в России.
Дореволюционные российские правоведы, несомненно, оставили огромный след в отечественной юридической науке. Их рассуждения относительно категории правового государства на наш взгляд, являются актуальными и в наши дни.
Идеи конституционализма в духе их трактовки на пути к подлинному правовому государству в России впервые получили распространение в начале ХХ в.[3]
1.2 Понятие правового государства в современной теории государства и права
В современной российской науке, идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу. Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
В отечественной юридической науке предлагаются различные дефиниции правового государства.
Л.М. Дулич считает «правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений».[4]
М.В. Антонов полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина».[5]
О.В. Самсонова под «правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства».[6]
Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов.
В этой связи, можно предложить следующее определение: правовое государство такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, можно сформулировать общий вывод - понятие правового государства крайне многогранно.
1.3 Основные признаки правового государства
К основным признакам современного правового государства можно отнести – верховенство закона, разделение властей, развитое гражданское общество, взаимную ответственность государства и личности.
Верховенство закона как теоретическая основа правового государства берет свои истоки с глубокой древности. Но и по сей день в современной теории государства и права ведутся исследования, связанные с концепцией верховенства закона как теоретической основы правового государства. Идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение.
Сущность правового государства – в связанности государства правом; такое положение абсолютно новое для российской правовой ментальности, которой издавна присуща чрезмерная, неоправданная ориентация на государственную власть, на полное подчинение личности государству.
Исходя из концепции правового государства, укрепление суверенитета государственной власти и утверждение господства закона представляют собой два тесно связанных процесса на путях к правовой государственности. Все общеобязательные акты: Конституция, закон, подзаконные акты – должны быть правовыми и по порядку и по процедуре своего принятия и действия.
Можно выделить следующие основные признаки верховенства закона:
правовая организация государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;
правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободе человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол власти;
связанность государства им же созданными законами, то есть ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
верховенство Конституции в системе нормативно-правовых актов. Важно, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, то есть непосредственно реализовывались без каких-либо опосредующих актов.
Верховенство закона над другими правовыми актами является важным императивом такого принципа права, как законность, в широком смысле которого следует понимать требование строгого соблюдения (применения и т. п.) законов и основанных на законах правовых актов. Законность нельзя отождествлять с принципом господства права, получившим широкое распространение в международном праве и зарубежном законодательстве. В отличие от требований законности принцип господства права включает качественную характеристику закона, его доступность, определенную предсказуемость (предвидение последствий от его реализации), интерес субъектов права и т.д.